Участник войны: У нас не было понятия отойти назад – КО ДНЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ АРМИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Мамедов Алиф
104 года назад в Азербайджане были созданы вооруженные силы. Однако, никому не секрет, что продолжавшаяся оккупация территорий Азербайджана не позволяла полноценно отмечать этот день. У тех, кто был против того, чтобы широко отмечать этот день был один аргумент – пока 20% территорий Азербайджана остаются под армянской оккупацией, мужчины не имеют морального права отмечать этот день. Все изменилось после Второй Карабахской войны, в ходе которого азербайджанские воины в течение 44 дней освободили оккупированные территории. Теперь, уже второй год подряд 26 июня отмечается как день победоносной армии.
В этот день, Vesti.az решил поговорить с одним из ветеранов войны, который наряду с тысячами героев принес азербайджанскому народу долгожданную победу.
Мамедов Алиф Афраил оглу, 1998 года рождения. Алиф проходил срочную службу в рядах ВС Азербайджана в 2017-18 годах, в сухопутных войсках. Он был минометчиком.
Незадолго до Второй Карабахской войны Алиф был призван на сборы, где его и застало начало войны.
- 21 сентября 2020 года меня призвали на сборы. Сборы проходили в Геранбойском районе. Меня назначили командиром артиллерийского расчета, в звании младшего сержанта. Я командовал расчетом пушки D-30. После того как началась война, нас 28 сентября отправили на фронт. Первые дни мы не участвовали непосредственно в военных действиях. Мы как говорится были во втором эшелоне, подносили снаряды артиллеристам, которые были на первом ряду.
- В каком направлении вы были?
- Мы были в агдеринском направлении, в Суговушане.
- Когда вы подключились к боевым действиям?
- Было примерно 20 октября, когда наша батарея вышла на линию фронта в направлении села Талыш.
- Какого ощущение участвовать в реальных боях, ведь реальные боевые действия заметно отличаются от учений?
- В первую очередь ты чувствуешь, что любая минута, секунда может стать последней для тебя. Были люди, которые думали о своей семье, кто-то о своей личной жизни, а кто-то ни о чем не думал, а присоединились для того, чтобы только вернуть свои земли. Были такие ребята, которые готовы были отдать свою жизнь ради этого. Да, каждый боялся за свою семью, но никто не смел нас называть - трусом.
- А ты чего-то боялся?
- Я переживал за свою семью. 99% за семью. Мы ради них должны были быть осторожными, потому что, они нас ждали, переживали за нас, все время думали о нас.
- Ты женат или пока холост?
- Я не женат. Живу с родителями, кроме меня в семье есть сестра и брат. И я самый младший из них.
- А как ты поддерживал связь во время войны со своей семьей?
- Там у офицеров имелись телефоны и мы посредством этих мобильных поддерживали связь.
- Что в первую очередь тебе говорили твои домашние?
- Говорили не переживай, не бойся, все будет хорошо.
- Они не говорили, что мы переживаем за тебя и т.д?
- Нет не говорили, но это все равно чувствовалось.
- Сложно быть артиллеристом на войне?
- На самом деле не так трудно. Самое главное это своевременно исполнять приказы. Когда ты обеспечиваешь собственную безопасность, все бывает нормально. Нужно вовремя вывести орудие на позицию и своевременно прятаться. Мне нужно было положить снаряд, прицеливаться и вести подсчет. Если я правильно это сделал, то все мое дело сводилось к тому, чтобы направить этот снаряд в нужное направление.
- Что ты чувствовал когда тянул веревку и стрелял?
- Словами очень сложно передать эти чувства. Я просто представлял себе, что по другую сторону фронта делают тоже самое по отношении к нам и я должен дать им ответ. Мы думали только о том, как уничтожить врага. Надо было отомстить за Первую Карабахскую войну, освободить территории, которые 30 лет находились под оккупацией. У 90% моих сослуживцев были такие же мысли. Мы все время говорили, что только вперед. Для нас не было понятия отойти назад.
- А у тебя уши не закладывало от звука во время выстрела?
- В начале было не привычно. Сперва человека трясет, он боится, а потом уже привыкаешь и для тебя это становится обычной вещью.
- А как поступали при ответных ударах?
- Да, почти каждый день над нашими головами летали вражеские снаряды. Нам повезло, что они не попадали по нам.
- А какая у вас защита была от ответного артиллерийского огня?
