СОР29: Азербайджан отвечает на политическое лицемерие Запада – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Наглядным подтверждением приверженности Азербайджана глобальной «зеленой» повестке стало его избрание местом проведения климатического саммита. Решение предоставить нашей республике статус страны-хозяйки COP29 было принято единогласным вердиктом двухсот государств.
Отметим для начала, что нынешняя антиазербайджанская кампания в зарубежных СМИ – показатель неспособности целого ряда западных правительств и особенно европейских бюрократов перейти от слов к делу. Поборники климатических действий и авторы многообещающих заявлений оказались перед необходимостью конкретных действий. COP29, по мнению делегатов, будет самой сложной в истории климатических саммитов ООН.
Именно в Баку решается ключевой вопрос финансирования действий в области климата. А значит, придется взяться за работу.
Переговоры представляют определенную сложность - странам придется впервые за долгие годы согласовать новую глобальную финансовую цель (NCQG).
Нужно, наконец, прийти к четкому пониманию: сколько заплатят частный сектор и государства?
А главное, будут ли эти средства выделяться в виде кредитов, или бедные страны получат их безвозмездно?
К этому многие европейские дипломаты оказались не готовы. Особенно сейчас, когда на кону растущие военные расходы. Еврокомиссия готовится выделить из бюджета ЕС 392 млрд евро на развитие военно-промышленного комплекса и транспортной инфраструктуры европейских государств.
К этому стоит добавить и растущий разрыв между военными расходами и инвестициями в климат. «Военные бюджеты достигли 2,44 трлн долларов, что свидетельствует не только о наличии средств, но и о явном отсутствии политической воли направить эти ресурсы на борьбу с изменением климата», - заявили представители объединения стран Южной Азии на саммите в Баку. По мнению иных зарубежных аналитиков, итоги президентских выборов в США тоже сказались на климатических настроениях европейских чиновников.
Победа Трампа подтолкнет законодателей Европы замедлить достижение климатических целей, делится ожиданиями NY Times.
Как видно, не случайно принимающий саммит Баку оказался мишенью политического лицемерия. Части наиболее виртуозной европейской чиновничьей публики легче бойкотировать COP29, чем признать очевидное – собственную несостоятельность и бездействие. Претензии организаторов клеветнической кампании сводятся к тому, что Азербайджан – нефтедобывающая страна, и по этой причине республика не должна принимать это международное мероприятие. Авторы таких заявлений намеренно забывают, что прошедшие климатические саммиты тоже принимались нефтедобывающими странами.
Выступая на открытии Саммита лидеров COP29 президент Ильхам Алиев со свойственной ему четкостью обнаружил несостоятельность голословных обвинений.
«К сожалению, двойные стандарты, привычка поучать другие страны и политическое лицемерие стали устоявшимся методом действий некоторых политиков, контролируемых государством НПО и СМИ по производству фейковых новостей в некоторых западных странах», - заявил азербайджанский лидер. Хоть история нашей страны неразрывно связана с добычей нефти – ни для кого не секрет, что в XIX веке в Баку пробурили первую в мире коммерческую скважину – сейчас доля Азербайджана в мировой добыче нефти составляет всего-то 0,7%, а в мировой добыче газа не превышает 0,9%. Не нужно забывать, что на нашу республику приходится лишь 0,1% мировых выбросов газа.
На самом деле те времена, когда Азербайджан производил больше половины мирового объема добычи нефти, ушли в прошлое. И если тогда назвать республику нефтяным государством было еще приемлемо, в нынешних условиях подобные заявления объясняются разве что недостатком культуры и знаний. Доходы от нефти и газа позволили нам вкладывать средства в здравоохранение, инфраструктуру и образование, что увеличило ВВП на душу населения десятикратно с момента восстановления независимости от СССР. Полученные от добычи и экспорта нефтедоллары все эти годы инвестировались в развитие ненефтяной экономики – страна поднимала промышленность и сельское хозяйство, поддерживала бизнес и инвестиционную среду, наращивала показатели ненефтяного экспорта.
Стоит ли объяснять, что организация климатического саммита в нефтяной стране – это прежде всего показатель ее серьезных достижений? Уже сейчас две трети ВВП республики не зависят от нефти, а ненефтяные отрасли диктуют темпы ее хозяйственного роста.
В продолжение этого Баку взял курс на развитие «зеленой» энергетики. Последовательно увеличивая инвестиции в строительство ВИЭ-мощностей, национальное правительство максимально задействует потенциал государственно-частного партнерства с привлечением крупных в страну крупных зарубежных инвестиций и ведущие компании энергетического перехода.
