Этот сбежавший из Азербайджана летчик чуть не рассорил СССР и Иран – ФОТО
СССР оказал беспрецедентное давление на Тегеран в 1976 году, когда уроженец Баку, летчик Валентин Засимов сбежал из Азербайджана на кукурузнике в Иран, сообщает Vesti.az со ссылкой на RT.
«В 1976 году лётчик Валентин Засимов бежал в Иран на кукурузнике Ан-2. Для экстрадиции пилота в СССР Москва оказала беспрецедентное давление на Тегеран. Тогда с призывом не выдавать лётчика выступали академик Сахаров и дочь Сталина, но Засимова всё же вернули в Советский Союз и осудили на 12 лет», – пишет издание.
Отмечается, что за 17 дней до побега В.Засимова в Японию сбежал советский военный летчик Виктор Беленко. Впоследствии США предоставили политическое убежище, а американцам достался самолёт, полный секретной аппаратуры.
«Предательство военного лётчика было болезненно воспринято руководством Советского Союза. Поэтому, когда через две недели отставной лейтенант Засимов в одиночку угнал гражданский кукурузник и улетел в Иран, СССР оказал беспрецедентное давление на власти республики. В случае невыдачи Засимова советские руководители грозили начать поставки оружия местной оппозиции, а также курдским и азербайджанским сепаратистам и даже намекнули на возможность открытого военного конфликта», – говорится в статье.
Кроме того, согласно рассекреченным архивам украинского КГБ, непосредственно из-за побега Засимова была проведена спецоперация, в результате которой в Киеве 28 сентября 1976 года за незаконные валютные операции с поличным был задержан 31-летний гражданин Ирана «с целью оказания давления на иранские власти по выдаче советского гражданина».
«Шах Мохаммед Реза Пехлеви предпочёл не усугублять ситуацию, и Засимова вернули в СССР. Тем более что, в отличие от Беленко, никакого интереса советский лейтенант запаса для иностранцев не представлял», – пишет RT.
Младший сын В.Засимова Александр рассказал, что его отец часть своего детства провел на Сахалине.
«Рос в семье военного, мой дедушка был артиллеристом. Они с бабушкой были из Баку, и вполне возможно, что отец родился тоже там, а потом семья уехала на Дальний Восток. После того как дед завершил службу, семья вернулась в Азербайджан, где отец окончил школу», – указал А.Засимов.
По его словам, отец стремился стать военным летчиком, однако в 1960 году Н.Хрущев массово сократил советскую армию, в результате чего В.Засимов стал лейтенантом запаса.
«Мне кажется, это то, что как-то надломило в идеологическом плане и впоследствии, с годами, привело к тому решению, которое он принял. Он был очень разочарован, потому что мечтал о карьере в армии, продолжить военную династию», – пояснил сын.
Он указал, что в итоге он вернулся в Баку, и то ли там не смог найти работу, то ли был направлен по распределению, но оказался в итоге в небольшом азербайджанском городке Евлах. Работал в гражданской авиации, летал на Ан-2, потому что после военного училища на него допускали без переучивания. По его словам, отец на тот момент уже женился, в 1962 году родился мой старший брат. Потом родители переехали во Львов, где в 1971 году родился уже я.
А.Засимов отметил, что его отец в целом скептически относился к советскому образу жизни.
«Был у него во Львове один эпизод, из-за которого они и уехали оттуда обратно в Азербайджан. Отец был командиром Ан-2, но у него был и второй пилот. И вот, когда он пилотировал самолёт, они задели провода. В итоге отвечать пришлось отцу, его понизили до второго пилота. Его эта история очень возмутила. Папа был очень амбициозным, и я думаю, что этот случай тоже сильно на него повлиял», – сказал он.
По его словам, его отец всегда был за правду – даже когда сидел уже в лагере «Пермь-36», сотрудники жаловались маме, что с ним очень тяжело, так как он хотел, чтобы там всё было как положено, по нормативам.
В статье отмечается, что точкой приземления В.Засимова стали окрестности города Ахар – небольшой населённый пункт, сильно удалённый от советской границы и города Лянкяран.
