«Во время перестрелки Чингиз убил троих армян, среди них был офицер»
…При последнем телефонном звонке домой сказал, что у него все хорошо, обещал приехать в отпуск. Это было 28 декабря, часов около 9 вечера. Как оказалось, родные и близкие слышали голос Чингиза в последний раз
…Мы побывали у семьи Гурбановых в их родном селении Хазра Гусарского района на севере Азербайджана. Они только что вернулись из Баку, где их принял президент республики Ильхам Алиев, лично вручив значок и удостоверение Национального героя Азербайджана.
…Рассказывает Салман Гурбанов, отец Чингиза:
- Я ждал 40 дней. Как же можно столько времени держать тело убитого солдата? Какая низость! С другой стороны, утешала мысль, что Чингиз, видно нанес им сильный урон, и теперь они стараются отомстить ему. Не смогли живому, так хотя бы мертвому…
С этими словами он перевел дыхание, но не было замечено ни малейшего признака горя в поведении этого гордого человека.
- Как я уже сказал, мы поговорили 28 вечером. Он готовился выйти на пост. Утром я на работе. Звонит жена, плачет. Сообщила, по телевизору передали, что армяне совершили провокацию на линии огня, в результате Чингиз Салман-оглы Гурбанов пропал без вести. Я сразу же домой. Вечером в восемь вечера опять сообщили то же самое. Наутро пораньше отправился в часть, поговорил с командиром. Вот там и узнал, что мой сын погиб, а тело забрали армяне.
Оказалось, в ночь на 29-е декабря армянская диверсионная группа сделала попытку пройти через границу, но наши ребята их засекли, началась перестрелка, и противнику пришлось отступить.
Во время перестрелки Чингиз покинул пост и стал преследовать их, убил троих, среди них был офицер. Потом армянские сайты сообщили, что в январе умер еще один их боец, кого Чингиз ранил. Чингиз в перестрелке был ранен в бок. Знаешь, ни приведи никому потерять дитя, но я горжусь сыном, горжусь тем, что он пал как герой.
На его похороны собрались тысячи людей, такого многолюдья в Гусаре еще не было. На меня варварство армян, произвело еще более угнетающее впечатление, чем даже смерть сына. До того, как доставили Чингиза, мы не чувствовали, как время проходит. Но теперь я спокоен. Тем более в тяжелую минуту государство нас поддержало, президент уделил особое внимание. Видите, на балконе флаг Азербайджана, отныне он всегда там будет, пока я жив, пока наша семья здесь живет.
У Чингиза есть младший брат, Бейтулла. Он на два года младше. Он учится в Азербайджанском техническом университете.
- Из-за нашей учебы семье пришлось переехать в Баку. На занятия ходили вместе. Такой был добрый, что даже мои сокурсники с ним дружили. И вот такого брата потерять… Но я счастлив, ведь я брат Национального героя Азербайджана. А за такое звание и умереть не жалко.
Отец рассказал, что в детстве Чингиз был большой проказник, но вместе с тем не мирился с любой несправедливостью и выражал протест даже тем, кто гораздо старше: «Но занимался очень хорошо. Учился на азербайджанском, самостоятельно выучил и русский язык. Занимался спортом. Увлекался техникой, и поэтому выбрал технический университет. Их факультет спецтехники и технологий курирует Министерство оборонной промышленности. Он открылся как раз в год поступления Чингиза. Количество мест было распределено всего между 14 студентами, и Чингиз сумел попасть в это число.
- Поэтому он весь день в Интернете подыскивал литературу на русском языке. Затем, он конспектировал эти материалы, переводил на азербайджанский язык и делился с однокурсниками в ходе подготовки к экзаменам.
С университета тоже приезжали, хвалили, сокрушались, что потеряли такого талантливого инженера…
Ильтифат киши - сосед семьи Гурбановых. Их сын дружил с Чингизом, они также учились на одном курсе.
