Азербайджан: достижения в энергетике и перспективы развития — ИЛЬХАМ ШАБАН

Азербайджан: достижения в энергетике и перспективы развития — ИЛЬХАМ ШАБАН
29 декабря 2024
# 13:00

Азербайджан, обладая значительными природными ресурсами, в первую очередь нефтью и газом, эффективно использует свои богатства для обеспечения устойчивого развития. Этот год стал знаковым для страны, с рядом достижений в энергетическом секторе. Однако в условиях изменяющейся геополитической обстановки мировое сообщество сталкивается с рядом новых вызовов. Важным аспектом становится также переход к зеленой энергетике, который, несмотря на свою дороговизну, требует активного участия каждого государства в глобальном процессе.

В 2024 году Азербайджан стал хозяином 29-й Конференции ООН по изменению климата (COP29), и президент Ильхам Алиев объявил его Годом солидарности во имя зеленого мира. Энергетический сектор страны продолжает активно развиваться, несмотря на глобальные изменения.

Для обсуждения ключевых событий в этой области и подведения итогов года Vesti.az обратился к эксперту в области энергетики Ильхаму Шабану.

— Какие основные успехи в энергетическом сегменте вы можете отметить по итогам 2024 года?

— Этот год был довольно насыщенным. Произошло множество событий в энергетическом секторе. Начнем с нефтяной отрасли. Главным достижением уходящего года стало значительное пополнение нефтяных резервов Азербайджана. Речь идет об извлекаемой нефти с Азери-Чираг-Гюнешли. Я считаю, что это в ближайшей перспективе поможет Азербайджану в обеспечении энергией, а также активизирует пополнение золотовалютных резервов, так как основным источником доходов страны остаются нефтедоходы.

Второй важный момент касается газовой отрасли. В текущем году Азербайджан фактически достиг экспортных объёмов поставок газа до 20 млрд кубометров. По сравнению с прошлым годом это рост на 1—2 млрд кубометров. Существенный объём поставок приходится на европейские рынки. Кроме того, в 2024 году Азербайджан расширил свою географию поставок до 12 стран, из которых 10 являются европейскими. Половина из них, пять стран, начали импортировать газ из Азербайджана именно в 2024 году. Это Сербия, Хорватия, Словения, Северная Македония и Словакия.

Кроме того, в газовой сфере был сделан смелый шаг, который в ближайшей перспективе станет одним из источников увеличения поставок экспортируемого ресурса. Речь идёт о дополнительных соглашениях к «Контракту века», подписанных 20 сентября. До сих пор из Азери-Чираг-Гюнешли добывался попутный газ, то есть газ, который добывается вместе с нефтью. Новые соглашения подразумевают добычу природного газа. Резервы природного газа на данной площади составляют 4 триллиона кубических футов, или около 120 миллиардов кубометров. Уже в 2026 году планируется получение первых объёмов газа по новому соглашению. Причём не потребуется строительство новой платформы — эксплуатационные скважины будут пробурены на действующих платформах, и ресурсы будут доставлены на экспорт через существующую инфраструктуру.

Азербайджан взял на себя обязательство к 2027 году удвоить объёмы экспорта газа по сравнению с 2021 годом (8 млрд кубометров), то есть увеличить объёмы экспорта до 16 млрд кубометров. В этом году эти показатели составили 12,5 млрд кубометров, что означает, что осталось добавить ещё 3,5 млрд кубометров. Кто-то может задаться вопросом, откуда возьмутся такие объёмы стабильных поставок? В первую очередь это Азери-Чираг-Гюнешли, а также развитие зелёной энергетики Азербайджана. В 2024 году Азербайджан подписал соглашения на реализацию 1000 МВт солнечных электростанций и ветровых турбин. Самая крупная из них будет на 445 МВт. Также подписан контракт на 200 МВт в Джабраильском районе. В сумме это 1200 МВт. Правительство планирует увеличить этот объём до 2000 МВт.

Если по итогам прошлого года в электроэнергетическом балансе Азербайджана 93% электроэнергии получалось за счет сжигания природного газа, то уже по итогам 2024 года этот показатель снизился до 86%. Это стало возможным благодаря работе одной электростанции на альтернативных источниках. Представьте, что через полтора года их количество достигнет пяти, а в 2027 году планируется реализация восьми таких электростанций. Это приведёт к постепенному снижению объемов природного газа, сжигаемого на теплоэлектростанциях, и высвободившиеся объёмы будут поставляться на экспорт. Фактически это позволит высвободить около 1,5 млрд кубометров газа, который раньше сжигался. Немаловажным моментом является то, что начиная с 2024 года Азербайджан стал производить бензин по стандарту Euro 5.

Это основные успехи 2024 года.

— Как в целом работает система электроустановок? Хотелось бы также получить разъяснение по очень интересному моменту: во время производства и работы этих приборов климат портится не меньше, чем при обычном сжигании ресурсов. Как выстроен этот механизм?

