POLITICO: Уступит ли Россия дорогу азербайджанскому газу в Европу?
Контракт на поставку российского газа токсичен.
Газ можно заменить.
Давайте двигаться дальше.
Именно такой логики придерживаются многие европейские чиновники, поскольку срок действия многомиллиардной сделки, обеспечивающей прокачку российского газа через Украину в Евросоюз, истекает в конце года. И, как показывают данные, они в целом правы — ЕС, как правило, может покупать газ в других местах.
Как передает Vesti.az, об этом говорится в материале Politico.
Однако для нескольких стран — в первую очередь Австрии, Словакии и Венгрии — такая перспектива ставит дорогостоящую дилемму, которая может отразиться на всей Европе.
В отличие от большинства стран блока, эти три государства еще не отвыкли от российского газа. По причинам как политического, так и прагматического характера, каждая страна сохранила связь с Москвой. Критически важным звеном был трубопровод через Украину.
Теперь, когда эта связь оказалась под угрозой срыва, трио может вскоре столкнуться с необходимостью выбора альтернативы. Хотя варианты существуют, любое изменение статус-кво повлечет за собой расходы.
Ниже Politico рассказывает, как изменился энергетический рынок Европы после февраля 2022 года. А также показывает, почему ей больше не нужен некогда важный трубопровод, но она не может избежать финансовых затрат, связанных с прекращением поставок.
После февраля 2022 года большая зависимость Европы от российского газа сразу же стала проблемой, поскольку Москва перекрыла потоки по газопроводам «Северный поток» и «Ямал-Европа» — двум ключевым энергетическим соединениям с ЕС.
Европа быстро восстановила равновесие.
Прибрежные страны наращивали мощности по доставке сжиженного природного газа из таких стран, как США, и заключали новые контракты. К 2023 году доля российского трубопроводного газа в импорте энергоносителей в ЕС составила всего 8%, тогда как в 2021 году она превышала 40%.
Тем не менее, несколько трубопроводов продолжали качать газ, в том числе один, проходящий через Украину и работающий по довоенному контракту. Для ЕС в целом этот маршрут был в основном рудиментарным — в 2023 году только около 5% импорта газа в блок пришлось на украинский маршрут.
Но для Центральной и Восточной Европы этот путь жизненно важен. Не имеющие выхода к морю, эти страны не так легко переключились на импорт СПГ и продолжали получать российский газ.
В настоящее время страны ЕС, полагающиеся на украинский трубопровод, по сути, получают российский газ так дешево, как только возможно, не завися от посредников, которые перепродают его по более высоким ценам.
«Если газ будет перекрыт, они будут связаны с остальной Европой, поэтому смогут получать газ… Но вместо того, чтобы быть в начале трубы… они окажутся в конце», — сказала директор Инициативы по энергетической безопасности и климату в Институте Брукингса Саманта Гросс.
Оказаться в конце трубопровода — это серьезное неудобство.
Потребуются новые контракты и разработка новых маршрутов — будь то для СПГ, доставляемого с побережья, или для трубопроводного газа из других стран, чтобы заменить потерянные российские поставки. В любом случае, затраты будут значительными.
«Если газ будет поступать в Европу в виде СПГ, он почти наверняка окажется дороже российского трубопроводного газа… Важная причина, по которой Европа так зависела от российского трубопроводного газа, заключается в том, что он был дешевым», — говорит Гросс.
В конечном счете, это «скорее вопрос цены, а не объема», сказал аналитик по газу и СПГ компании Rystad Energy Кристоф Хальсер.
Словакия и Австрия уже нашли альтернативные источники газа благодаря сделкам с соседними странами, такими как Турция. Венгрия, тем временем, может отложить решение проблемы и продолжить полагаться на российский газ, поступающий через Сербию.
Все эти альтернативы имеют свою цену, будь то более дорогой СПГ или, в случае с Венгрией, зависимость от одного трубопровода.
В любом случае, газ будет продолжать поступать.
Хотя закрытие газопровода будет наиболее остро ощущаться в Центральной и Восточной Европе, весь ЕС может почувствовать «волновой эффект», сказала Гросс. Поскольку существующая газовая инфраструктура будет работать сложнее, рынки станут более тесными, с меньшими возможностями для ошибок в случае возникновения проблем с поставками.
Газопровод через Украину также может продолжить прокачку газа. Хотя Киев отказался вести переговоры о продлении контракта напрямую с Москвой, ведутся переговоры с богатым ископаемым топливом Азербайджаном, чтобы он взял на себя эти контракты.
Однако остаются вопросы, сможет ли Азербайджан добывать достаточно газа, чтобы заменить весь прежний российский экспорт, или же он будет просто выполнять роль посредника, переименовывая «российский газ» в «азербайджанский», а затем отправляя его по украинскому трубопроводу.
«У Азербайджана нет производственных мощностей для удовлетворения спроса в Южной, Центральной и Восточной Европе, и Россия вряд ли разрешит ему использовать свою трубопроводную сеть для транзита газа», — говорит эксперт по газовым рынкам из компании ICIS Аура Сабадус.
Тем не менее, даже при таком сценарии цены, скорее всего, немного вырастут. И, конечно же, Россия получит прибыль
Vesti.az
Импорт мяса в Азербайджан: рост на фоне увеличения спроса
В Госагентстве водных ресурсов Азербайджана назначены новые зампреды
Авиарейсы между Баку и Пекином будут увеличены до трех раз в неделю
Цена на баррель Azeri Light продолжает рост
Шахбазов и Сийярто обсудили реализацию «Зеленого энергетического коридора»
Оборона, соцподдержка и нефть: что заложено в бюджет-2025 Азербайджана – АНАЛИТИКА