Он крепко обнял детей, поцеловал их и сказал, что должен идти - ПАМЯТИ ШЕХИДА ВУГАРА САДЫГОВА - ФОТО
… Этим детям невозможно смотреть в глаза. Яшара и его сестер. Да, я говорю о них. О Яшаре и его младших сестрах, которым он вытирал слезы на похоронах отца. О детях шехида Вугара Садыгова…
… Я пришел в дом Вугара, в котором он родился, вырос и откуда отправился в свой последний путь, спустя 9 дней после его похорон. Когда я появился у порога этого дома и ко мне навстречу, как к старому и дорогому другу семьи, бросились эти милые дети, по их лицам я понял, что за эти 9 дней они повзрослели на много лет.
“Я горжусь тем, что являюсь сыном шехида”.
Это слова Яшара. Теперь заботиться о сестрах будет он. Он хочет стать военным, как и его отец. Но раньше он мечтал стать археологом. Будь проклята эта война, которая поставила крест на детской мечте еще не повзрослевшего ребенка.
Да, теперь он будет заботиться о сестрах, как когда-то его отец, который был единственным братом двух младших сестер. Ответственность за семью, проживающую в селе Юхары Гейчели Агстафы, легла на его плечи в 12- летнем возрасте. Отец Вугара Лятиф киши был болен, перенес несколько операций, поэтому все хлопоты и забота о семье легла на детские плечи этого мальчика.
Вугару было 33 года. Его мечтам не было конца. Супруга Вугара - Гюнай говорит, что больше всего он мечтал о том, чтобы дать детям хорошее образование.
"Они все трое окончат университет, - говорил он, - Потом у меня появятся внуки. А я выйду на пенсию и буду проводить с ними много времени".
С детства самой большой его мечтой было стать военным. Его мать Зейнаб ханум говорит, что у него были золотые руки.
"У его отца был старый автомобиль, который часто ломался. Он починил ее за одну ночь. Как и где он научился ремонту машин, мы не знали. В школе Вугар учился хорошо, занимался каратэ. С детства привык к труду. Работал в огороде, на садовом участке. Кстати, вспомнила (впервые за беседу Зейнаб ханым улыбнулась), он неделю ходил к учителю музыки, чтобы научиться игре на сазе. И за неделю научился двум-трем мелодиям. Говорил, - видишь, мама, я и этому научился.
Воинская служба Вугара началась в Физули, в селе Шюкюрбейли. Он вернулся целым и невредимым. Я сказала ему, освой любую профессию, у тебя получится все, за что ты возьмешься. Он ответил мне, - нет, я стану военным. Я просила, умоляла его. Вынужденно он согласился. Год работал в Баку, затем уехал в Россию. Понял, что нигде не получается, вернулся и сообщил, что записался на службу. Я, как мать, очень переживала, он был моим единственным сыном. Просила его, чтобы он отказался от военной службы. Он ответил, что выбрал эту профессию и пойдет по этому пути. У спящих в окопах солдат тоже есть мамы".
Так, сначала он участвовал в военных учениях, а затем приступил к воинской службе. Его отец Лятиф киши рассказывает, что иногда он мог остаться на месяц во время учений, домой не приезжал. А когда приезжал, то не более, чем на час. Все его мысли были там, в окопах, рядом со своими боевым товарищами.
"Было около 7 часов вечера, за два дня до его смерти. Я спросил у него, - сынок, ты останешься? Он ответил, - нет, я заехал на 15 минут. Я попросил его остаться хотя бы на одну ночь. Ну что такое на 15 минут. Он ответил, - отец, я должен вернуться. Я приехал, чтобы обнять и поцеловать детей. Он так крепко их обнял, как - будто что - то чувствовал (прослезился)... Сжимал их в объятиях, целовал…" (не может сдержать слез).
Я сделал паузу ….
