«Поэтому Оганян больше не касается такой щекотливой темы, как «баланс сил»»

«Поэтому Оганян больше не касается такой щекотливой темы, как «баланс сил»»
5 июня 2015
# 20:00

Интервью Vesti.Az c главным экспертом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексеем Синицыным.

- У многих наблюдателей создается впечатление, что Армения решила окончательно торпедировать карабахский переговорный процесс.

Чем иначе объяснить неожиданный демарш первого  заместителя министра обороны Армении Давида Тонояна, заявившего, что «при нынешнем уровне вооруженности Азербайджана пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха  уже недостаточно»? Ему вторит и армянский министр обороны Сейран Оганян, давший понять (правда, как всегда коряво), что он полностью разделяет мнение своего подчиненного.

Давайте, рассмотрим эти заявления армянских военных деятелей не в политическом контексте, а в самом, что ни на есть, прикладном значении: способны ли армянские вооруженные силы, как выразился Тоноян, «расширить зону безопасности», т.е. начать боевые действия в зоне конфликта?

- Я всегда был против того, чтобы представлять геополитического оппонента каким-то сборищем недоумков. К врагу, безусловно, надо относиться с известной долей уважения, но, кажется, армянские «полководцы» делают все, чтобы каждое их заявление вызывало совершенно оправданное недоумение.

Только вдумайтесь в текст Тонояна – он фактически признает, что по уровню вооружений Азербайджан далеко опередил Армению, поэтому он грозиться атаковать боевые порядки противника, многократно превосходящего армян по всем позициям средств поражения. Что это за логика самоубийцы? Зачем он, вообще, об этом говорит? Предупреждает азербайджанскую сторону об армянских «наполеоновских планах», которых, кстати, армянской стороне нечем реализовать?

Что изменилось в армянских вооруженных силах с конца прошлого или начала нынешнего года? Еще совсем недавно шеф Тонояна -министр Оганян в одном из своих многочисленных интервью, например «Голосу Армении» обещал, что «баланс сил вскоре может серьезно перевеситься в пользу Армении». Ничего, пользуясь его терминологией, не «перевесилось». Министр, как всегда, блефовал. Поэтому Оганян больше не касается такой щекотливой темы, как «баланс сил», а вновь захлебывается в эмоциях типа: «Меня переполняет чувство гордости за наших непобедимых и крепких парней, на действиях которых зиждутся наши будущие победы».

- Но это сделал его заместитель – Давид Тоноян. В интервью  Tert.am он вновь заговорил о поставках в Армению той же номенклатуры российского оружия, что поставляется в Азербайджан.

- А вот, это очень интересный момент. Кажется, армяне снова прокололись. Я предлагаю читателям цитату из оппозиционного интернет ресурса Lragir: «Первый замминистра обороны отметил, что Россия не оказывает одностороннюю помощь Азербайджану и готова поставлять то же оружие и Армении».

Получается, готова поставлять, но не поставляет, потому что разговор об экспорте в Армению современных видов военной техники и вооружений идет уже три года, но никаких результатов нет.

Скажу больше, в середине мая в Москве пошла целая серия закрытых совещаний по проблемам военно-промышленного комплекса. Но утечки, естественно, сознательные будут всегда. Из них можно сделать вывод, что президент Путин очень жестко ставит вопрос о сроках программы перевооружения российской армии. К примеру, для начала серийной поставки в сухопутные войска всем известной тяжелой гусеничной платформы «Армата» определенно всего два года.

Для сравнения: на доводку и отработку танка Т-64 СССР потребовалось около 15 лет. Поэтому сейчас Россия будет все новейшее вооружение  или полностью направлять в войска или продавать какую-то его часть за рубеж по рыночным ценам. Причем, за полновесные доллары. В этих условиях Еревану нечего ждать каких-либо подарков от Москвы.

- Но ведь военное сотрудничество между Москвой и Ереваном продолжается. В середине мая в Армении побывала рабочая группа Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ, а, главное, армянские военнослужащие участвовали в составе Коллективных сил оперативного реагирования стран участниц ОДКБ в масштабных учениях в Таджикистане на полигоне «Харбмайдон».

- Но в функции этого управления входит не только стратегическое и оперативное планирование применения вооруженных сил, но, к примеру, и  определение источников военных угроз безопасности России. Чем, кстати, надо полагать, группа и занималась, потому что работала не в министерстве обороны Армении, а непосредственно на 102-ой российской базе. К слову сказать, ее недавно возглавил генерал-майор Владимир Устинов, который, надеюсь, не будет делать опрометчивые заявления, столь характерные для  его предшественника.

