Секретарь оборонной промышленности Турции: «Хотели бы предоставить наши беспилотники к услугам ВС Азербайджана» - ИНТЕРВЬЮ

Секретарь оборонной промышленности Турции: «Хотели бы предоставить наши беспилотники к услугам ВС Азербайджана» - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ </font>
18 октября 2011
# 14:36
Интервью АПА с секретарем оборонной промышленности Министерства национальной обороны Турции Мурадом Баяром

- Хотелось бы начать нашу беседу с ваших соображений по имеющимся возможностям и достижениям военной промышленности Турции. В последние годы оборонная промышленность Турции принимает участие в ряде крупных проектов регионального значения. Каковы цели Турции в этой области?

- Наша основная цель – удовлетворение потребностей Вооруженных сил Турции, и свою деятельность мы строим в этом направлении. События, имеющие место в последнее время, в частности, проблемы, возникшие при реализации самоходных артиллерийских систем «Фыртына», вновь показали, что, если технология имеющегося в нашем инвентаре вооружения будет собственного производства, тем мощнее она будет. До тех пор, пока какие-то части технологий мы закупаем в других странах, это будет мешать нашему сотрудничеству.

За минувшие 10 лет мы приступили к многим проектам. Эти проекты уже начали давать результаты, и мы уже начали производить ряд оружейных систем. Мы в состоянии производить в Турции все необходимые нам средства сухопутного транспорта, вплоть до танков. Азербайджанские пограничные войска уже начали импортировать из Турции бронетранспортеры и остались довольны этой техникой.

У нас усилилась также морская промышленность. Сегодня мы в состоянии производить в Турции боевые суда - от небольших катеров до катеров береговой охраны, корветов. Мы начали работу по производству в Баку такого типа судов. Так как эти суда привозить сюда невозможно.

Турция также сильно продвинулась в сфере электроники и связи. ASELSAN является одной из ведущих в этой отрасли фирм в мире и занимает место в ряду 100 крупных военных фирм. Министерство обороны Азербайджана использует многие системы связи ASELSAN. Сейчас идут обсуждения по совместному производству ряда систем. Отрасль авиации новая для нас. Однако мы придаем большое значение беспилотным летальным аппаратам (беспилотникам). Наши вооруженные силы применяют мини-беспилотники местного производства. Созданы прототипы беспилотников средних размеров, и мы готовимся к их производству. Продолжается тестирование более крупных беспилотников «Анка». Эти беспилотники будут способны оставаться в воздухе 24 часа. Первый прототип «Анка» будет готов в течение года. Затем мы приступим к его серийному производству. «Анка» обладает теми же и даже большими преимуществами, чем американский «Предатор» и израильский «Херон». Мы изготовили его для наших Вооруженных сил и хотели бы предоставить его к услугам Вооруженных сил Азербайджана.

- Получали ли вы официальные предложения в связи с участием Азербайджана в проектах производства национальных танков «Алтай», вертолетов «Атак»? В какой форме возможно участие в этих проектах официального Баку?

- В настоящее время мы обсуждаем эти вопросы. Наше сотрудничество возможно в нескольких формах. Первая из них – это совместное производство в Азербайджане вооружения, производимого в Турции. Пойдя вперед, мы предлагаем азербайджанскому правительству совместно осуществлять также инженерную работу по этим системам вооружения, их усовершенствование. То есть, мы предложили совместно работать над любым оружием и техникой, начиная со стадии их создания. Вертолет «Атак» уже близок к производству, и в течение года будет начата его сдача. Там наше партнерство может быть связано, в основном, с производством. А над танком продолжаются работы по оформлению дизайна и усовершенствованию. Даст Бог, в 2014 году мы увидим современный огнеметный танк, оснащенный системами контроля огня.

Имеются и другие отрасли, в которых мы могли бы сотрудничать. К примеру, отрасль воздушной обороны. Там мы можем наладить совместную работу. Также возможно сотрудничество и совместная деятельность в области сообщения с ASELSAN. В ходе визита в Баку мы побывали на заводе МОП «Электронно-вычислительные машины». У нас есть проект TASMUS (Taktik Saha Muhabere Sistemi). ASELSAN в рамках проекта приступит к исследованиям по совместному производству ряда частей. Хотел бы также отметить, что президент Азербайджана, премьер-министр, министр обороны одобряют сотрудничество Турция-Азербайджан в сфере оборонной промышленности.

Считаю, что в результате участия в столь крупных проектах затраты Азербайджана и Турции снизятся. Мы сможем делиться самыми современными технологиями. В то же время, у обеих стран будет совместное оружие.

