Известная в Баку сеть маркетов «переписала» закон на свой лад – ПРОБУЙТЕ ВСЕ В МАГАЗИНЕ!
Как известно, закон представляет собой установленный в обществе свод правил, которому должны следовать все, независимо от ранга и социального статуса. В нем излагаются нормы поведения и установленный над ними контроль. Значит, закон должен быть настолько правильно составлен, чтобы ко всем его «винтикам» и «болтикам» комар носа не подточил. Ведь он регулирует, контролирует и при необходимости наказывает. А теперь представьте себе, что появился некто, кто решил использовать этот неоспоримый нормативно-правовой акт в своих интересах. То есть, «контрольный пакет» из цепких рук закона плавно перешел «по наследству» самому проворному и изворотливому индивидууму.
Не будем ходить вокруг да около, перейдем к сути дела. В 1995 году в Азербайджане был принят закон «О защите прав потребителей». В нем черным по белому написано, что покупатель имеет право в течение 14 дней вернуть товар, сохранив на нем ярлык и чек, если обнаружит несоответствие в качестве и сертификате. Все бы хорошо, да только в столь «ответственный» документ вносилось множество поправок и изменений. Возможно, именно это стало поводом для некоторых нерадивых дельцов сойти с пути, установленным законом.
Как-то наш коллега зашел в один из известных кондитерских магазинов столицы AZZA Cake House. Накупив всяких вкусностей на приличную сумму, он вдруг обнаружил на чеке приписку: «Продовольственные товары, оплаченные и вынесенные из магазина (в течение срока годности), не подлежат возврату и обмену в связи с постановлением Кабинета министров №114 от 21 мая 1998 года на основании закона «О защите прав потребителей». Если верить данному постановлению, купленный товар нужно проверить, так сказать, не отходя от кассы. И если вам по какой-то причине он не понравится, можно от него отказаться. Однако, выйдя за порог магазина, вы лишитесь права вернуть товар, оставшись не только без денег, но, возможно, подпортив свое здоровье.
Говоря откровенно, мы первый раз сталкиваемся с таким постановлением. Обычно оговаривается то, что «товар можно вернуть в течение 14 дней при наличии чека купли-продажи». То есть, вы покупаете товар, неважно продовольственный он или нет, и можете вернуть его или обменять. При этом не важно, почему вы это делаете. Причин может быть много: товар просрочен или испорчен, цена на витрине и в чеке не соответствует, либо вы просто передумали его покупать. Да, есть и такие магазины, которые не придерживаются «закона 14-ти дней». Здесь осуществляешь покупку, заведомо зная, что возврата не будет, либо ходить туда вовсе и не стоит.
Ветхое постановление нас шокировало, но в тоже время заинтересовало. Оно заставило «прогуляться» по просторам всемирной сети. И вот, что мы нашли: «В связи с постановлением Кабмина №114 от 21 мая 1998 года на основании закона «О защите прав потребителей продовольственные товары, оплаченные и вынесенные из магазина (в течение срока годности), не подлежат обмену». Интересное дело, в этом постановлении речь идет не о возврате, а обмене товара, что на корню противоречит приписке в чеке, выданном нашему коллеге. То есть, заинтересованные лица, немного откорректировав документ, приписали слово «возврат», дабы ввести в заблуждение ни о чем не подозревающих потребителей.
Часто ли вы заглядываете в чек, чтобы прочитать то, что написано мелкими буквами? Вряд ли. Однако предположим, что вы скрупулезный потребитель и, увидя букву закона на чеке AZZA Cake House, завоевавшего успех на рынке в кондитерской области, не усомнитесь в ее подлинности. На это и рассчитано. Вы же не помчитесь сломя голову выискивать в Интернете постановление, чтобы уличить руководство данной сети магазинов в обмане. А вот наш коллега, усомнился в написанном, виной тому, скорее всего, специфика работы, что «привело» ценный чек в наши руки.
Для справки отметим, что в перечень товаров, не подлежащих обмену в розничных торговых объектах на территории страны, также входят золото, изделия из него, драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, все виды тканей (за исключением бракованных и продаваемые в отмер), парфюмерия и косметика, предметы личной гигиены, пластиковая тара. Особый акцент делается на мужскую, женскую и детскую пляжную одежду, нижнее белье, носки, игрушки и товары бытовой химии.
Для прояснения ситуации Vesti.az обратился к главе Союза свободных потребителей Азербайджана Эюбу Гусейнову. Прежде чем ответить на интересующий нас вопрос, он некоторое время изучал постановление.
