Азербайджан обеспечивает связку не только по линии Север-Юг - СЕРЬЕЗНЫЙ ПРОРЫВ ДЛЯ РЕГИОНА

Азербайджан обеспечивает связку не только по линии Север-Юг -  СЕРЬЕЗНЫЙ ПРОРЫВ ДЛЯ РЕГИОНА
17 августа 2020
# 13:40

Азербайджан за долгие годы успел создать, развить и расширить собственную инфраструктуру для включения страны в различные трансрегиональные и международные транспортно-логистические проекты, в том числе и в проект «Один пояс, один путь» и «Север-Юг».

Сегодняшняя пандемия внесла серьезные коррективы в отношения, в том числе и торговые, между странами. В подобных условиях оживление экономической жизни стран сильно зависят не только от внутренних факторов, но и от внешнеэкономических, таких как торговых. Азербайджан с учетом развитой инфраструктуры и участия в международных транспортных проектах может сделать неплохой задел на будущее, играя роль не только перевалочного звена, но и хаба, в который пересекают несколько торговых путей. В период постпандемии и грядущей мировой рецессии подобные факторы могут сыграть чуть ли не ключевое значение для балансирования между различными точками силами. 

Для выяснения перспектив проекта «Север-Юг», роли Азербайджана в нем и какую пользу проект может принести республики ИА Vesti.az решил обратиться к российским экспертам.

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Станислав Притчин отметил, что критично относится к проекту «Север-Юг», так как он был заявлен 20 лет назад, однако за это время не был отстроен маршрут через Иран – как железнодорожный, так и автомобильный.

«К сожалению, на сегодняшний день мы видим, что проект так и не завершен окончательно по причине Ирана. Здесь, конечно, возникает много вопросов, потому что Россия и Азербайджан выполнили все свои обязательства, завершили все необходимые инфраструктуры для расширения, обновления и объединения, в том числе азербайджанской инфраструктуры с иранской», - заявил С.Притчин.

По его словам, территория, где создается железнодорожное полотно в Иране, непростая для строительства, но Азербайджан предлагал инвестировать свои средства, у РЖД также есть неплохой опыт строительства железных дорог в даже самых сложных условиях, поэтому, считаю, что все эти вопросы решаемые при наличии политической воли. 

«У меня такая позиция – да, проект работает, но работает в сегменте России и Азербайджана. В принципе, Азербайджан на сегодняшний день обеспечивает связку не только по линии Север-Юг, но и Восток-Запад. Азербайджан за счет строительства своей инфраструктуры, развития строительства своих трансграничных проектов – Баку-Тбилиси-Карс, в первую очередь – и развития портового хозяйства создал все условия для того, чтобы страна была региональным хабом. Российские компании Северного Кавказа активно используют этот маршрут, доставляя по существующей российско-азербайджанской инфраструктуре –железной и автомобильной дорогам, далее используя те же виды транспорта перевозит продукцию по БТК в Турцию. Мы здесь видим, что те сегменты, которые закончены, уже работают», - подчеркнул российский эксперт.

Он добавил, что Иран в нынешних условиях наиболее заинтересованная страна в развитии проекта «Север-Юг», потому что в условиях жестких санкций нужно создавать максимальную инфраструктуру для увеличения привлекательности для своих партнеров. 

«Как раз наличие важного инфраструктурного проекта, который связывает и позволяет реализовывать транзитный потенциал Ирана, стал бы лучшим ответом противникам Ирана. И «Север-Юг» здесь максимально вписывается. Наличие этого маршрута позволило бы и странам Персидского залива, и Индии, и Пакистану использовать его для того, чтобы иметь ближайший и наикратчайший путь в Европу, в Россию. В целом, масштаб проекта очень серьезный», - сказал С.Притчин.

Политолог подчеркнул, что сегодня мир становится свидетелем, когда вокруг Азербайджана и Каспийского моря формируется глобальная инфраструктура.

«Окончательный запуск проекта станет очень серьезным прорывом для региона и решением очень многих вопросов транзита грузов, ускорения транзита, активизация торгового сотрудничества, потому что прямой выход Пакистана и Индия через Иран на каспийский регион будет означать снижение серьезных логистических затрат и улучшения возможности связанности региона в целом», - резюмировал С.Притчин.

В свою очередь научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев указал, что проект международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» необходимо понимать, как коридор развития.

«То есть это сумма торгово-промышленных коммуникаций, различных сделок и широкий состав различных игроков - от субъектов малого бизнеса до государственных инфраструктурных корпораций и внешних банков. Этим массивом нужно разумное управление. Координацию мог бы взять Баку, выработав принципы работы и целеполагание проекта», - заявил А.Караваев.

По его словам, одним из элементов антикризисного регулирования могли бы стать новые системы межбанковских переводов, которые с одной стороны могли бы способствовать дедоларизации, а с другой расширяли бы факторы цифровой торгово-банковской коммуникации. 

«В рамках МТК масса инициатив, которые для Баку по плечу и будут приняты с энтузиазмом всеми заинтересованными странами - от Индии до Европы», - сказал научный сотрудник Института экономики РАН.

Эксперт указал, что данный транспортный коридор обладает нескольким уровнями развития.

«Первый - межрегиональный. Достаточно рассмотреть стыки границ Азербайджана с Россией и Ираном, чтобы увидеть, как динамично идёт развитие. В сторону Азербайджана строится новая трасса «Кавказ» в сторону РФ -  азербайджанские дорожники прокладывают автобан, железная дорога выкупает земли для развития магистрали, строительства переходов и переездов. Также планируется создание множества точек для инвестиций малого и среднего бизнеса. С Ираном, помимо Астары, открывается переход и логистический комплекс в районе Билясувар, где строится четырехполосная магистраль до иранского Парсадабада. Так что динамика уже имеется, достаточная для начального импульса развертывания этого проекта», - отметил А.Караваев.

 

Эксперт подчеркнул, что, как уже было сказано ранее, МТК «Север-Юг» нужно понимать как сеть партнерств и торгово-промышленных проектов. 

«Поэтому понимать углубление связей этого коридора «классическим» составом весьма ограниченное представление. Не нужно намеренно понижать планку, если Баку может оседлать эту инициативу как оформление тройственного формата. Допустим, взять Москва-Баку-Анкара.  Большая часть российского транзита через Азербайджан идет не в Иран, а в Турцию с использованием железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Технически этот коридор можно наращивать годами за счет транзита пшеницы, угля, других товаров. Из 30 млн. тон угля, закупаемых Турцией, 9 млн тонн из РФ. Существенная часть идёт через порт Тамань, однако РЖД планирует перевести эти поставки на рельсы через БТК. Существенные проекты транзита и товаропотока могут получить развитие и со странами Персидского залива, это тоже затронет азербайджанский сегмент. Любые трансвидовые коммуникации с максимальным числом участников - все это пойдет на пользу данному проекту», - подытожил А.Караваев.

# 6510
avatar

Джафар Агададашев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#