- Кстати о совместном производстве, Азербайджан и Турция подписали соглашение по совместному производству модернизированной винтовки пехотинца, миномета калибра 120 мм, пушки и артиллерийского орудия калибра 105 мм, которое может транспортироваться по воздуху. Просим Вас рассказать об этих проектах по отдельности.

- Оформление дизайна винтовки уже завершено и сейчас проводятся испытания. В течение ближайшего года приступим к серийному производству. Эту винтовку мы сможем производить и здесь, в Азербайджане. В азербайджанской отрасли есть подобный опыт. В настоящее время в сухопутных войсках производятся стрельбовые тесты. Это оружие будет более продвинутым по сравнению с «G-3» и автоматом «Калашникова», у него будут свойства, присущие лучшим видам оружия. Наши военные в области вооружений настолько избалованы, что не всякое оружие им нравится. Работа над 105-миллиметровой пушкой же началась и находится на первой стадии. Что касается миномета калибра 120 мм, МКЕК свои предложения и продукцию для проведения испытаний отправил в МОП. Если испытания пройдут успешно, МОП осуществит здесь производство.

- Что Вы можете сказать о производстве в Турции снайперской винтовки «Истиглал» калибра 12.7?

- Один из подписанных в мае текущего года договоров связан с этим. Мы отправили запрос в наши Вооруженные силы в связи со снайперской винтовкой «Истиглал» калибра 12.7. Только после уточнения армейского спроса, приступим к производству винтовки в Турции.

- Что можете сказать о сотрудничестве в военно-морской области?

- В настоящее время компания «Ares Shipyard» продолжает вести переговоры в этой области. Некоторое время компания «Yonca-Onuk» также вела переговоры. В Турции имеется 5-6 верфей, где производят военные корабли. Мы думаем, что на этих же судоверфях сможем строить корабли для ВС Азербайджана. Строительство корабля можно вести на одной верфи здесь при условии импорта некоторых частей из Турции. Мы в состоянии производить наступательные корабли любого типа здесь.

- Компания «Dearsan» также обращалась по поводу совместного производства. Однако ее совместная работа с другой страной Каспийского региона помешала этому.

- Наши верфи принадлежат к частному сектору и расположены в разных странах. «Dearsan» тоже одна из опытных верфей и нет препятствий для ее работы в Азербайджане. Однако, по необходимости, могут быть и другие верфи. Есть альтернативы.

- Как Вы группируете основные области, где в перспективе хотели бы начать сотрудничество?

- Сегодня турецкие фирмы, выпускающие сухопутные бронированные средства движения, достаточно опытны. Мы не закупаем бронетранспортеры за рубежом. Азербайджан может поступать так же. Турецкие фирмы могут удовлетворить спрос Баку в этой области. Они могут обеспечить их производство здесь, а также полное техническое обслуживание. То же и на море. То же и в области электроники. МКЕК может передать Азербайджану технологии для производства всех видов классического вооружения. Возможно и сотрудничество по выпускаемым ROKETSAN управляемым ракетам «Crit». Наша продукция эксплуатируется Вооруженными силами, и оправдала себя. Если это же сделает Азербайджан, у этого будет двойная польза: «ВС Азербайджана полностью будут соответствовать стандартам НАТО, второе же – система вооружений Азербайджана и Турции, их инвентарь будут совместными. В области обеспечения и ремонта мы можем помогать друг другу. Думаю, 80% этого можно претворить в жизнь».

- На каком этапе находится проект по совместному производству ракет ROKETSAN калибра 107 и 122 мм, а также пусковых ракетных установок «Sakarya»?

- ROKETSAN передал в МОП свои предложения. Сейчас они оценивают эти предложения. Надеюсь, ответ будет положительным, и мы приступим к работе.

- Какой прогнозируется экспорт в оборонной промышленности Турции в 2011 году?

- На этот год мы прогнозируем один миллиард долларов США. Как я уже говорил, нашей основной целью является не экспорт, а удовлетворение своих потребностей.

- Какое место занимает национальное производство в обеспечении Вооруженных сил Турции на сегодняшний день?

- В 2010 году было 52%. Из года в год эта цифра растет. Нашей целью было перевалить за 50%, и мы этого добились.

- Наблюдения показывают, что после скандала «One Minute», произошедшего между Эрдоганом и президентом Израиля на форуме в Давосе для турецкой оборонной промышленности открылись широкие возможности на Ближнем и Дальнем Востоке.

