Экономика
- Главная
- Экономика
Торговая война, инфляция, падение цен на нефть - новый экзамен для экономики Азербайджана - АНАЛИТИКА

Глобальный торговый шок привел к падению нефти. На текущий момент котировки «черного золота» оказались ниже заложенной в бюджете цены. При этом главный экспортный ресурс республики может продолжить дешеветь из-за непростой ситуации в мире.
Готов ли Азербайджан к возможным последствиям? Власти пока никак не комментируют ситуацию, а эксперты внимательно следят за развитием событий в мировой экономике и влиянием происходящих процессов на наши реалии. Основной вопрос, волнующий экспертов и общество, заключается в том, что финансовый план текущего года сверстан при цене отсечения в 70 долларов за баррель нефти.
Еще при верстке бюджета под занавес прошлого года экономисты опасались, что казна может недополучить средства, если цены на главный экспортный ресурс будут ниже. В целом отмечалось, что прогнозировать поведение сырьевых котировок достаточно сложно, а мировая нестабильность, скорее всего, продолжит давить на стоимость «черного золота». Тогда отечественные экономисты называли оптимальную норму отсечения в 50 – 60 долларов за баррель.
Ситуация в мире в связи с конфликтом на востоке Европы и израильско-иранским фронтом обострения весьма напряженная, сказал ученый-экономист Фикрет Юсифов. Для минимизации последствий падения нефти эксперт предлагал цену отсечения не выше 60 долларов, но обстоятельства усложнились. Новый этап понижения нефти связан с маневрами торговой войны, а трехмесячная отсрочка вступивших было в силу тарифов лишь ненадолго взбодрила рынки. На этом фоне цена барреля нефти марки Brent подорожала на 0,13 доллара, составила 64,89 доллара, а баррель марки Azeri Light повысился до 61,65 доллара.
По мнению экспертов, торговые конфликты могу привести к дальнейшему снижению объемов мировой торговли, что может понизить спрос и цены на энергоресурсы. Тем более, что основные игроки, Китай и США, продолжили накручивать взаимные пошлины. Падение спроса из-за мировой неопределенности и одновременно увеличение добычи со стороны ОПЕК+ играют на снижение «черного золота», полагает экономист Натиг Джафарли.
По его словам, на снижение цен играют торговые требования США и решения ОПЕК+. Страны нефтяного альянса начали наращивать производство с апреля, отменив добровольные квоты на снижение добычи, что постепенно высвободит на рынок дополнительно 2,2 млн баррелей нефти.
«Перспективы отечественной экономики, зависящей от экспорта нефти и природного топлива, вызывают тревогу, - отмечает он. – Здесь важно еще учитывать, что стоимость барреля рассматривают к усредненным, а не ежедневным уровням. Средняя цена нефти за первые два месяца текущего года была близка к 80 долларам.
В марте этот показатель понизился, а в апреле он меньше установленной в государственном бюджете нормы отсечения в 70 долларов. Даже если допустить, что первую половину нынешнего года мы завершим со средней ценой нефти, близкой к заложенной в финансовом плане норме отсечения, уже во второй половине года цены могут упасть ниже этого уровня. Полагаю, под занавес финансового цикла средние котировки барреля могут стабилизироваться в районе 60-65 долларов».
Удешевление нефти на один доллар, по его оценкам, приводит к уменьшению валютных поступлений республики на 500 тыс. долларов в сутки: «Если к концу года среднегодовая стоимость барреля составит 65 долларов, - говорит Джафарли, - страна будет терять до 2,5 млн долларов в день, 75 млн в месяц и 900 млн долларов в год. Кроме этого, из-за падения нефти сократится выручка и прибыль добывающих компаний, а это чревато сокращением бюджетных налоговых поступлений из этого источника».
По утверждению экономиста Парвиза Гейдарова, набирающее силу торговое противостояние не дает оснований для позитивных ожиданий:
«Международная ситуация тревожна для экономики нашей страны, поскольку формирует определенный фон неприятных внешних влияний, - комментирует он. – Впрочем, ветер перемен уже ощущается. Одним из показательных примеров можно привести ускорение инфляции. Если приглядеться к официальным показателям, ее динамика в январе и феврале нынешнего года не обнадеживает, но главным для нашей добывающей страны остается вопрос котировок нефти. Падение мировых цен на главный экспортный ресурс страны всегда было крайне нежелательным и даже опасным, а сегодня такие перспективы близки к реальности и, похоже, начинают сбываться».
Фокус смещается на дешевую нефть с первых дней правления Дональда Трампа, напомнил он: «С самого начала Трамп заявил, что нефть должна быть ниже 50 долларов, и это, само собой, не выгодно Азербайджану. Пока еще рано говорить о падении цен ниже озвученной отметки, но удешевление берет начало с декабря прошлого года и, очевидно, продолжится дальше. Ситуация тревожная, поскольку наш государственный бюджет сверстан по цене 70 долларов за баррель».
Токсичный коктейль включает не только перспективы дешевой нефти и мировой рецессии – торговые войны спровоцируют разгон инфляции, считает экономист. Импортные пошлины США приведут к сокращению поставок товаров либо к увеличению цен для потребителей: «По сути говоря, вырисовываются два тревожных фронта. С одной стороны, удешевление цены нефти, а с другой, риски ускорения глобальной инфляции, связанные с международной торговой войной. Разумеется, такое положение дел проецирует угрозы для нашей экономики».
Нефть марки Brent может опуститься в цене ниже уровня в 40 долларов, считают аналитики Goldman Sachs. По оценкам аналитиков американского банка, котировки Brent упали за последнюю неделю с 75 долларов за баррель до 65 долларов. Так инвесторы реагируют на всплеск торгового противостояния.
«Поскольку 80 процентов нашего экспорта приходятся на сырую нефть, волатильность углеводородных рынков прямо влияет на экспортные прибыли Азербайджана, - прокомментировал депутат и эксперт Вугар Байрамов. – Конечно, снижение нефти для нас нежелательно. И тем не менее, мы не ждем сокращения социальных расходов. Их доля в бюджете этого года даже превысила 40 процентов, при этом больше половины доходов казны приходится на ненефтяные поступления. Каких-то сложностей с трансфертом в бюджет из Государственного нефтяного фонда тоже не будет, учитывая его солидные накопления в размере 60 млрд долларов».
По мнению эксперта, резервы суверенного фонда позволяют своевременно финансировать все социальные проекты этого финансового года.

Обнародован прогноз по госбюджету Азербайджана на 2026 год

Новые кадровые назначения в правительстве Азербайджана

Азербайджан снизит зависимость от нефти и стабилизирует госдолг к 2029 году

В Азербайджане с начала года выпустили более тысячи легковых автомобилей

Азербайджан до 2029 года: стабильная нефть, рост ВВП и умеренный госдолг

Минфин обещает стабильный курс маната до 2029 года