-Он был одним из редких гениев этого села. Его детство до сих пор перед моими глазами Чингиз был смышленым, озорным мальчишкой. Но со временем от озорства не осталось и следа. Был очень отзывчивым, любезным, любимцем всего села. Вы видели бы, как рыдали декан и преподаватели на его могиле. «Мы потеряли сына», - причитали они. Чингиза все считали родным.
Пор словам Салман киши, у Чингиза в эти дни намечался 10-дневный отпуск.
- А у Чингиза была невеста?
- Нет по-моему, намеревался продолжить обучение в магистратуре. Я думал, что он, может, с матерью делился об этом, но, оказывается, у него не было любимой. К тому же, он всегда говорил «завершу образование, устроюсь на работу, потом женюсь».
Окончил вуз прошлым летом. Очень хотел пройти военную службу, как и все его одногруппники. Говорил, что их выпуск – в этом плане первый во всем Азербайджане. В университете обещали всем после службы выдать направления на работу. Видимо, такова судьба. Кто мог знать, что диплом сына придется получать мне. Мы с его матерью ехали на его присягу в августе, это и было нашей последней встречей.
Только и говорил, как о продолжении образования. Строил планы, делился своими желаниями. «Берегите мои конспекты», - смеялся он. Смотрите, он улыбается на всех фотографиях. Сын мой с улыбкой ушел с жизни, с аплодисментами проводили в последний путь. Разве я мог плакать под такие аплодисменты. Вот вы говорите, я очень гордый. Каким же должен быть отец, если у него такой сын, как Чингиз?!
Как отмечалось, семья Гурбановых побывала на приеме президента Азербайджана.
Верховный Главнокомандующий вручил Салману киши золотую звезду Национального Героя.
- Президент все время держал в центре внимания вопрос Чингиза. Выразил мне благодарность за то, что вырастил такого сына. Сказал, что вчера у вас была траурная церемония, поэтому пригласил вас сегодня, чтобы вручить вам золотую звезду Национального Героя, которой он удостоен. Сказал, что весь Азербайджан гордится Чингизом, его имя будет увековечено. Я, в свою очередь, сказал, что это высокая цена всем нашим шехидам. Сказал, что я горжусь тем, что являюсь отцом шехида. Заверил, что по его приказу готов взять оружие в руки и освободить наши земли, отомстить за сына.
Парта в школе села Хезре, за которой сидел Чингиз, вся усыпана цветами. Классный руководитель Светлана Рахмхановна выразила уверенность, что память о Чингизе будет жить вечно.
-Мы не забудем его. Он возвысил нашу школу, село. Впредь село Хезре будет в первую очередь связано с его именем. Именем нашего патриота, моего ученика Чингиза.
Могила Чингиза сейчас является своего рода святилищем, местом поклонения для всего населения села Хезре. Со дня похорон прошло несколько дней, но люди, несмотря на непогоду, нескончаемым потоком продолжают стекаться в село, на его могилу.
Встречаем Анара Абизаде. Приехал из Хачмаза.
- Он мне не родственник и не друг. Честно говоря, я даже не знал дорогу в это село, впервые тут. Но посчитал для себя долгом посетить его могилу. Рад, что мог хоть немного утешить его близких.
Мы тоже впервые побывали в Хезре. Как и Анар, не знали даже дороги в это село. Шехидам место в раю, несомненно. Да и само село Хезре также является райским уголком. В селе, в ста шагах от дома, где вырос Чингиз, расположена усыпальница Шейха Гюнейда– деда Шаха Исмаила. Чингиз – первый шехид села. Кстати, Гюнейд тоже пал шехидом. Но это уже другая история…
Сабухи Мамедли
Президент Азербайджана утвердил январский призыв и увольнение в запас
Закир Гасанов поручил повысить боеготовность Азербайджанской Армии
ГПС Азербайджана изъяла наркотиков на сумму более 160 миллионов манатов
Илон Маск готовится бороться с бюрократией в новом Министерстве США
ВМС Азербайджана и Турции провели совместные учения -ФОТО
Скончался военнослужащий азербайджанской армии