- В оборонной отрасли сотрудничество – это область, связанная с политикой. Со стороны должны быть построены отношения на самом высоком уровне, чтобы сотрудничать в области обороны. Сегодня политика нашего правительства дает ценные результаты. Наши связи со странами Ближнего Востока и Юго-восточной Азии сильно развились. С развитием этих связей и наша оборонная промышленность находит себе новые сферы сотрудничества. Политические связи еще больше повышают нашу деятельность.

- Расширится ли зона охвата оборонной промышленности Турции до границ Кавказа и Центральной Азии? Есть ли такие планы?

- Как уже отмечалось, у нас налажены отношения в оборонной сфере с Азербайджаном и Казахстаном. С Грузией и Туркменистаном имеется несколько проектов. Сегодня мы не ведем большую деятельность в связи с экспортов в Среднюю Азию. Когда наступит время, наши отношения станут теснее.

- Не сталкиваетесь ли вы с трудностями на рынке Кавказа и Центральной Азии, которые являются сферой влияния России, Беларуси и Украины?

- Нет. Эти страны переживают переходный период и стараются интегрироваться в НАТО, на Запад. Они переходят на стандарты НАТО. Турция – это страна, которая в состоянии помочь этим странам. Естественно, в переходный период имеется ряд трудностей. По-моему, самым верным путем для этих стран – оставить бывшие советские стандарты.

- В какой степени возможно участие турецких компаний в проектах по модернизации в Азербайджане?

- Мы можем участвовать во всех проектах военной отрасли.

- В области модернизации танков ряд работ осуществлял ASELSAN. Однако проект выиграла израильская компания «Elbit Systems».

- Возможно, есть проблема с коммерческими расчетами у ASELSAN. Продукция у «Elbit Systems» не может быть дешевле, чем у ASELSAN. Работая в дальнейшем с Азербайджаном более тесно, мы постараемся не допускать подобных ошибок. Обращение Азербайджана к какой-либо другой стране по вопросу в сфере оборонной промышленности, который могла бы решить Турция, неприемлемо.

- Считают, что кризис вокруг «Heron» и политическая напряженность, которую переживают отношения Израиля с Турцией, отразились и на оборонных проектах. Даже подчеркивается, что Турция откажется от некоторых военных проектов с Израилем.

- У нас нет с Израилем отмененных проектов. Однако есть завершенные проекты. Скажу откровенно, даже если бы с Израилем не было политического кризиса, наше последующее сотрудничество в области обороны постепенно уменьшалось. Поскольку и мы сегодня имеем достижения в секторах, где действует Израиль. Мы способны сами производить эту продукцию. К примеру, IFF, танковая модернизация и др. С полной уверенностью могу сказать, что сегодня самой лучшей в мире танковой системы контроля огня является турецкая. Это сделала ASELSAN. Больше уже мы не можем закупать эту систему у Израиля. Самостоятельно можем модернизировать самолеты. После начала производства «Анка» отпала необходимость в закупке беспилотников за рубежом. То за чем мы раньше обращались к Израилю, сегодня производит турецкая оборонная промышленность.

- При программе совместного производства штурмовика JSF – F-35 наблюдается ряд проблем - повышение расходов в проекте, нежелание США передавать коды Турции и др. Какие предложения есть у Турции по решению этих проблем?

- Как вы знаете, в консорциуме JSF участвуют 9 стран, и эти проблемы не проблемы одной Турции, а проблемы всех девяти стран. Мы сейчас находимся накануне подачи первых заказов. В связи с этим стараемся решить ряд вопросов. В программе JSF нет оптового заказа. Есть годовой заказ. Для нас время получения первой продукции – 2015 год, и мы в этот период намерены получить 6 единиц самолетов F-35. Заказов может быть больше либо меньше. Верно, финансирование и есть повышение.

Сейчас каждое государство ищет пути уменьшения расходов. Мы имеем свои предложения. Сегодня турецкая промышленность производит некоторые части самолета. Мы хотим увеличить производство в Турции, поскольку производственный процесс в Турции дешевле того же процесса в США и других странах. Если осуществить это, уменьшатся расходы девяти стран. В настоящее время члены консорциума рассматривают это предложение. Существует и проблема с кодами. Отмечу, что у боевых самолетов есть много программ, основная часть которых необязательно, чтобы находилась у пользователя. Некоторые же программы очень важны. Используемые при операциях некоторые программы мы должны получить и получим. Понимаем, что Америка некоторые коды никому, даже девяти странам консорциума, не раскрывает. Если бы мы были на их месте, сделали бы то же.
# 2588
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#