***
Мать Зейнаб ханум продолжает:
"В течении восьми лет отец провожал его каждый раз, когда он приезжал домой. Вместе они доходили до моста, там и расставались. В этот раз, когда они дошли до моста, он обнял отца и сказал, - давай попрощаемся. Отец ответил, - что случилось, сынок, зачем? Он улыбнулся и ответил, - просто мне так хочется. Они обнялись и попрощались.
Теперь слез не сдержала мать.
Наутро, в 10 часов они поговорили с Вугаром по телефону. Он сказал, что они были на посту, только вернулись. Вечером он позвонил и сказал, что они снова заступают на пост. Они разговаривали с ним еще два раза, чувствовали тревогу. Скоро стали поступать известия о тяжелых боях в направлении Товуза. Отец не выдержал и снова позвонил Вугару. Но….. Но в это раз звонок был не доступен.
***
"Я села перед телевизором и только следила за новостями. Ни я, ни его отец не отходили от телевизора. Поступила новость о том, что в Товузе произошла перестрелка, и у нас есть два шехида. Мы подняли руки к небу и начали молиться за наших шехидов. А сердце наше было рядом с Вугаром. Откуда нам было знать, что один из шехидов наш сын Вугар".
Судьба непредсказуема. Лятиф киши отошел от телевизора и позвал своих внуков и невестку. Еще с вечера он обещал внукам , что отведет их в парк, где они будут играть и развлекаться. Невестка, дочь, гостившая у них, и внуки стали собираться на прогулку. Они вышли из дома и направились в сторону парка. И вдруг увидели ……
… По дороге в парк к ним навстречу шла многотысячная толпа, которая держала в руках флаг Азербайджана и скандировала “Şəhidlər ölməz, Vətən bölünməz” (Шехиды бессмертны, Родина неразделима). Куда идут эти люди, - подумали они. Сельчане и не знакомые им люди….. одним словом, поток людей. Они остановились и ….
Они поняли, что людской поток направляется прямо к их дому и, что один из шехидов - Вугар.
"Одни, уходя в мир иной, оставляют дом, другие - Родину. Вугар был тем, кто оставил Родину. Правда, я стараюсь успокоить себя тем, что я - мать шехида. Он погиб за родину. Но я - мать, и сердце мое болит. Я потеряла единственного сына. В последнюю нашу встречу он достал из кармана фотографию и протянул мне. Обнял меня за шею и сказал, если стану шехидом, увеличьте эту фотографию (плачет). Мы сделали так, как он и просил".
Она вспомнила, что его очень любили и уважали в селе с самого детства. Он был очень добродушным ребенком.
"Но детства у него не было. Он стал мужчиной, не побыв ребенком, понимал свою ответственность. Мой муж болел, я не работала. Я очень переживала. Он успокаивал меня. Говорил, - не волнуйся, мама, все будет хорошо, мы со всем справимся. Помню, в этом году в период сбора урожая зерна выпал град. Комбайн не мог въехать в участок. Он собрал своих школьных друзей и с их помощью убрал урожай вручную, скосив серпом. Собрал сено, продал его. Посадил кукурузу. Он говорил, - я не позволю, мама, чтобы вы и мои дети в чем-то нуждались. Он был нашей опорой-Вугар. Мне очень тяжело о нем говорить. Но я знаю, что должна быть сильной. Ради этих детей - памяти о нем".
Дети….
Его дочери еще не осознают произошедшее. Но его сын Яшар повзрослел за одну ночь, возмужал. Он сказал бабушке: «Бабушка, ты не плачь. Я хотел стать археологом, но я стану военным и отомщу за отца». Дочь Зейнаб с абсолютно ясными глазами с такой гордостью смотрит на своего брата…Этими ясными глазами, которые вытирал ей брат у могилы отца…..
Сабухи Мамедли
ГПС Азербайджана изъяла наркотиков на сумму более 160 миллионов манатов
Илон Маск готовится бороться с бюрократией в новом Министерстве США
ВМС Азербайджана и Турции провели совместные учения -ФОТО
Скончался военнослужащий азербайджанской армии
Азербайджан увеличивает оборонный бюджет в ответ на действия Армении
Заявление Баку о пропавших без вести лицах стало документом ООН