Прогноз российского историка после событий в Армении - ЛАВРОВ УЙДЕТ!

Прогноз <span style="color:red;">российского историка  после событий в Армении - <span style="color:red;">ЛАВРОВ УЙДЕТ!
25 апреля 2018
# 20:00

Добровольная отставка Сержа Саргсяна с поста премьер-министра Армении, безусловно, сегодня является и еще несколько дней будет главной политической новостью не только для региона Южного Кавказа, но и для всего постсоветского пространства и, возможно, даже для Европы. Не многие из политиков, политологов и общественных деятелей предвидели такой сценарий развития событий, большая их часть, в том числе и я, полагала, что правящий политический режим в Ереване применит против протестующих оружие, как это было уже не раз в предыдущие годы, полагая, раз Саргсян в 1992 году отдал приказ цинично убить мирных жителей Ходжалы, то не остановится перед массовой экзекуцией и в Ереване, тем более что в социальных сетях активно циркулировали слухи, что он перебрасывает к Еревану бронетанковые части из состава армянских оккупационных сил в Нагорном Карабахе.

Ни на секунду не сомневаюсь в том, что уйти Саргсяна в отставку заставил переход части военных на сторону митингующих, о чем написала не только оппозиционная армянская, но также российская и мировая пресса, причем вполне возможно, что из-под команды вышли как раз тех солдаты и офицеры, которых перебросили из Карабаха давить в Ереване массовые общественные протесты.

Сегодня мы, будучи вне пределов Армении, не узнаем всей правды о событиях последних дней в Ереване, которые являются, нравится нам это или нет, сугубо внутриармянским конфликтом, а армяне, как известно, - это такой эгоцентричный и в силу этого обстоятельства консолидированный народ, который не любит выставлять свои внутренние противоречия, порой очень острые, на всеобщее обозрение. Тем не менее, уже сегодня мы с полным основанием можем говорить о том, что в новейшей истории Армении наступила новая историческая эпоха. В связи с этим примечателен один маленький факт, случившийся на бескрайних информационных просторах России: когда новостная лента "Mail.ru" опубликовала сообщение об отставке Сержа Саргсяна, под ним появился комментарий буквально следующего содержания: "Как такое могло произойти? Сегодня Армения - это он, он - это Армения".

Я полностью согласен с автором этих слов, ибо Серж Саргсян являлся персонифицированным воплощением того политического режима, который существовал в Армении с ноября 1999 года, когда в результате террористического акта в Национальном Собрании страны к власти пришел так называемый "карабахский клан" Кочаряна-Саргсяна, а по сути - хунта бывших полевых командиров незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха, которая безраздельно и безнаказанно управляла Арменией на протяжении последних 18-ти с половиной лет.

С отставкой Сержа Саргсяна страница истории новейшей Армении, связанная с правлением этого фашистского режима, перевернута и, надеюсь, закрыта раз и навсегда. После этого возникает вполне закономерный и разумный вопрос: а что дальше? В качестве ответа на него мне видятся два возможных сценария развития событий.

Вариант первый - революционный. Серж Саргсян покинул свой пост под беспрецедентным давлением протестующей народной стихии, весьма умело организованной и управляемой проамериканской оппозицией. Для страны с отрицательным балансом экономики подобная протестная активность населения вполне естественна и закономерна, а поэтому нет ни малейшей гарантии того, что после отставки Сержа Саргсяна митинги в Ереване пойдут на убыль. Организаторы протестов и стоящие за ними внешние спонсоры сейчас имеют в своих руках эффективный и прекрасно функционирующий инструмент внутриполитического давления, бросить который просто так на произвол судьбы никто себе не позволит, не для того в его создание и применение вкладывалось столько денег.

Очень может быть, что выборы в Ереване не прекратятся, но сменятся их лозунги: вместо требования отставки митингующие будут скандировать требование избрания премьер-министром страны какого-то конкретного армянского политика. И я более чем уверен, что армянские парламентарии, прогнувшиеся один раз под митинговую стихию, прогнутся под нее и во второй раз. И тогда настанет так называемый "момент истины", и все мы поймем, какой конкретно внешний спонсор организовал и оплатил смену власти в Армении. Индикатором станут имя и фамилия того политика, которого митингующая толпа потребует назначить премьер-министром, соблюдая при этом все формальные демократические процедуры. По сути, в Армении произойдет римейк ситуации в Грузии, в рамках которой Михаил Саакашвили пришел к власти в этой стране.

Вариант второй - конституционный, но маловероятный. Митинги в Ереване до конца этой недели плавно утихают как затухающие колебания по всем законам физики, после чего парламент Армении избирает премьер-министром страны ныне исполняющего обязанности главы государства Карен Карапетян - абсолютно российская креатура и бенефициарий "Газпрома". Его кандидатура вполне соответствует интересам России, Азербайджана и даже Турции, поскольку среди всех ныне действующих армянских политиков он наиболее прагматичен, наименее политизирован, склонен к переговорам и независим от идеологов. Его персональное утверждение на вершине власти в стране напрямую будет зависеть от того, сможет ли он в ближайшие две недели договориться с лидерами протестующих, вовлечь их в коалицию, уступив им часть политической власти. Совсем скоро всем нам станет ясно, является ли он в действительности суперпрофессиональным топ-менеджером, как его позиционирует официальная армянская и российская пресса, или нет.

