В Азербайджане зафиксирован беспрецедентный рост ненефтяного экспорта в 2021 году - АНАЛИТИКА
Вопреки негативным глобальным факторам – пандемии, гиперинфляции, разбалансировки логистических цепочек, для Азербайджана минувший год однозначно прошел под знаком возрождения экономики и подъема деловой активности. Причем, знаковым моментом здесь стал рекордный рост внешних поставок промышленной продукции. В целом, в минувшем году зафиксирован беспрецедентный рост ненефтяного экспорта, совокупные объемы которого достигли $2,7 млрд, увеличившись почти на пятьдесят процентов.
Благоприятная рыночная конъюнктура способствует сохранению позитивных тенденций в ненефтяном экспорте в текущем году, а в долгосрочной перспективе данный тренд будет всемерно поддержан на государственном уровне.
«В 2021 году экспорт ненефтяной продукции из Азербайджана достиг рекордных показателей, увеличившись на 47,2% по сравнению с 2020 годом. Диверсификация ненефтяной экономики и наращивание производства конкурентоспособной продукции в Азербайджане способствует росту несырьевого экспорта», - сообщил в Twitter министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров.
В целом, запомнившийся самым высоким за последние восемь лет ростом мировых цен на сырье и промышленную продукцию минувший год оказался более чем благоприятным для зарубежных поставок из нашей страны. Так, согласно данным Государственного таможенного комитета (ГТК) внешнеторговый оборот Азербайджана в 2021 году вырос на 38,5% до $33,912 млрд, доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 65,48%, тем самым был обеспечен 2,5 кратный профицит внешнеторгового сальдо превысившего отметку в $10,5 млрд. Безусловно, весьма важную роль во внешнеторговой динамике Азербайджана сыграл небывалый с 2014 года рост цен на нефть и газ, поддержанный сокращением топливных запасов в США, газовым кризисом в Европе, нехваткой электроэнергии и других энергоносителей в Китае, Индии и в целом, в обширном азиатском регионе.
Однако, в минувшем году Азербайджан также добился рекордных показателей по темпам экспорта промышленной и иной несырьевой продукции. Чем же обусловлен такой скачкообразный рост ненефтяного экспорта, и в какой мере данный тренд сохранит устойчивость на обозримую перспективу?
Пытаясь раскрутить маховик глобальной торговли в 2020 году, и выводя из пандемического спада промышленность в году минувшем, ведущие государства мира нарушили устоявшийся баланс на сырьевых и товарных рынках. Вливания нескольких триллионов необеспеченной ликвидности от Федеральной резервной системы США при сохранении предельно низкого уровня учетной ставки, а также накачка ликвидностью экономик Евросоюза, Китая и ряда других экономик Азии обернулось кратным увеличением спроса на биржах, за которым не поспевало предложение.
Добиться желаемого удалось, но финансовые инъекции привели к инфляции и дефициту энергоносителей, также резко возрос спрос на продукцию нефтехимии, цветной и черной металлургии, продовольствие, и т.д. В тоже время чрезмерно увеличившийся мировой спрос на сырье и комплектующие, не мог быть обеспечен соответствующим предложением: пандемия и вызванные ею сбои в производстве привели к сокращению поставок стройматериалов, удобрений, микросхем, автомобилей, электроники, промышленного оборудования и т.д. Беспрецедентная по уровню инфляция приняла планетарные масштабы, причем все это происходило на фоне вызванного пандемией прерывания логистических цепочек и «контейнерного» кризиса, обернувшегося многократным удорожанием перевозок морским и железнодорожным транспортом.
Разбалансировка мировой торговли и рост цен на промышленную продукцию на порядок увеличило потребность в поставках товаров из развивающихся стран, где внутреннее производство сохраняло сравнительно более приемлемые цены. Тем самым, наблюдаемые с начала марта прошлого года изменения мировой конъюнктуры сыграли роль локомотива, на всех парах вывозившего сравнительно более дешевые товары и полуфабрикаты из мировой периферии на более емкие и платежеспособные рынки развитых государств.
Воспользоваться данной мировой тенденцией не преминул и Азербайджан, ведущие отрасли отечественного ненефтяного сектора смогли не только выйти из пандемического кризиса, но и кратно увеличить объемы поставок на внешние рынки.
Так, в 2021 году экономика страны выросла более чем на 5%, но при этом рост ненефтяного промышленного производства составил около 20%. Безусловно, в качестве одного из драйверов роста промышленного производства можно назвать строительно-восстановительные работы в Карабахском регионе, обеспечившие существенный спрос на цемент и иные стройматериалы, транспортную и ремонтную технику, электрооборудование, трубы и т.д.
Однако, ключевым фактором, стимулировавшем индустриальный подъем в стране стал прежде всего экспорт. Причем емкий спрос и высокие мировые цены на промышленную и аграрную продукцию нивелировали имеющиеся у местных производителей сложности - сравнительно более высокую себестоимость производства, необходимость импортировать комплектующие и некоторые виды сырья, огрехи по параметрам и характеристикам продукции, наличие сертификационных и прочих нетарифных барьеров.
Нефтехимическая промышленность - одна из наиболее сориентированных на внешний рынок отраслей отечественной экономики, и в минувшем году профильные предприятия Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) обеспечили 26,4% всего ненефтяного экспорта страны. Поставки продуктов нефтехимии, на общую сумму $712,2 млн обеспечило рост в денежном выражении на 83% относительно показателей предыдущего года. В частности, поставки метанола увеличились на 76%, ну а выручка от экспорта различной полимерной продукции и вовсе возросла в 2,7 раза. Однако, наиболее высокая динамика была зафиксирована в поставках азотных удобрений: причиной всему небывалая продовольственная инфляция и рост цен на сырье (природный газ) приведшие к двух-трех кратному подорожанию удобрений. На этом фоне предприятие SOCAR CarbamidePlant в 2021 году смогло увеличить экспорт карбамидных удобрений в 11,2 раза, на общую сумму $118,5 млн.