Сегодня Азербайджан - как председатель COP29 - старается внести своей вклад в поиск консенсуса между развитыми и развивающимися странами и наладить отношения между Глобальным Югом и Глобальным Севером. Мегапроекты, начатые Баку, уже изменили энергетическую и транспортную карты Евразии и привели к созданию плодотворных форматов многостороннего сотрудничества. Одним из таких проектов является прокладка энергокабеля по дну Черного моря. По словам главы государства, это позволит нам экспортировать «зеленую» энергию в Европу, и технический потенциал этого кабеля - а технико-экономическое обоснование по этому проекту будет готово совсем скоро - составляет около четырех гигаватт. Но, опять же, это только начало…
В основе амбициозных планов – большие возможности. Достаточно напомнить, что технический потенциал республики в сфере возобновляемой энергетики достигает 135 гигаватт на суше и 157 гигаватт на море. А если прибавить к этому еще и успехи по переходу на альтернативные источники производства, то можно говорить о пороге количественных изменений, за которым начинаются качественная перестройка энергетических систем. По планам высшего руководства страны, всего за несколько лет в республике будут построены солнечные, ветряные и гидроэлектростанции общей мощностью около 6 ГВт.
А ведь кроме прочего уже подписаны контракты и меморандумы о взаимопонимании по проектам возобновляемой энергии общей мощностью 10 ГВт. Успешность амбициозных планов не вызывает сомнений, учитывая масштабные проекты, реализуемые в партнерстве с гигантами международной «зеленой» энергетической индустрии - ACWA Power (Саудовская Аравия) и Masdar (ОАЭ). Кроме ближневосточных компаний за относительно короткое время к нам пришли ведущие игроки мирового энергетического рынка, такие как BP, Fortescue Future Industries, China Gezhouba Group Overseas Investment, Total Energie, Nobel Energy и AZ Czech Engineering. Совместно с международными энергетическими компаниями и мировыми финансовыми структурами прямо сейчас ведется работа над реализацией ВИЭ-проектов общей мощностью 28 ГВт.
По планам Минэнерго, мощности ВИЭ достигнут в Азербайджане 30% уже к 2030 году. Но и это еще не предел… Нынешние темпы развития зеленой энергетики вселяют надежду, что уже в 2027 году их получится довести до 32,6%, а в 2030 году - до 35%. Таким образом, Азербайджан обретает статус надежного поставщика, ежегодно наращивая экспорт и настойчиво развивая зеленую энергетику будущего. На самом деле сфера ВИЭ считается наиболее перспективным инвестиционным направлением в нашей стране. Особенно это касается Карабаха: производство солнечной и ветровой энергии в освобожденном крае может достигать порядка 9 000 - 10 000 МВт.
Превращение края в зону чистой энергии становится ключевым направлением амбициозных планов правительства по развитию альтернативной энергетики. За каких-то три года в освобожденной части страны построены гидроэлектростанции общей мощностью 270 МВт, а в ближайшие несколько лет суммарные мощности этих ГЭС будут увеличены почти вдвое - до 500 МВт. Наряду с Карабахским и Восточно-Зангезурским районами страны не менее актуальны планы строительства «зеленой» энергетической инфраструктуры в Нахчыванской АР. Кстати, уже сейчас значительная часть электроэнергии в автономии производится гидроэлектростанциями, а в скором будущем здесь появятся солнечные и ветряные электростанции, работающие на внутренние потребности и экспорт зеленой энергии в соседние страны.
Азербайджан принимает активное участие в энергетической безопасности Европы. Достаточно вспомнить подписанный два года назад Меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству в сфере энергетики, призванный удвоить экспорт нашего газа в «зеленеющую» Европу. Для этого глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен лично посещала Баку, заявляя о намерении увеличить поставки природного топлива из Азербайджана. Нападки европейских СМИ, обвиняющих нашу республику в наличии у нее газа, на этом фоне выглядят странно.
А ведь, кроме этого, реализуется стратегически важный проект Black Sea Energy, предусматривающий поставки чистой энергии из Азербайджана в Евросоюз. Амбициозная задумка с первоначальным бюджетом в $2,3 млрд будет реализована уже к 2029 году и поддержит ускоренный энергопереход в странах Старого Света.
«Это соглашение сблизит Европейский Союз с нашими партнерами на Южном Кавказе и поможет нашим регионам добиться перехода к чистой энергии», - говорила фон дер Ляйен. Однако вместо решения климатических проблем на саммите в Баку глава ЕК предпочла сосредоточиться на своих институциональных обязанностях…
Эмма Рзаева
Азербайджан предложил климатический план стоимостью $250 млрд в год
Байрамов провел встречу с Бербок
Анналена Бербок призвала участников COP29 к немедленным действиям
Бербок: ЕС и Пекин ведут переговоры по климатическому финансированию
Бербок на СОР29: Германия готова поддержать климатическое финансирование
Гутерриш призвал прийти к окончательному результату по вопросу климатических финансов