Сегодня Армения является ареной столкновения геополитически и даже геостратегических интересов России и Соединенных Штатов, причем для США свержение режима Сержа Саргсяна и приведение к власти в стране проамерикански настроенного политика, который по примеру Саакашвили вытеснит российское военное присутствие с территории  Армении, станет своего рода эффектной и эффективной компенсацией за потерю геостратегического влияния на Передней Азии. Приход к власти в Армении проамериканских сил будет серьезным моральным ударом не только по России, но и по Ирану, с благословения которых откровенно фашистский режим хунты полевых командиров незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха правил в этой стране последние почти два десятилетия. Не стоит забывать, что США в Ереване имеет второе по численности посольство, их влияние в этой стране очень велико, поэтому перспектива первого сценария развития событий мне видится наиболее вероятной, чем вторая.

Вполне возможное вытеснение российского влияния из Армении объективно будет иметь два серьезных последствия для политики России в регионе Южного Кавказа. Во-первых, категорически резко ослабеет влияние армянского лобби на внутриполитические процессы в России, и это может даже спровоцировать уход из власти двух главных армянских лоббистов - главного российского сенатора Валентины Матвиенко и нынешнего министра иностранных дел Сергея Лаврова. Во-вторых, Азербайджан в постсоветском Закавказье останется единственной страной, с которой у России останутся добрососедские отношения, и у Кремля не останется выбора, с кем именно он будет дружить на Южном Кавказе. В этом случае весьма велика вероятность того, что Москва санкционирует военную операцию Азербайджана по освобождению оккупированных территорий и уничтожению террористического квазигосударства "Арцах", после чего будет выстроен треугольник региональной безопасности Москва- Анкара - Баку, и регион Южного Кавказа наконец-то обретет стабильность и безопасность.

Что же касается политических прогнозов на счет того, по какому пути далее пойдет Армения - по демократическому, либеральному или сохранит прежний курс на тотальную фашизацию общества и сохранит откровенно экстремистскую идеологию цегакрона в качестве государственной идеологии, то их делать пока рано. С момента отставки Сержа Сааргсяна прошли только сутки, и ситуация в Армении из-за относительной закрытости этой страны остается неопределенной. К тому же, в данной ситуации лично я не склонен верить словам или громогласным заявлениям политиков. За низ говорить должны их дела. Например, если в ближайший месяц в Ереване будет демонтирован памятник Гарегину Тер-Аратюняну, он же Нжде, - совсем не обязательно, чтобы он был публично снесен, вполне достаточно, чтобы был просто демонтирован под покровом ночи, - то можно будет совершенно отчетливо говорить о том, что в Армении начался вполне реальный, а не пропагандистский процесс демократизации страны и общественной жизни. Вслед за этим должен быть демонтирован памятник международному террористу Монте Мелконяну. Если же этого не случится, то говорить о каких-либо изменениях в общественной жизни  и национальном самосознании армян вряд ли придется. И тогда для региона Южного Кавказа все существующие проблемы останутся по-прежнему актуальными и болезненными.

В заключение следует отметить такой очень важный аспект развития ситуации в Армении в среднесрочной перспективе: шанс на либерализацию государственной идеологии и внешнеполитического курса этой страны в нынешних условиях сохраняется только в случае, если Армения остается в орбите влияния России. Если же к власти в Ереване придут проамериканские силы, то армянский национализм и тюркофобия, возведенные до уровня национальной и государственной идеологии в этой стране, расцветут еще более пышным цветом. США будут использовать Армению и пресловутый "армянский вопрос", как это делал Советский Союз в годы "холодной войны", как инструмент давления на Турцию и весь тюркский мир для лоббирования своих интересов в регионе Передней и Центральной Азии. Отношения между Турцией и США находятся сегодня в точке перигея, официальная Анкара вывезла из Америки весь свой золотой запас - 29 тонн, в последние два года президент Эрдоган постоянно обвиняет Вашингтон в провоцировании угрозы государственной безопасности Турции, в том числе и через поддержку курдских группировок, которые турецкие власти считают террористическими. Турция сегодня - первый претендент на выход из НАТО, который будет означать начало конца трансатлантической гегемонии в мире, и чтобы избежать этого, американские политтехнологи активизируют впавший было в летаргический сон пресловутый "армянский вопрос".

Если это случиться, то роль армяно-азербайджанского противостояния как фактора региональной геополитики, актуального для всей исламской Азии, будет только возрастать. Поэтому война за освобождение Карабаха и за уничтожение откровенно террористического квазигосударства "Арцах" из локального конфликта в новых условиях превратиться в геостратегический, в котором столкнуться интересы евразийского и европейского мира Параллельно с этим, хотим мы это признавать или нет, возрастает роль Азербайджана как военно-политической единицы на карте мира, от воли и возможностей которой будет зависеть судьба мира и стабильности далеко за пределами Южного Кавказа. Но это - пока одна из возможных перспектив, для реализации которой должны сложиться объективные условия.

Российский историк и политический аналитик 

# 52318
avatar

Олег Кузнецов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#