«Я не думаю, что он летел целенаправленно в район этого города, скорее просто горючее закончилось — и сел, где смог. Со слов отца я знаю, что он приземлился прямо в кукурузном поле, он же всю жизнь садился в таких полевых условиях, и это не было для него проблемой. У меня был разговор с одним из его приятелей, и он объяснил, что отец так построил маршрут, чтобы границу СССР пересечь над морем и на очень маленькой высоте. То есть, получается, он сначала летел вдоль береговой линии на юг. Видимо, так пересечь границу было легче с точки зрения обнаружения силами ПВО. А уже затем, в воздушном пространстве Ирана, повернул опять к суше и летел вглубь Ирана так долго, как мог», – рассказал сын.
Он указал, что отец не планировал оставаться в Иране, а надеялся попросить политического убежища в США.
«После выдачи его в итоге доставили в Баку, где и проходил суд. Процесс вёл Верховный суд Азербайджанской ССР, и проходил он в Доме культуры им. Дзержинского, который принадлежал КГБ, — это в самом центре города. Ещё я помню, как мы приезжали к нему на краткосрочные свидания в КГБ Азербайджана, где его содержали. Но что он там говорил, как проходили эти встречи, я, конечно, уже не помню, мне было тогда всего пять лет», – пояснил А.Засимов.
По его словам, прямо ко дню освобождения отца доставили по этапу в Баку, и в день окончания срока его выпустили из тюрьмы КГБ с чемоданчиком.
«Он пришёл домой к своей маме, позвонил мне, и мы с ним встретились… К тому моменту я уже узнал, что его освобождают, и это не было сюрпризом. Ощущения были странные, конечно. Непривычно было осознавать, что у тебя есть отец, всё-таки большую часть жизни — 9 лет из 14 — я рос без него», – подчеркнул сын.
Он отметил, что после освобождения отец устроился простым слесарем газового оборудования. По его словам, на момент выхода отец уже развелся с его матерью.
«Естественно, после его прошлого выбор был небольшой, и пошёл туда, куда взяли. Я думаю, его устроили по знакомству», – сказал сын.
«Как сказать. Из тюрьмы он вышел уже сломленным, был подавлен жизнью. Его, конечно, сильно угнетало, что к тому моменту, когда он освободился, а это уже была перестройка, за такие побеги, по сути, перестали так наказывать. Он не планировал ничего и не надеялся на что-то хорошее в своей судьбе. Слесарем он проработал два года, после чего, насколько я знаю, поехал в Москву в санаторий и познакомился там с женщиной. Через некоторое время он окончательно перебрался к ней в Москву… С этой женщиной он вскоре расстался, сошёлся с другой, более мягкой по характеру, она и ко мне хорошо относилась — я часто к отцу в гости приезжал, останавливался у них. Но прожил он недолго», – указал А.Засимов.
По его словам, отец скончался в 1995 году, ему было всего 55 лет, причина смерти – проблемы с сердцем.
А.Засимов отметил, что очень скучает по Баку – это самая большая ностальгия в его жизни.
«Это самая большая ностальгия в моей жизни. Даже не по каким-то людям из детства и юности, а именно по самому городу», – сказал он, добавив, что в последний раз побывал там в 1995 году.
Он подчеркнул, что планировал поехать в азербайджанскую столицу в этом году вместе с семьей, чтобы показать город им город своего детства, однако из-за коронавируса поездку пришлось отложить.
По его словам, жизнь его семьи могла бы сложиться иначе.
«Но здесь важно отметить, что и самого побега наверняка бы не произошло, если бы отец, как и мечтал, сделал военную карьеру. Если бы не то сокращение армии, то к середине 1970-х он бы уже был майором или подполковником, имел хороший статус, зарплату, гарантированную пенсию, а вместо этого, будучи действительно хорошим пилотом, лётчиком-истребителем, он был вынужден летать на кукурузнике и опрыскивать поля. И в итоге эта копившаяся в нём внутренняя неудовлетворённость жизнью толкнула его на отчаянный шаг. И он сделал то, что сделал. Думаю, если бы не побег, то и мама с ним бы не развелась, и жизнь моего старшего брата сложилась бы более удачно. Он рано умер, ему было всего 47 лет», – резюмировал А.Засимов.