Армяне надевали на них военную форму, будто это солдаты - В ПОИСКАХ ПАМЯТНИКА ФИЗУЛИ - ФОТО

Армяне надевали на них военную форму,  будто это солдаты - В ПОИСКАХ ПАМЯТНИКА ФИЗУЛИ - ФОТО
26 декабря 2020
# 21:22

Предыдущие репортажи: (https://apa.az/ru/nagornyj_karabakh/Pobeda-azerbajdzhanskoj-armii-polozhivshaya-konec-armyanskomu-zverstvu-Chto-ya-uvidel-v-Agdame-colorredREPORTAZhcolor-colorredFOTOcolor-432791)

(https://apa.az/ru/nagornyj_karabakh/Postradavshaya-ot-armyanskogo-vandalizma-krepost-Shahbulag-Panahali-hana-colorredREPORTAZhcolor-colorredFOTOcolor-colorredVIDEOcolor-432914)

(https://apa.az/ru/nagornyj_karabakh/Razrushennoe-kladbishe-Abdal-Gyulably-Sledy-ot-pul-na-mogile-9-letnej-devochki-colorredREPORTAZh-FOTOcolor-433126)

Сотрудник АПА побывал на землях, которые под руководством Верховного Главнокомандующего Азербайджанской Армии Ильхама Алиева были освобождены от оккупации . Наш сотрудник подготовил цикл репортажей под названием «По следам победы». Представляем очередной репортаж из этого цикла. 

Командные центры, из которых армяне управляли боями

В Физули каждая гора, овраг, равнина, холм напоминают о 44-дневной Отечественной войне. Каждый аршин этой земли возвращен нам ценой крови, жизней наших солдат. Об этом свидетельствуют окопы, блиндажи, укрепления вооруженных сил Армении, которые мы видим по пути, а также вышедшие из строя танки, военная техника, вонзившиеся в землю боеголовки ракет.

В отличие от Агдама, в Физули (а на следующий день в Джабраиле) такую картину можно увидеть в любом месте. Армянские танки, много военной техники брошено на обочине, что-то на холмах, на равнинной части…Интересно, какие из этих танков, из этой техники были подбиты дронами с тех кадров, которые мы смотрели с интересом? Военные трофеи, которые демонстрировались на параде Победы в Баку – только часть их. Сколько еще осталось в горах, на равнинах, сколько будут утилизированы… Вот сейчас на наших глазах прошли военнослужащие, которые прицепом присоединили подбитый армянский танк к нашему. Идет напряженная работа.

На дороге, ведущей в город Физули, с левой стороны видим вспаханный участок. Но на самом деле это миноочистительная машина таким образом «пропахала» землю. 

Оставив позади разрушенные дома в Кенд Горадиз, поднимаемся в сторону командных пунктов армян, которые находились в укрепленных блиндажах. Именно отсюда армяне командовали боями в Физули, близ Горадиза. Половина из них – вырытые, как ямы для крота блиндажи со стенами из кубика. В одном из строений стоит железный стол, внутри все разрушено, кругом консервные банки, бутылки с водой, одежда армянских военных. В одном углу строения стоят пустые ящики от боеприпасов, кругом железные бочки.

- Для чего это?, - спрашиваю я у нашего проводника, показывая на брошенный на землю пластиковый манекен человека.

- Армяне надевали на них военную форму, ставили в окопах, будто это солдат. (ударяет ногой по манекену).

- Здесь шли бои?

- Конечно.

Немного впереди видны следы боев – сгоревшие танки, вышедший из строя пулемет ПК, гильзы в грязи, снаряды, пули... Эти армянские танки стреляли по нашим позициям, но были уничтожены.

Отдых саперов

По дороге видим роту солдат. Они разожгли костер из обломков ящика от снарядов, греются у него. Мы подошли, спросили, как дела.

Грязные сапоги, замерзшие руки, обветренные от мороза лица...

Саперы очищают земли от мин. Рядом находится миноочистительная техника, сложены бронежилеты.

К сожалению, солдат фотографировать нельзя, поэтому просто беседуем, не спрашивая имен. Они и сами предпочитают оставаться анонимными.

Спрашиваю:

- Что вы хотите сказать своим родным, близким?

Улыбаются, но ничего не говорят. Как будто стесняются.

- Из какого района вы приехали?

- Из каждого района есть, - отвечает один из них.

- Ты из какого района приехал?, - спрашиваю у одного из них.

- Из Агсу.

- Сколько месяцев служишь?

- Девять.

- И как тут служба?

- Отлично все.

Смеются. Нас согревает не столько тепло от костра, сколько смех солдат.

- Вы прогнали армян с этих земель. Я тоже служил, но в наше время нам не посчастливилось выполнить такую миссию. Эта честь выпала вам. Что чувствуете?

- Разве может быть более приятное чувство?, - говорит один солдат.

- Будьте смелее, кто что хочет сказать? – сказал командир.

- Командир, может, вы что-то скажете? Чем тут занимаетесь?

- Мы – отряд саперов. Очищаем земли от мин, - молчит.

Кажется, командир тоже не отличается от солдат, такой же немногословный.

