Ильхам Шабан: Азербайджан будет производить и экспортировать зеленую энергетику - ЭКСПЕРТ
Реформы, проводимые в экономической сфере, сегодня уже создали в Азербайджане совершенно новый инвестиционный климат. Об этом президент Ильхам Алиев заявил 14 февраля на церемонии инаугурации.
Говоря о нефтегазовой сфере, Ильхам Алиев отметил, что работа с традиционными видами топлива будет продолжена.
"Идет работа в направлении стабилизации нефтедобычи. Считаю, что в ближайшем будущем будут результаты. Нам необходима стабильная добыча нефти, и мы поставили эту задачу перед инвесторами», - сказал глава государства.
По словам Ильхама Алиева, в свое время нерасположенные к Азербайджану круги распространяли слухи, что нефти в нашей стране нет. И это несмотря на тот факт, что Азербайджан с 1997 года поддерживает на высоком уровне добычу нефти и экспортирует углеводород во многие страны. Подобные разговоры шли и по поводу «отсутствия» газа. Назвав эти слухи абсурдными, президент отметил, что на следующий год намечена добыча газа с глубокозалегающих пластов месторождения «Азери-Чыраг-Гюнешли» (АЧГ).
В связи с прозвучавшими в речи президента высказываниями Vesti.az обратился к эксперту по вопросам энергетики Ильхаму Шабан.
- Ильхам муаллим, по словам президента, у нас нефтедобыча в Азербайджане стабилизируется. Однако существует мнение, что азербайджанская нефть заканчивается. Как вы это прокомментируете?
- Разумеется, речь идет об ослаблении темпов падения добычи нефти, потому что в 2022-2023 годах добыча начала снижаться довольно высокими темпами. Если в 2022 году годовой темп снижения составлял 1,93 млн тонн, то в 2023 году этот показатель увеличился до 2,46 млн тонн. Столь стремительные темпы снижения наблюдались в Азербайджане только один раз – в 2011-2012 годах. Но тогда это был период спада от пика производства, и в определенном смысле это было понятно, но в нынешний период ситуация напоминает процесс, вышедший из-под контроля.
Поэтому президент в своем выступлении акцентировал внимание на этом событии и дал послание обществу о том, что проведены переговоры с добывающими компаниями с целью направления добычи черного золота на путь стабилизации, определены задачи, которые необходимо решить для замедления темпов спада добычи.
В предстоящий среднесрочный период уже не будет наблюдаться таких спадов, которые могли бы вызвать беспокойство.
Замечу, что это видно из заявленных шагов компании BP. Только в этом году планируется пробурить 18 скважин, 12 из которых будут эксплуатационными. Кроме того, в этом году увеличится добыча конденсата (жидких углеводородов – ред.) на месторождениях «Абшерон» и «Умид». Если в прошлом году на месторождении "Шахдениз" наблюдалось небольшое снижение добычи конденсата на 2,8%, то в этом году прогнозируется ее увеличение.
Если обратить внимание на прогнозы добычи нефти в Азербайджане от Международного энергетического агентства и ОПЕК, то можно увидеть, что добыча стабилизируется. Правда, я считаю прогноз этих организаций вполне позитивным, но в любом случае темпы спада должны находиться на низком уровне, что будет ощущаться и в этом, и в следующем году.
- В своей речи Ильхам Алиев заявил, что в настоящее время газовое месторождение «Абшерон» является нашей ресурсной базой. Так же он упомянул месторождения «Шахдениз» и АЧГ. Как вы считаете, не подтверждает ли это тот факт, что нефти становится меньше, и мы делаем ставку на добычу газа?