— Ничего идеального не существует. Всегда приходится чем-то жертвовать. Чтобы получить какую-либо энергию, нужно потратить другую. Везде есть воздействие на окружающую среду. Многие говорят, что нужно избавиться от ископаемого топлива как можно скорее, ведь оно портит атмосферу и так далее. Но, например, лопасти ветроустановок или солнечные батареи изготавливаются с использованием нефтехимических продуктов. То же самое касается самолётов. Говорят, что самолёты выбрасывают много вредных веществ в атмосферу. Поэтому ведутся разговоры о переходе на альтернативное топливо. Но пока что, с точки зрения опыта, безопасности и возможностей, ископаемое топливо остаётся наиболее эффективным. Самолёты делают из композитных материалов, которые, опять же, включают нефтехимию. В каждом варианте есть свои плюсы и минусы. Массовый потребитель смотрит на конечный результат. Здесь также играет роль финансовый вопрос. Если к 2050 году полностью отказаться от ископаемого топлива во всём мире, то в 2025 году придётся потратить 230 триллионов долларов. Если посчитать, то это около 10 триллионов долларов в год. За последние 20 лет на зелёную энергетику было потрачено чуть более 10 триллионов. Так что даже если захотеть, невозможно достичь таких цифр. Кто сможет потратить все деньги мира на это?

— Что с ценами на нефть в этом году и каковы прогнозы на следующий год?

— В этом году цены на нефть были на высоком уровне. Если сравнить с 2022 годом, годом глобальных военных противостояний, средняя цена нефти составляла $101. В 2023 году цена опустилась до $86,5, а в 2024 году, несмотря на колебания в четвёртом квартале в диапазоне $70–75, последние два месяца цена стабилизировалась на уровне $72. Думаю, что год завершится со средней ценой около $70. Это достаточно высокая цена для производителей. Однако производители считают, что не стоит смотреть только на нынешнюю цену. Лучше обратить внимание на инфляцию, которая была особенно высокой в последние четыре года, включая период ковида. Если учесть долларовую инфляцию, то цена в $80 по покупательной способности эквивалентна прошлым $60. Современная цена комфортна для всех. Я не верю, что в 2025 году, с повторным приходом Трампа, цены на нефть обрушатся до $40–50, как пугают СМИ. Я абсолютно этому не верю. Акцент делают на Россию, но никто не упоминает, что нефть добывают около 70 стран, и половина из них — нефтеэкспортёры. Хорошо, США хотят разрешить свои споры с Россией, но что насчёт других стран? Мы также должны учитывать, что США за последние 10 лет увеличили объёмы добычи нефти на 56%, причём 80% этого прироста составила сланцевая нефть. Сама добыча сланцевой нефти дороже, чем обычной. Если цены на нефть обрушатся до $50, то в США будет закрыта значительная часть добывающих компаний. При первом правлении Трампа мы не увидели обрушения нефтяного рынка. Наоборот, наблюдали увеличение оборота и высокие налоговые поступления. Азербайджан в своём бюджете на 2025 год установил цену нефти на уровне $70 за баррель, и я считаю, что это нормальная цена. Даже если средняя цена упадёт до $65, это не представляет угрозы для экономики Азербайджана. Как отметил министр финансов Азербайджана Самир Шарифов, эта цена является базовой. Также предусмотрен пессимистичный сценарий, который был учтён при составлении госбюджета. У правительства есть механизмы, которые могут быть задействованы в случае продолжительного снижения цен на нефть.

— Существуют ли продвижки в связи с идеей транзита российского газа через Азербайджан? Есть ли возможность того, что Азербайджан будет покупать газ у России и перепродавать его в ЕС?

— Теоретически это возможно. Технически инфраструктура позволяет прокачивать до 4 млрд кубометров газа. Однако стоит задаться вопросом: зачем это нужно? Для Азербайджана это плюс, поскольку мы получим дополнительные дивиденды. Но зачем это нужно России? У неё есть короткий путь в Европу через трубопроводы. У России нет проблем с инфраструктурой. Турция для своего внутреннего рынка покупает около 30 млрд кубометров российского газа. Им нет необходимости перенаправлять газ через Азербайджан — в этом нет смысла.

— Может ли политическая ситуация в Грузии повлиять на транзит газа через её территорию?

— Думаю, что нет. Даже если в Грузию придёт новое правительство с кардинально другими взглядами, это не повлияет на отношения с Азербайджаном. Это уже происходило в 2012 году, когда прозападного Саакашвили сменило правительство «Грузинской мечты», и наши отношения не изменились. Изменение политического климата в Грузии не повлияет на отношения с Азербайджаном. Причина кроется в том, что наши проекты не имеют политического подтекста, а строятся на коммерческой основе. В Грузии это понимают. Кто бы ни пришёл к власти, они осознают, что за транзит азербайджанского газа через их территорию они получают 1 млрд кубометров бесплатно. Также стоит отметить, что около 35% топливного рынка Грузии зависит от азербайджанских нефтепродуктов.

— Как вы считаете, будет ли восстановлен давний катарский проект прокладки трубопровода через Сирию?

— Проект существовал в 2008–2010 годах. Он предусматривал поставки газа с Ближнего Востока в Европу через Сирию. Европейская комиссия в 2005 году заявила о планах инвестировать в энергетические поставки на европейский рынок с целью уменьшения зависимости от российских ресурсов. Катарский газопровод был одним из возможных вариантов. Однако прошло более 15 лет, и ситуация изменилась. Сегодня ЕС стремится стать нейтральным центром мира. К 2040 году они хотят снизить импорт нефти и продуктов. В Европе природный газ больше не считается чистой энергией — ещё 20 лет назад он рассматривался как топливо для переходного периода. Технологии за последние 15 лет сделали танкерные перевозки сжиженного газа экономически более выгодными, чем трубопроводные поставки. Реализация трубопровода через Сирию потребует нескольких лет, а капитальные расходы будут выше, чем возможная прибыль. Кроме того, катарский газ фактически распродан на 10 лет вперёд.

 

# 3495
avatar

Алекпер Алекперов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#