- На войне ты привыкаешь к перестрелкам, звукам выстрелов. Твои уши различают разные звуки войны. К примеру, когда на вражеской стороне тянули веревку пушки, чтобы выстрелить по нам, мы уже слышали этот звук и своевременно могли зайти в укрытие. Снаряд долетает за три-четыре секунды и было такое, что не успевали прятаться, мы ложились прямо на месте на землю. Иногда было, что снаряд попадал непосредственно в нашей близости, но не взрывался.
- Ты помнишь такой момент, когда не взорвался? Какие ощущение были у тебя?
- Да, конечно помню. Один раз, было уже конец октября или начало ноября. Я сидел около пушки, держал в руке тетрадку и что-то писал там. Это было днем. Рядом с окопом сидел еще один солдат из моего расчета. Расстояние между нами было примерно 3-3,5 метра. Мы увлеклись разговором и не услышали, как с противоположной стороны выстрелили. Когда снаряд летит не на твою сторону, ты заранее слышишь своеобразный свист от снаряда. За это время ты можешь лечь на землю, прикрыться.
А когда снаряд летит на тебя, то ты этот свист слышишь в последний момент. А тут мы ничего не услышали, только лишь в последний момент поняли, что на нас летит снаряд. Другой солдат успел броситься в окоп. Я тоже бросился к укреплению, однако снаряд упал именно в этот момент. Он упал буквально в 10 метрах от нас, но не взорвался. Первые минуты мы с ним были в ступоре и не понимали, что произошло. Мы просто смотрели друг на друга. Только в этот момент поняли, что снаряд не взорвался и благодаря этому мы остались в живых.
Нам просто повезло. Выйдя из укрытия, мы осмотрели снаряд. Оказалось, что армяне может быть торопились выстрелить и потому забыли положить в снаряд взрыватель. Именно в этом была и причина того, что он не взорвался.
- Алиф, ты помнишь, во время этой войны самый долгий бой?
- Так, в общем были короткие бои. Было такое в день пару раз стреляли. А иногда артиллерийские бои длились 2-3 часа. Мне товарищи рассказывали, что в самом начале войны были долгие бои, больше пяти часов. Для меня самый длинный бой был 9 ноября. В тот день артиллерийские перестрелки продолжились около 4 часов. Мы стреляли, по нам стреляли.
- А физически как выдерживали?
- Усталости не было, мы привыкли к такому режиму. Мы помогали друг другу.
- Ты помнишь, как узнал о победе?
- Где-то к 23:00 часов было тихо, и нам сказали можем отдохнуть. Мы были уставшими и потому сразу же заснули. А с 01:00 -до 04:00 было наше время для наряда. Мы вышли на свои позиции. У старшего лейтенанта был телефон, он читал там новости и вдруг резко сказал, что все, война закончилась. Мы все были в шоке и не поверили в это. Мы посмотрели друг на друга и все еще не верили, но старший лейтенант сказал, что это правда, президенты поговорили, подписали договор и т.д. И все мы начали звонить близким, до утра не спали от радости.
- Во время войны вы могли следить за выступлениями президента?
- Смотреть мы никак не могли, но по радио слушали. Мы все с нетерпением ждали выступление президента. Мы с удовольствием слушали сообщения главнокомандующего об освобождении очередного села или районного центра. Для нас его выступления были огромной мотивацией.
- Алиф, с момента войны прошло уже два года. Ты поддерживаешь связь c боевыми товарищами?
- На самом деле не так часто удается встретиться. Многие живут далеко в районах, у всех свои дела, заботы. На свадьбах видимся с ними. А с ребятами, которые живут в Баку в месяц два раза видимся. Мы стали близкими людьми.
- О чем говорите на встречах?
- Мы вспоминаем интересные, веселые моменты, как познакомились друг с другом, в какой ситуации.
- Ранее многие говорили, что мужчины не имеют права отмечать 26 июня, так как земли находятся под оккупацией. А теперь, благодаря таким ребятам как ты этот праздник можно отмечать с гордостью. А как ты будешь отмечать 26 июня?
- Сердцем понимаешь, что действительно стоящий праздник, чтобы его отмечать.
- Какие медали ты получил?
- Орден за освобождение Суговушана и медаль участника войны.
- Алиф тебе удачи во всем.
- Спасибо большое.
Vesti.az
Азербайджан и Турция продолжают учения «SAT-SAS-2024» в Мармарисе
Советник Хаменеи подчеркнул важность учений с Азербайджаном
ANAMA: за неделю обезврежено 1075 мин и боеприпасов
Спецназ Азербайджана и войска КСИР проводят совместные учения-ФОТО
Президент Азербайджана утвердил январский призыв и увольнение в запас
Закир Гасанов поручил повысить боеготовность Азербайджанской Армии