Русские, чьи дома в Карабахе разрушили армяне... - ЗДЕСЬ НАША РОДИНА И МЫ ГОТОВЫ УМЕРЕТЬ ЗА НЕЕ - ФОТО
- Мои родители переехали сюда в 1973 году. Знаете, откуда? Не поверите, из Казахстана, Чимкенда. Муж моей тети - азербайджанец. Как- то он пригласил моих отца и мать погостить в Азербайджан. Они приехали и остались здесь навсегда.
Рассказывает Людмила. Людмила Васильевна Огородник, чей дом был разрушен три дня тому назад в результате обстрела армян. В тот день армяне начали обстреливать несколько тертерских сел, в том числе и Еникенд. Два снаряда поразили отцовский дом Людмилы. По счастливой случайности женщина не пострадала.
- Начиная с 27 сентября, можно сказать ежедневно, Тертер и наше село подвергались артиллерийскому обстрелу. По мере того, как наша армия делает успехи на фронте, они становятся все более агрессивными. Бросать бомбы на мирных жителей - это присуще только и только армянам, их фашистской идеологии. Если бы это снаряд упал на пару метров ближе, мы бы сейчас не разговаривали. Снаряду все равно, где упасть, он может поразить и ребенка , и женщину, и старика. Армяне думают, что обстреливая села и мирных жителей, могут напугать народ, и мы покинем свои дома. Но они сильно ошибаются. Здесь - наша Родина. Здесь - могилы моих родителей. Мы никуда отсюда не уйдем....
***
Мы еще вернемся к нашей с Людмилой беседе, а пока - немного о семье Огородник. Василий Николаевич Огородник вместе с семьей приехал из далекого Чимкенда в гости в Азербайджан в Мирбаширский район (ныне Тертерский) в 1973 году. Он собирался провести здесь дней 10, а затем вернуться обратно. Однако, им так понравился Азербайджан и Карабах, что вместе с женой Зинаидой и 11-летним сыном Игорем они решили остаться здесь навсегда. Людмила родилась в Азербайджане.
- Мой отец был механиком. Он был хорошо известен не только в Тертере, но и в соседних районах. В этом регионе он участвовал в строительстве автозаправочных станций. В дальнейшем он также контролировал их ремонт. Его здесь очень любили. За короткий период он так подружился с местными жителями, что все его считали своим. Мой отец ушел из жизни в 2004 году. Люди собрались и похоронили его на сельском кладбище, с большим почетом. Местные жители никогда не делали различий по религиозному признаку. Потому что Василий Николаевич давно заслужил право быть сыном этих мест. Они поддержали меня и маму. Я по национальности русская, но считаю себя азербайджанкой.
***
Во время Первой Карабахской войны Василий отправился на фронт добровольцем в качестве сапера. Но во время прохождения медицинской комиссии стало известно, что у него имеется серьезная болезнь сердца.
- Однако, он принимал участие в обороне Тертера в тылу. Иногда он приходил домой ночью на два три часа и снова уходил. Мне тогда было 12-13 лет. Вы знаете, наверняка, что девочки очень любят своих отцов. Как бы поздно ночью он не приходил, я всегда бросалась к нему навстречу. Не хотела, чтобы он уходил. Но он снова уходил обратно, даже не отдохнув. Должна вам сказать, что в то время не столько мой отец утешал мою мать, сколько мать отца. Она говорила ему, - иди, не волнуйся за нас.
***
В середине 1990 годов брат Людмилы Игорь уехал на заработки в Россию, в город Томск.
- Мы остались втроем. Были трудные времена. Брат предложил нам переехать в Россию, но мой отец был категорически против. Он говорил, зачем нам покидать свою родину, свое село? Мой брат часто высылал нам деньги. Мы сами тоже работали, как и все. Мой отец, несмотря на трудности, смог найти возможность и привести в порядок наш дом. Он говорил мне, что я ему не дочь, а второй сын. Этот дом я строю для тебя. Вот так.... (прослезилась)
***
Сейчас в этом доме, конечно, жить невозможно. В Еникенде разрушены не только дома, фонарные столбы, но и инфраструктура.
