Месть героя, «Михайло» из Газаха, смерть Жоры – РЕПОРТАЖ ИЗ РАЯ

Месть героя, «Михайло» из Газаха, смерть Жоры – РЕПОРТАЖ ИЗ РАЯ
19 мая 2020
# 14:00

Траншеи  у подножия Авейдага до сих пор называют «блиндажами Вилли». Местные жители ущелья Инджи используют расположенный в шаге от армянских постов этот блиндаж как место для пикника. Много лет Вилли ухаживал  за ним,  и смог сохранить по сей день. 30 лет назад это место было центром той проклятой войны. В те годы Вилли и его батальон не уступили врагу  ни пяди родной земли. Одно нападение врага отражалось в   десятикратном размере. Именно в его батальоне самообороны объединились  дух мистической местности  и загадочный народ ущелья Инджи.

 

По слухам, батальон Омарова  был одним из трех самых дисциплинированных батальонов в городе. Батальон забытого ныне командира Вилаята Омарова,  под псевдонимом Вилли.

- Он – наша легенда. Не было ни одной точки, где он не сражался. Дашалты, Керкиджахан, Дрмбон (Хейвалы), Шуша, Лачын… где он только ни был? Не говоря уже о  боях в Чайкенде.

 

Рассказывает Нофель,  воевавший в батальоне Вилли.

 

…В тот день после поминок отца на сороковой день, он тотчас  вернулся на фронт. Пришло известие о том, что армяне подожгли село Тодан. Об этом нам рассказали его боевые товарищи. После возвращения в Тодан, он узнал о смерти самого любимого бойца, которого  позже  представили к званию национального героя, Ровшана Гулиева. Говорят, Вилаят немедленно составил план  операции, дав обещание отомстить за Ровшана.

 

В морозный декабрьский день вместе с четырьмя  бойцами он отправился  в испепеленный Тодан. В его план входило пройти через село Эркеч и захватить высоты в его верхней части.  В селе никто не жил, поэтому оно выглядело заброшенным. Когда он добрался до верхней части села Эркеч, то заметил телефонный столб.

 

Он разорвал телефонную линию для того, чтобы прервать связь с постом. По плану, они должны были разделиться на две части, и приблизившись к посту с двух сторон, бросить в траншею ручные гранаты, уничтожив находящихся там врагов и захватить пост. Приближаясь к пустому и голому склону холма, Вилли приказал двум солдатам подойти к посту справа, а сам с двумя другими бойцами направился к подъему с левой стороны. В этот момент произошло непредвиденное.

 

За холмом они внезапно столкнулись с армянами. Начался бой, в ходе которого армяне, неся большие потери, стали бежать. Одного из них Вилли и его бойцам удалось схватить. Однако, он был уничтожен при оказании сопротивления. Вилаят и его батальон вернулись назад без потерь. В тот вечер по армянскому радио сообщили  об этой операции азербайджанцев. Оказалось, что лицом, убитым последним,  был директор совхоза по имени Агса Оганесян. Именно он снабжал оружием всех армянских боевиков в этой части Карабаха. В те дни ситуация в Газахе, где он родился и вырос, была напряженной.

 

Спустя немного времени, Вилаят Омаров был назначен на должность командира батальона в Газахе. Под его командованием охранялись границы с трех сторон – Авей, Салахлы  - с одной, Шихлы, Бабакер – с другой, а с третьей – ущелье Инджи.

 

Нофель рассказывает, что  состав их батальона был чрезвычайно дисциплинированным.

- Вилаят внушал сильный страх. Когда его машина виднелась с того конца села, люди начинали искать место, чтобы спрятаться.

 

Мы воюем, - говорил он. Одна наша часть сражалась в бою, но другая не должна была слоняться без дела, или сидеть в кафе. Пусть работают, приносят пользу фронту. Существовало одно отличие нашего батальона самообороны от других -  наша группа разведки. Операции нашей группы разведки, состоящей из 26 человек, могли бы стать сюжетом для романа.

В состав этого отряда воевала и  другая легенда Газаха  - Азер Керимов. Тот самый, которого все называли «Михайло».

 

Он родился 13 сентября 1959 года в селе Гаймалы Газахского района. Окончил Газахский техникум сельского хозяйства. В 1982 – 92 годах работал ветеринарным врачом в совхозе Гаймаглы. Война заставила его оставить любимую работу и отправиться на фронт.

 

В советской армии он служил сапером. В батальоне самообороны в его обязанности также входило очищать  территорию от закопанных в землю мин. Мы вернемся еще к рассказу о разведывательных операциях группы, участником которых был Азер.  А пока обратим внимание на следующий факт: только 9 ноября 1995 года он раскопал и обезвредил 195 мин, закопанных врагом по всей линии границы, и сдал в местный батальон.

 

Он приобрел известность не только как сапер, в батальоне Вилли у него была особая роль. С детства он хорошо знал местные поля и равнины, раннее пользовались его услугами проводника. Но после пары разведывательных операций стало ясно,  он – прирожденный разведчик.

 

… 27 октября 1991 года по селу Гаймаглы распространился слух, что в местности “Гырмызы даш со стороны армян был захвачен в плен и убит тракторист совхоза Балагада Гаджиев, а его трактор был сожжен.  Азер вместе с бойцами вошел в армянское село, расположенное напротив, прямо на границе разоружил четверых армянских боевиков, захватил их в плен и через два дня обменял на тело Балагады.

 

Однажды Азер вместе с группой бойцов вышел на операцию. В местности под названием Годун дашы  они заметили, как навстречу к ним двигается грузовой автомобиль марки ГАЗ-66”. Они окружили машину, пятерых находящихся в машине взяли в плен и передали в батальон. Автомобиль сожгли.

 

В следующий раз, когда узнали, что житель села Гаймаглы, душевнобольной Махмуд Ахмедов был взят в плен во время выпаса стада овец,  Азер  взял в плен пасущего стадо армянина, которого обменяли затем на Махмуда. Как сапер, Азер провел еще одну успешную операцию. В селе Гурумсулу были заминированы необходимые территории. В результате армянская группа разведки, направляющаяся через эту местность в сторону села Кемерли, попала под мины и была уничтожена. Среди погибших был командир Жора, губитель душ в селе Инджи.

 

Одним из самых успешных его операций была совершена в мае 1994 года. Бойцы Вилли и «Михайло» на территории Делляйин юрду полностью разрушили позиции врага, взяв в плен 8 армянских боевиков.

 

В настоящее время страдающий почечной недостаточностью, находящийся на диализе бывший боец Нофель говорит, что его боевым товарищам уже за 50 лет.

- Все разъехались кто куда. Кто - в селе, кто – в Баку, кто-то нашел работу в Гяндже. Мы еще нужны нашему государству. Поверь. Нам  уже много лет, но есть опыт! Мы знаем каждую пядь этого ущелья и территории вокруг. Армяне тоже нас хорошо помнят. Знают, что мы опасны.  

 

Вилли тоже сохранил форму, машаллах. (смеется). Занимается охотой, ловит змей, кормит орлов. Как–то себя  занимает ……

***

 

……. Это – не последняя наша весна в ущелье Инджи. Мы еще вернемся в это райское место  Азербайджана и расскажем об одной личности, а также о жителях ущелья Инджи?

 

Газахский район 

# 10553
avatar

Сабухи Мамедли

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#