- Сколько территории очищаете за день?

- Сегодня более десяти гектаров очистили, еще вечером предстоит работа.

В землю воткнуты деревянные доски, по периметру протянута красная лента.

- Для чего эта красная лента?

- Здесь был пашня армян. Очищена территория за пределами той, что оцеплена лентой, там еще предстоит работа. 

- Сколько мин было обнаружено на этом участке?

- Мин не обнаружили. На той стороне дороги были обнаружены боеприпасы. Там уже всё очищено от мин и боеприпасов, вспахано, засеяно.

Выходит, на освобожденных землях был первый посев зерна. Осталось только в следующем году собрать урожай.

- Много мин попадается?, - спрашиваю вновь.

- Здесь не было обнаружено, но впереди на посевных площадях их было много. Если пойдете в сторону Физули, увидите.

- Mины армяне закапывали, когда отступали, или ранее?

- Нет, до войны армяне тут сеяли пшеницу. Просто они стали минировать поле, когда поняли, что проигрывают войну. Может вы видели, когда приехали, на повороте была сожженная машина. Ее подбили наши. Та машина укладывала мины на участке протяженностью два километра.

- Да, мы заметили эту машину.

- Теперь очищено всё. Как только мы очистили, сотрудники «Азеришыг» установили электрические столбы. В Шушу будет проведено электричество. Работники там, впереди, может, встретите их.

- Вы участвовали в боях?, - спрашиваю у солдат.

Никто не отвечает.

- Среди них есть те, кто участвовал. Но они саперы. Они идут впереди, открывая дорогу, вслед за ними армия, - говорит командир.

- Потерь у вас много было?

- Погиб один сверхсрочник, двое получили ранения.

***

Наш флаг, развевающийся на «кругу Дедели»

Оставив позади разрушенные села, дома выходим к месту, которое называется «кругом Дедели». Здесь установлен полицейский пост, после которого начинается город Физули. Остановив машину, спрашиваем у полицейских дорогу к селам.

- Если ехать через лес, там Ишыглы, - говорит нам полицейский на посту. Это ведь село, правда, Э.?, обращается он к своему коллеге.

- Да, это там, - говорит тот.

Внутри полицейские и солдаты, готовят еду в печи.

- Там на человека бросают тушку мертвой птицы, - говорит полицейский.

- Почему?, - с удивлением спрашиваю я.

- Издеваются на людьми, - смеется он. Кто его знает, с кем из своих коллег-полицейских он сейчас шутит.

- Это «круг Дедели»?

- Да, а выше «круг Айбатанлы». Поворачиваешь там, начинается город. А эта дорога вела в автовокзал.

- Брат, проходите, угощайтесь, - вновь говорит полицейский внутри комнаты.

- Нет, спасибо, приятного аппетита, - говорю я.

- Вы побывали в городе Физули?

- Да.

- В центре города был памятник Физули. Не видели?

- Нет.

Показываю на телефоне памятник Физули:

- Должен быть такой памятник. Говорят, он был в центре города, в парке.

- Мы не видели памятника в Физули. Был тут памятник этих бесчестных, мы разрушили его, вонзили наш флаг, - показывает на «круг Дедели». Развевается в центре круга.

- А где село Гаргабазар? Там должна была быть мечеть Шах Аббаса.

- Смотри, в противоположном направлении проходишь 4 километра, с левой стороны дороги, внизу есть село. Это Гаргабазар. Просто остерегайтесь мин.

- В центре города Физули должны быть баня, мечеть. Они сохранились?

- От них остались руины, все разрушено.

- Здесь шли бои?

- В каждой точке Физули шли бои. Смотри, чуть впереди были их воинские части. Как сказал наш президент, все это уничтожено. Теперь там Управление полиции города Физули, отдел МЧС.

Мы прощаемся с полицейскими на посту, подходим к месту, где была воинская часть армян.

Здесь каждый камень, каждая деталь говорит о том, что армяне бежали, куда глаза глядят. Сбоку от административного здания воинской части, в виде креста был установлен памятник в память об их потерях в апрельских боях. Теперь его нет. Как только наши солдаты вошли сюда, памятник демонтировали. Перед зданием развевается флаг, который поднял президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Проехав через воинскую часть, въезжаем в город Физули.

Как сказал в своем выступлении президент, в Физули невозможно найти ни одного уцелевшего здания. Не осталось ничего от города, который когда-то имел современную инфраструктуру. В Агдаме еще можно увидеть каменные дома, здания, а город Физули исчез, растворился среди редких кустов, деревьев и руин, улицы и дороги заросли, исчезли. В райцентре Физули, который славился одним из древнейших человеческих поселений – Азыхом, еще месяц назад обитали лисицы и шакалы в прямом смысле этого слова.

История города Физули

Хотя основа Физули – считающегося крупным населенным пунктом – была заложена в 1827 году. Физули образован в 1930 году на основе населенного пункта под названием Гарабулаг и назван Гарьягин. Районным центром был Гарьягин, который окружали Гозлучай, Конделенчай, села по обе стороны реки Араз и магистрали Физули-Агдам.

