«Меня не хотели брать с одной рукой в Карабах, но с помощью Татьяны Чаладзе я вернулся в строй»

«Меня не хотели брать с одной рукой в Карабах, но с помощью Татьяны Чаладзе я вернулся в строй»
19 октября 2013
# 15:00

Об этих людях мало пишут СМИ,  их  редко приглашают в эфир отечественные телеканалы, которые больше «заточены» на «гламур». Как итог – подрастающее поколение страны, находящейся в состоянии войны, которая может разразиться в любую минуту, не знает своих Героев. Хотя, именно они, эти Герои, заслуживают наибольшего внимания не только со стороны СМИ, но и правительства. Речь идет о тех, кто в 1991-1994 годах не убежал за пределы Азербайджана, не пытался всеми правдами и неправдами избежать встречи с военкоматом, и не пытался, прошу прощения, спрятаться за юбкой мамки, а с оружием в руках пошел защищать свою Родину, которая столкнулась с агрессией соседней Армении. Речь идет о Героях, сложивших свои головы и потерявших здоровье в ходе Карабахской войны. Один из них – наш сегодняшний собеседник Натиг Самедов - не просто Герой, а, без ненужного преувеличения, личность легендарная среди тех, кто прошел Карабах.

Натиг родился в Насиминском районе Баку в 1972 году. Все как обычно – школа N 19, после школы – служба в рядах Советской Армии. Попал в Крым, в воинскую часть, дислоцированную вблизи ставшего печально известным спустя 19 лет Фороса. 

«В это время в Карабахе уже шли ожесточенные бои. До нас доходила отрывочная информация о тяжелом положении, в котором оказалась моя Родина. И я решил не отсиживаться в Крыму, а принять участие в защите территориальной целостности моего родного Азербайджана. С помощью одного советского офицера мне удалось перевестись в Азербайджан, где я сразу же записался добровольцем на фронт. Это было в 1991 году. В то время никакой военной техники и серьезного оружия у добровольческих отрядов, отражавших агрессию армян, не было. И мы принимали участие в угоне военной техники с территории воинских частей Советской Армии, дислоцированных в Азербайджане.

Я с детства мечтал стать разведчиком. Но какого-либо опыта в этом деле у меня не было. Разведывательному делу меня обучали генерал Горхмаз Гараев и Видади Алиев. Правда, обучение шло в перерывах между боями», - говорит он.

Натиг Самедов оказался в рядах только-только созданной 701-й бригады.  В боях за Агдере получил первую контузию. Вскоре бригаду перебросили в Лачинский район. При обороне села Гочаз в октябре 1992 года воинское соединение, в котором находился и  Натиг, попало под плотный минометный обстрел. Не всем удалось выжить после того боя. Сам Натиг получил серьезные ранения. В госпитале врачи извлекли из его тела 48 осколков. Однако Натиг не собирался задерживаться в госпитале, пока его боевые товарищи погибали на фронте. Отлежавшись всего полтора месяца, он вновь вернулся в строй.

Через полгода во время боя вокруг все того же села Гочаз Лачинского района Натиг Самедов получил еще более тяжелое осколочное ранение, в результате которого потерял левую руку. Но даже после этого он и в мыслях не мог допустить саму возможность демобилизации.

«Я снова вернулся в часть, которая тогда дислоцировалась в Кельбаджаре. Но командир бригады Валех Рафиев, всегда хорошо относившийся ко мне, не захотел ставить меня на довольствие, то есть, оформлять обратно на воинскую службу. Только после того, как с помощью журналистки Татьяны Чаладзе мне удалось передать письмо в Баку, меня вновь поставили «под ружье». Меня назначили старшиной в разведроту», - рассказывает Натиг.     

Тут следует отметить, что Заслуженный журналист Татьяна Чаладзе сыграла важную роль в жизни Натига Самедова. Или он  - в ее жизни. Дело в том, что после того, как Натиг потерял руку, Татьяна Чаладзе нашла спонсора в Латвии, который согласился оказать содействие в протезировании. С помощью Горхмаза Гараева, Валеха Рафиева и Татьяны Чаладзе Натиг Самедов был отправлен в Ригу, где ему поставили первый протез. Но Натиг не остался в долгу. 10 октября 1993 года азербайджанские части перешли в наступление в Джебраильском направлении фронта. Освещать ход событий прибыла и Татьяна Чаладзе.

«Вблизи села Кейджак Татьяна вела фотосъемку, и в этот момент армяне приступили к минометному обстрелу. Я по звуку определил, что снаряды летят в нашу сторону. Я бросился на Татьяну, поскольку она потеряла чувство опасности, отволок ее в сторону и накрыл своим телом. Через несколько секунд на месте, где стояла ранее журналистка, образовалась огромная воронка от снаряда», - вспоминает Натиг.

В 1995 году Натиг Самедов, получивший инвалидность I группы,  уволился из рядов Вооруженных сил Азербайджанской Республики. Некоторое время работал в телекомпании «Мир» заведующим административным отделом, а сейчас занимается ремонтом домов. Конечно, ему приходится нелегко, но он никогда не отчаивается и не сетует на свою судьбу.

«Я остался жив, а мои друзья и товарищи остались там, в Карабахе. Значит, можно сказать, что мне повезло. Я женился, на свадьбе присутствовали все оставшиеся в живых ребята нашей бригады, даже мой учитель Горхмаз Гараев. Зачем мне жаловаться на судьбу? Я ни о чем не жалею. Жду лишь приказа Верховного Главнокомандующего о начале антитеррористической операции в Карабахе. Считаю своим долгом принять участие в этой операции и освободить от врага оккупированные территории Азербайджана», - с чувством произносит Натиг. 

Действительно, такие люди, Герои, как Натиг Самедов, никогда не позволят себе просить что-то лично для себя. Хотя…

Как мне рассказали боевые товарищи Натига, он остро нуждается в решении единственной проблемы – жилищной. Дело в том, что Натиг вместе со своей семьей проживает в доме сестры, хотя с 1994 года стоит в очереди на получение жилья. В списке Исполнительной власти Насиминского района Баку вот уже почти 20 лет Натиг Самедов стоит первым в очереди на получение жилья. Однако очередь двигается, а Герой, потерявший руку и здоровье в Карабахской войне, все еще числится первым в этом списке…       

Бахрам Батыев 

# 8087
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#