Теперь по ОДКБ. Тоноян в своем пресловутом интервью даже заявил, что армянские военнослужащие выполняют «миротворческую миссию в Таджикистане». Я не знаю на кого рассчитана эта ложь. Может быть, даже на Азербайджан: смотрите, мол, какие у нас тесные отношения с партнерами по ОДКБ. Но миротворческая миссия и минимальное участие в учениях – далеко ни одно и то же. 

А учения в Таджикистане – тема особая. Афганская война вплотную подошла к границам СНГ, боевые действия ведутся в уезде Имам Сахиб, где хорошо вооруженные отряды движения «Талибан» закрепились на островах пограничной реки Пяндж. В этом районе действуют также отряды пакистанских талибов, которые присягнули «Исламскому государству», многочисленные  члены группировок «Джамаат Ансорулло» и «Исламского движения Узбекистана», которые рвутся в Центральную Азию.  

Поэтому и были проведены эти учения на полигоне «Харбмайдон». Это российские десантники впервые совершили массовую выброску, используя специальные парашютные системы «Арбалет-2». Их поддержал и белорусский десант. От таджикско-афганской границы «боевиков» отсекали бойцы 37-й десантно-штурмовой бригады аэромобильных войск Казахстана. Гипотетических «талибов» бомбили, громили, уничтожали все. 

Но Армения-то на 2,5 тысячи участников учений была представлена всего тремя десятками военнослужащих, которым на два дня выдали парочку-другую модернизированных пикапов «Ниссан –Наваро» с пулеметами «Утёс». Потом, конечно, забрали.

И, вот, что интересно, когда действительно запахло жареным на таджикско-афганской границе, все восторги по поводу «боевого братства с Россией» в армянском обществе мгновенно исчезли. Об армянской «миротворческой миссии» завизжала пресса: «Где обсуждался этот вопрос, кто одобрил участие армянских военных в Таджикистане, в рамках каких войск будут служить армянские миротворцы? Неужели в ОДКБ, которая не получила миротворческого мандата от ООН?». В общем, не хотят армяне выполнять своих союзнических обязательств, что и следовало ожидать.

- И последнее. Мы уже несколько раз обсуждали с Вами удивительные интервью армянского военного министра, которые он раздает с поразительным постоянством. В них Сейран Оганян то цитировал древнегреческого историка Фукидида, то самого Наполеона, то предлагал заменить ударную авиацию армянскими беспилотниками «Крунк», то намеревался патрулировать передний край вертолетами, летающими прямо над азербайджанскими ПВО. В общем, веселил публику, как мог. Вам не кажется, что Оганян, дабы не попасть в очередной раз впросак, поручил своему заму озвучить эти «сенсационные» угрозу в адрес Азербайджана?

- Я не понимаю любовь армянского министра к публичным и печатным выступлениям. И в этот раз он не устоял и устроил  по следам интервью Тонояна собственную пресс-конференцию.

Оганян был, как всегда, в своем репертуаре. Я предлагаю всем прочитать вслух его комментарий к заявлению Тонояна о «расширении пояса безопасности», напечатанный в Tert.am: «Это означает, что мы на должном уровне выполняем поставленные перед нами задачи в деле обеспечения безопасности как Армении, так и «арцаха», если нас будут подстрекать и провоцировать, будет агрессия в отношении «арцаха», а мы являемся гарантами мирного созидания населения «арцаха», то мы сделаем все для сохранения целостности территории мирного созидания «народа арцаха» под названием «НКР», и в случае необходимости мы можем переместить арену боевых действий на эту территорию». 

Это – одно предложение! Подлинный мастер слова! Слышал человек, что существуют «театры военных действий», вот и заговорил об «арене боевых действий», которую он хочет, если внимательно прочитать текст, переместить на территорию … той же самопровозглашенной «НКР». 

Вы знаете, с чем мы имеем дело? С логореей. Это такая патология, которую психиатры скромно называют «безудержностью речевой продукции». Встречается, главным образом,  при маниакальных состояниях и шизофрении. Я уверен, что это наше наблюдение применимо ко всем заявлениям армянских «военноначальников», пугающих отнюдь не противника, а собственное население безумной идеей «расширения зоны безопасности».

Вугар Гасанов 

# 10787
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#