В 1959 году в связи с 400-летним юбилеем Мухаммеда Физули район был переименован в Физулинский район.

Физулинский район богат историко-религиозными памятниками, в частности мавзолеями. К таким памятникам можно отнести восьмиугольный мавзолей Шейха Баби Якуба (XIII век), расположенного в селе Баби Физулинского района, мавзолей Мирали XIV века в селе Ашагы Вейсалли, мавзолей над надгробием в форме сундука на территории средневекового кладбища в селе Ахмедалылар, мавзолей Джалила XIX века. В селе Гаргабазар, выше караван-сарая Шах Аббаса, на скале находится мечеть Гияс ад-Дина. Одной из наших следующих остановок будет именно село Гаргабазар. Но пока наша работа в самом городе не закончена.

Как я нашел памятник Физули

Перед поездкой мы узнали, что в свое время в парке в центре города был установлен памятник Физули. Правда, как человеку, с самого детства выросшему в семье, где с любовью относились к великому поэту, мне и самому было интересно найти памятник, узнать его нынешнее состояние. Но как бы я это сделал? Я думаю, что и коренному физулинцу было бы трудно справиться с этой задачей.

Мои попутчики делают снимки перед красивой стеной, которая отсталась позади здания историко-краеведческого музея (если я не ошибаюсь). Насколько я знаю, в городе Физули наш флаг первый раз был водружен именно здесь. Отдалившись от них, иду вниз по главной дороге, подумав, что может быть, что-то бросится в глаза. Пока это только разрушенные дома, кусты ежевики, акации, елки. Справа от меня – сплошная зелень, руины построек не видны. Думаю, если в этой части, которая когда-то была центром города, нет построек, значит и парк был где-то здесь. И вдруг на расстоянии примерно 50 метров вижу разрушенный постамент (?). Не решаюсь подойти один (мины!).  Зову нашего проводника - полицейского. Подходит проводник, осматривает территорию, и после того, как выясняется, что это безопасно, мы подходим и исследуем место вокруг постамента.

Рядом с постаментом много каменно-бетонных фрагментов. Вдобавок многолетняя трава  покрыла землю. Я обхожу постамент, чтобы посмотреть, что там? И что вы думаете там было?! Фрагмент ноги памятника (Какого памятника? Пока не знаю). Быстро очистив от камушков территорию, нахожу и бюст памятника. Правда, не верится, неужели, я сразу нашел памятник Физули? Медленно очищаю от камушков фигуру, как будто вытаскиваю пострадавшего из-под обломков после землетрясения, осторожничаю, отбрасывая куски камня (опять мины!), на этот раз виднеется фрагмент руки памятника. Затем я сравниваю найденные мной фрагменты памятника и имеющееся у меня фото. Да! Кажется, я нашел памятник Физули. Честно говоря, не могу в это поверить. Может быть, он нашел меня, а не я его. Он хотел, чтобы я нашел его! Или как я так быстро нашел, как если бы сам оставил его там!

Я понимаю, как мне повезло, раньше мне ничего так легко не удавалось (здесь, уместен смайлик).

Может быть, это памятник кому-нибудь другому, вовсе не Физули? В этот момент подзываю нашу съемочную группу. Приходят, смотрят и тоже подтверждают, что это памятник Физули.

Ну, если мы смогли найти памятник Физули среди этих разрушений, наверное, нам всем было бы интересно узнать и его историю. Тогда давайте послушаем доктора философии по искусствоведению Самира Садыхова.

По его мнению, памятник великому азербайджанскому поэту в Физули был воздвигнут в 1970 году: «Автор памятника – народный художник, скульптор Джалал Гаръягды. Правда, информацию об этом я встречал только в книге Джамили Новрузовой «Скульптура советского Азербайджана». Там же одним предложением указан автор памятника, о размерах, материалах не сообщается. Ни в одном другом источнике не написано об этом памятнике».

С.Садыхов также обращает внимание на стилевое сходство между этим памятником и другими памятниками, автором которых является Джалал Гаръягды – памятники Карлу Марксу, Нариману Нариманову: «Кроме того, в 70-е годы Джалал Гаръягды считался одним из известных скульпторов, во многих регионах, особенно в Карабахе, были установлены памятники, автором которых он являлся. Все это дает основание говорить о том, что автором памятника в городе Физули является Джалал Гаръягды».

Видно, что памятник гениального поэта, фрагменты которого мы нашли в городе Физули, - это не обычный памятник, а шедевр мастера.

***

Мы покидаем город с приятными впечатлениями от того, что нашли памятник Физули. Едем в село Гочахмедли. Мы собираемся снять там мечети XVIII и XIX веков, оджаг Сары-баба.

Однако...

(продолжение следует)

В следующем репортаже: Что перекрыло путь нашей машине в Гочахмедли? Нынешнее состояние памятников 4-го века в селе Гаргабазар. Тайный колодец перед мечетью Гияс-ад-Дина. Загадочные памятники в центре села Гаргабазар.

Фото - Илькин Набиев © APA GROUP

Мирмехди Агаоглу

# 16644
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#