- Правительство Азербайджана в 2012 году сделало заявление о том, что 21 век будет для Азербайджана «Веком газа», то есть в энергетической сфере будет преобладать именно газовое направление. Так же, в 2012 году мы заявили, что Азербайджан со своими партнерами начинает реализовывать Южный газовый коридор с тем, чтобы начать освоение крупных объемов каспийского газа. И в 2018 году цель быдла достигнута. В 2020 году мы начали экспорт своего газа на самый крупный потребительский рынок - в Европу. Отмечу, что на европейском рынке было реализовано 48% азербайджанского газа. А учитывая, что за последние 5 лет мы подняли добычу еще на 8-9 млрд кубометров, очевидно, что Азербайджан увеличит и реализацию экспортного газа на тех же европейских рынках. Если оперировать цифрами, приблизительно 60-65% придется на европейское направление.
Но, с другой стороны, нефть уменьшается. Например, если вспомнить, сколько было открыто нефтяных и газовых месторождений в годы независимости, помня о том, что даже обнаружение запасов с «Азери-Чыраг-Гюнешли» приходится на советское время, то в новейшей истории было открыто только одно нефтяное месторождение, да и то не до конца...
В 1998 году было открыто нефтегазовое месторождение под названием «Карабах», но и оно пока не эксплуатируется. Тем не менее, в республике ведется интенсивная нефтедобыча: за 70 лет советского периода в Азербайджане добыли миллиард тонн нефти, а за годы независимости было извлечено чуть больше 800 млн тонн. Это естественно, применяются современные технологии, рынок диктует новые потребности. На мировом рынке то же самое. Если сравнить, какой был объем потребления 30 лет назад и сейчас, то фактически он увеличился на 25%. По моему мнению, темпы освоения недостаточны. Надо больше извлечь нефти из продуктивных пластов, ведь в следующем поколении в ходу будут другие измерения и другие энергетические ресурсы.
- Вы, наверное, имеете в виду производство возобновляемых источников энергии?
- Разумеется, это не будет ископаемое топливо. Конечно, нефть и газ не закончатся, но в мировом энергетическом балансе доля ископаемого топлива будет существенно снижаться. Я предполагаю, что цена на топливо в 2050 году составит не более 10 долларов, потому что энергию мир получит из возобновляемых источников, и даже Азербайджан потихоньку делает то же самое, увеличивая добычу газа, который хоть и является ископаемым топливом, но более чистым.
Далее, страна параллельно развивает Восточный Зенгезур, Карабах и Абшеронский полуостров, которые имеют большой потенциал с точки зрения возобновляемых источников энергии. Кроме того, Азербайджан в прошлом году принял новый закон об электроэнергии, чтобы к 2028 году этот сектор энергетики регулировался не государством, а рыночным механизмом. После 2028 года не тарифный совет будет определять стоимость электричества для населения, а рынок.
Хочу в этой связи отметить, что мы подключились к «Black Sea Energy project» и к концу этого года технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта будет готово. В целом, говоря о переходе от нефти к газу по объемам добычи, газ отстает от нефти, и к 2025 году в нефтяном эквиваленте добыча газа будет превышать добычу нефти. Что касается дохода, в прошлом месяце цены на нефть и газа были почти идентичными, затем разница увеличилась, потому что цены на газ на европейских рынках снизились.
Конечно, все будет зависеть от цены на энергоносители, но с уверенностью могу сказать, что к концу нынешнего 10-летия газовые доходы и газовая прибыль Азербайджана будет больше, чем нефтяные. А затем будет произведен плавный переход к зеленой энергетике.
Кто бы мог подумать и поверить, что в прошлом году мы экспортировали 3 млрд кВт/ч электроэнергии. Сегодня производственные мощности растут, так как появились водные источники на освобожденных территориях. Отмечу, что лет через пять Азербайджан будет производить и экспортировать зеленую энергетику.
Марьям Садыхова
Шахбазов и Сийярто обсудили реализацию «Зеленого энергетического коридора»
Оборона, соцподдержка и нефть: что заложено в бюджет-2025 Азербайджана – АНАЛИТИКА
Тбилиси и Баку обсудили сотрудничество в двусторонней торговле
Цена на Azeri Light выросла до 75,6 доллара за баррель
Цены на нефть растут второй день подряд
Фрукты и овощи: импорт и экспорт Азербайджана за 2024 год