Весьма внушительным был рост производства и экспортных поставок по другим направлениям: энергетическое и контрольно-измерительное оборудование, металлические и пластиковые трубы и фурнитура, алюминиевый прокат и профили, медный кабели и катодные пластины, различные стройматериалы, а также хлопковое и шелковое волокно, ткани, кожевенная продукция, вот далеко не полный список товаров, по которым достигнуты кратный рост объемов поставок. Примечательно, что большая часть предназначенной на экспорт индустриальной продукции была произведена в семи промышленных зонах, четырех промкварталах страны, и свыше полусотни агропарков: сегодня именно эти производственные кластеры обеспечивают порядка трети всего ненефтяного экспорта страны.
В частности, в минувшем году в промзонах было произведено продукции на 2,4 млрд манатов с ростом на 88,3%, при этом порядка 40% этих объемов было отправлено на экспорт в более чем 35 государств мира. Можно с уверенностью утверждать, что это самый высокий показатель экспорта ненефтяной промышленной продукции за всю тридцатилетнюю историю независимости Азербайджана.
«Одна из основных причин роста ненефтяного экспорта - активность промышленных зон. В недалеком будущем промышленные зоны, которым правительство Азербайджана придает особое значение, будут выступать в качестве основной базы и движущей силы развития ненефтяной промышленности», - отметил не так давно министр экономики Микаил Джаббаров, оценивая достигнутые в минувшем году успехи по индустриальному развитию Азербайджана.
В свою очередь, важнейшую роль в наращивании несырьевого экспорта сыграли вступившее в силу в марте прошлого года соглашение о преференциальной торговли с Турцией, благодаря чему многие категории азербайджанских товаров поступал на рынок братской страны по нулевым или минимальным таможенным ставкам. Во многом благодаря этому азербайджанский ненефтяной экспорт в Турцию по итогам прошлого года возрос на 79%, практически достигнув $676 млн.
Аналогичные процессы наблюдались и в связях с Россией – главного рынка сбыта отечественной ненефтяной промышленной и аграрной продукции: решение ряда транспортно-логистических, фитосанитарных и погранично-административных вопросов позволило увеличить поставку продовольствия и ненефтяных товаров на 27,3%, до порядка $878 млн.
В целом сегодня на долю России и Турции приходится 57,5% всего объема зарубежных несырьевых поставок. Ощутимый рост товарооборота наблюдался с Грузией (рост на 23,4%), странами Центральной Азии, и в особенности с США, где несмотря на сравнительно небольшие объемы ненефтяных поставок ($74,9 млн) темпы роста экспорта увеличились в три раза.
Весьма неплохая экспортная динамика наблюдалась и в направлении Ирана: по данным посольства ИРИ около 11% ненефтяного экспорта Азербайджана пришлось на Исламскую Республику. В прочем это далеко не предел, так как Тегеран и Баку рассматривают возможности расширения функций приграничных зон свободной торговли, а также не исключено подписание в обозримом будущем соглашения о преференциальной торговле между странами.
Сегодня в мире в целом сохраняются базовые факторы, обеспечившие высокую сырьевую конъюнктуру, а также спрос на промышленную и аграрную продукцию, соответственно в 2022 году азербайджанские поставщики ненефтяной, в том числе промышленной продукции могут рассчитывать на емкий сбыт на мировых рынках.
«Рост ВВП Азербайджана в январе 2022 года составил порядка 6%, ненефтяной сектор вырос почти на 9%, причем ненефтяное промпроизводство увеличилось на 24%, что является рекордным показателем», - отметил недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Вполне очевидно, что столь высокая динамика индустриального производства базируется в том числе и на внешнем спросе, и в новом году в стране по-прежнему сохранятся высокие темпы ненефтяного экспорта. Ну а в ближайшие несколько лет экспортная динамика будет поддержана налаживанием аграрного и перерабатывающего промпроизводства в Карабахском и Восточно-Зангезурском экономических регионах, где в Агдамском, Джебраилском и Зангеланском районах уже начато формирование трех промышленных кластера, большей частью экспортоориентированных.
Свою лепту в эти процессы внесет и ожидаемое на ближайшие годы вложение резидентами промпарков 370 млн манатов в новые индустриальные начинания, а также ожидаемое наращивание капитализации Алятской СЭЗ, которая будет введена в строй к июлю текущего года. Одновременно, в целях географической диверсификации экспорта и освоения новых рынков в постпандемический период по линии Фонда поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO) ускорена работа по продвижению бренда Made in Azerbaijan посредством зарубежных торговых миссий, винных и торговых домов, выставок, бизнес-форумов и т.д. Перед AZPROMO и других подразделений экономического ведомства поставлена задача – поэтапно наращивать ненефтяной экспорт в страны Восточной Европы, Китай, а также государства Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.
По оценкам Минэкономики эти и другие начинания, должны обеспечить двукратный рост ненефтяного экспорта к 2026 году, объемы которого прогнозируются на уровне $5 млрд.
Исмаил Мамедов,
Экономический аналитик
Vesti.az
Азербайджан обеспечивает 30,8% транзита грузов через Грузию
Замминистра: водный дефицит угрожает аграрному сектору Азербайджана
ЦБА: спрос на ипотеку снизился из-за роста ставок
Azeri Light подорожала: нефть Азербайджана вновь в цене
Нефтяной рынок под давлением: Brent дешевле $72, WTI на уровне $68
Банки Азербайджана сокращают поддержку малого и среднего бизнеса