- В нашем доме не осталось ни одного целого окна. Стены, пристройки также разрушены. Какими надо быть фашистами, чтобы бомбить мирное население. Ведь есть дети, женщины, старики. Разве они не люди? Они думают, что обстреливая села, заставят население покинуть свои дома. Но не понимают, что это просто невозможно. Мы останемся здесь и будем поддерживать наших солдат. Тех солдат, что сейчас дают армянам мощный отпор.
Людмила ханум имеет 18-летнего сына. В настоящее время у него серьезные проблемы со здоровьем, он проходит курс лечения в Баку.
- Пусть Руслан поправится, я сама отведу его в комиссариат. Его мать - я, Азербайджан и Тертер. Что может быть почетнее, чем защищать своих матерей?
Наша собеседница говорит, что в настоящий момент ее приютила семья из соседнего района, так как в ее доме жить невозможно.
- Очень дружелюбная семья. Они предложили мне пожить у них, пока я не отремонтирую свой дом абсолютно бескорыстно. Я поеду в Баку навестить сына. Правда, я не смогу работать медсестрой, но могу приготовить еду для солдат, постирать белье. В целом, могу помочь всем, чем будет необходимо. Азербайджан - это Родина для всех, для русских, лезгин и многих других народов. Наша сила заключена именно в этом, в единстве.
***
Двор окутал запах свежевыпеченного хлеба. Хозяйка дома достала хлеб из тандыра и поставила на нишу.
- Возьмите, вам предстоит дальняя дорога.
- Спасибо, но мы не голодны.
В этот раз Людмила настаивает:
-Возьмите, нельзя отказывать, когда тебе протягивают хлеб.
- Откуда тебе это известно? Спросил я шутя.
- Разве я не азербайджанка?
Впервые за нашу беседу она улыбнулась. И что вы думаете она сказала в конце?
- Эти дикари разрушили и мой тандыр. Приходи к нам в гости после войны. Я испеку для тебя такой же хлеб. Этот немного подгорел (мы все засмеялись).
Только мы попрощались и я отошел....
- Минутку, снаряд еще разрушил дом Марии Ивановны из Дюярлы, найди ее тоже.
.. Должен признаться, что Марию ханым было нелегко найти. Но с помощью председателя местного муниципалитета , нам удалось ее отыскать.
- Ее дом , можно сказать, почти полностью разрушен. Она сейчас живет у своей дочери в Агдаме, Гузанлы.
- Она ровно три дня, как у нас. Ее дом был разрушен снарядом. Мы привезли ее в Гузанлы. Эти фашисты и здесь стреляют.
Рассказал ее зять Ризван.
... Алиева Мария Ивановна переехала в Азербайджан ровно 50 лет тому назад. Ее муж скончался 4 года тому назад. У нее есть две дочери и сын.
-Война лишила меня дома, который мы строили годами. В том доме я жила с внуком Асафом. Они бомбили всю ночь. Главной их целью было заставить нас уйти, покинуть свои дома. Зачем мы должны уходить из своих домов? Им только это и было нужно. Мой дом не пригоден для жилья, иначе, я бы вернулась.
Мария ханым говорит, что в этом году она собиралась отметить 50- летний юбилей своего брака и переезда в Азербайджан.
- 2 декабря 1970 года мой муж привез меня сюда, в Дюярлы. С самого первого дня я видела только доброту и человечность. Как можно не любить этот народ. Однажды я проснулась и поняла, что я тоже - одна из вас. И так ровно 50 лет.
Наша собеседница сообщила, что в Гузанлы тоже неспокойно, он также подвергается обстрелу.
- Но осталось совсем немного. Я чувствую, что скоро над Шушой будет развиваться наш флаг. А что касается моего 50- летия со дня приезда в Азербайджан.... Мои дети говорят, что мы обязательно отметим эту дату. В своем доме,в Дюярлы. 2 декабря. Я вас приглашаю...
Тертер - Барда
Сабухи Мамедли
Президент Азербайджана утвердил январский призыв и увольнение в запас
Закир Гасанов поручил повысить боеготовность Азербайджанской Армии
ГПС Азербайджана изъяла наркотиков на сумму более 160 миллионов манатов
Илон Маск готовится бороться с бюрократией в новом Министерстве США
ВМС Азербайджана и Турции провели совместные учения -ФОТО
Скончался военнослужащий азербайджанской армии