«В своде правил имеют место некие парадоксы. Закон «О защите прав потребителей» в этом не исключение. В нем есть некоторые моменты, которые не поддаются элементарной логике. К примеру, в представленном перечне почему-то не указаны книги. Такое ощущение, что их можно прочитать, а затем вернуть. Другие пункты опущу, оставив лишь двенадцатый. Закон гласит - товар не подлежит обмену! Если же следовать приписке в чеке данного кондитерского магазина, потребителю необходимо проверить качество продукта, не выходя из магазина. Стоит ему вынести товар за пределы торговой точки, как возврату он автоматически не подлежит. Представьте следующую ситуацию. Вы вышли из кондитерской и сразу же решили съесть, к примеру, ватрушку. Укусив ее краюшек, вы понимаете, что творог прокис, да и выпечка не первой свежести. Естественно, вы захотите вернуть испорченный товар, но у вас это вряд ли получится. Причина кроется в самовольном действии руководства AZZA Cake House, ссылающееся на постановлении №114, которое отнимает у вас это право. Позвольте узнать, правильно ли дегустировать все, что хочешь купить? А если это сырое мясо или курица, яйца или другие продукты? Как в таком случае поступить? Вопросов много, но ни одного ответа», - резюмировал глава Союза.
На лицо вывод - «самоволка» добралась до закона. Мы попытались связаться с головным офисом AZZA Cake House, представленным на сайте. Скорее всего «Бактелеком» не распознал этот номер, ответив нам затяжными гудками.
Далее мы направились в Агентство продовольственной безопасности (АПБ). Глава пресс-службы Айсель Фарзиева пояснила, что возврат, обмен и установленная ценовая планка на продукты питания находятся вне юрисдикции Агентства.
«Государственная структура занимается вопросами безопасности продуктов питания. В случае если к нам обратится потребитель, сомневающийся в качестве приобретенного товара, мы будем расследовать его жалобу, невзирая ни на какие чеки», - резюмировала А. Фарзиева.
Последняя инстанция, куда мы решили обратиться - Государственная службы по антимонопольной политике и защите прав потребителей при Министерстве экономики. Глава пресс-службы ведомства Аббас Алиев попросил выслать всю информацию и вопросы, что мы и сделали, прикрепив доказательство в виде чека.
Прождав четыре долгих дня, мы вновь связались с А. Алиевым. Не кладя трубку, он позвонил кому-то, чтобы уточнить, пришло ли письмо от Vesti.az. Услышав ответ, он сказал, что перезвонит. Ждать пришлось пару часов, но мы все же рискнули набрать господина А. Алиева. Он начал уверять, что данный вопрос, и вообще все, что касается продуктов питания, относится к АПБ. На наше возмущение, что мы уже обращались в Агентство, он снова набрал номер неизвестного собеседника. На этот раз мы услышали следующий разговор: «Пришлите мне вопросы Vesti.az». И вновь обещание связаться. На сей раз прошло четыре часа. Ну, хорошо, раз гора не идет к Магомеду, то Магомед вынужден пойти на поклон к горе. Но, тщетно, трубку никто не снял. Видимо, уважаемому глашатаю от Минэкономики не до таких «незначительных» проблем. А вопросов было всего на всего два:
- Какие меры со стороны Государственной службы по антимонопольной политике и защите прав потребителей при Министерстве экономики будут приняты, дабы предотвратить незаконность действий AZZA Cake House?
- Что делать потребителям, если они не могут вернуть купленный товар в виду его непригодности к употреблению?
Мы надеялись, что притча о горе и Магомеде известна пресс-секретарю. Если уж пророк не поленился навестить гору, то А. Алиеву и вовсе не зазорно ответить на наши вопросы. Тем более что это не столь уж и сложно. Даже для пресс-секретаря.
Прошла неделя с момента обращения в Минэкономики. И вдруг звонок. Некто из министерства сообщил нам, что наша тема вообще не в тему ведомству: «Все, что касается продуктов питания и вообще потребителей, обращайтесь в АПБ», - отрапортовал звонивший.
Если изначально мы негодовали на то, что нам никто и ничего не хочет говорить, то сейчас поняли, что задействованные в этом вопросе государственные структуры не решили между собой некоторые «моменты». Хочется верить, что наступит тот день, когда на конкретные вопросы мы будем получать ответы.
Нармина Джавид
В bp назвали причину возникновения проблемы в поставках газа из Азербайджана в Болгарию и Сербию
В Баку опровергли предположение Вучича о двухмесячной приостановке поставок газа в Сербию
Вучич сообщил о приостановке Азербайджаном поставок газа в Сербию
Стала известна средняя экспортная цена азербайджанской нефти в 2024 году
Азербайджан нарастил ненефтегазовый экспорт
Транспортная инфраструктура Азербайджана: итоги года и амбициозные планы на будущее