Он был «сталкером» в кино и загадочной натурой в жизни, чью тайну вряд ли кому удастся разгадать

Он был «сталкером»  в кино и загадочной натурой в жизни, чью тайну вряд ли кому удастся разгадать
23 июля 2016
# 14:31

Vesti.Az продолжает проект «Легенды мирового кинематографа». В нашей рубрике публикуются статьи, очерки, эссе, повествующие о жизни и деятельности великих отечественных и зарубежных творцов кино. Великий, сказочный, реальный, прекрасный беспрестанно притягивающий нас кинематограф. Кто из нас не засматривался прекрасными художественными полотнами, которые раскрывались перед нами на экране? Или вдумчиво не следили за документальным и научно-популярным кино? За этими творениями стоит труд многих и многих людей кинематографического цеха. Но лишь определенная часть этих тружеников кино при жизни или после нее удостаивались звания великих. Они становились легендами кинематографа.

Этот необыкновенный актер был потрясающей личностью. Его имя всегда было окружено аурой мистики. Эпитеты «самый загадочный», «неземной», «сложный», «необъяснимый» подходят к нему как ни к кому другому. Можно смело сказать, что Кайдановский – одна из самых неоднозначных личностей в советском кинематографе. Удивительно, как в одном и том же человеке умещался аскет-философ, завораживающий загадочностью и сложностью душевных порывов, и простой, естественный в своих желаниях человек...

***

Александр Кайданосвкий родился в 23 июля 1946 года в семье инженера. С раннего возраста он познал, что такое свобода. После того как его родители развелись, Саша жил сначала с матерью, а потом - в новой семье отца. «Он был неугомонным, всегда все решал сам и не признавал никакой власти. Он постоянно искал чего-то и от этого брался за многое, пытаясь найти в этом себя», - рассказывала его приемная мать Ирена Михайловна.

По окончании 8 классов средней школы, Александр поступил в Днепропетровский сварочный техникум имени Б. Патона. Но уже вскоре он понял, что профессия электросварщика - это не его призвание. Спустя год (в 1961 году) пятнадцатилетний Саша ушел оттуда.

Он поступил в Ростовское училище искусств. Однако вспыльчивый характер Александра и его порывистость привели к разрыву с режиссером. Заканчивал курс он уже у Михаила Бушнова. «Я никогда не пугался необузданного характера, если видел, что за ним скрывается талантливая личность. У нас с Сашей за весь период обучения не произошло ни одного скандала. Он, несомненно, был неординарной личностью, предсказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» - необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое», - рассказывал о своем ученике М. Бушнов.

В 1965 году Александр Кайдановский, окончив Ростовское училище, вместе с женой Ириной (к тому времени он уже был женат) уезжает в Москву. В Москве он первоначально поступил сначала во МХАТ. Но потом, благодаря все той же необузданности, переходит в театральное училище имени Щукина, где и завершил свое обучение.

Вот что рассказывал о Кайдановском Леонид Филатов: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный - он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист... В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером - он, Галкин, Качан и я - возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи... В принципе вчетвером мы могли бы отмахаться, но против ножей - не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали...»

На втором курсе училища состоялся дебют Кайдановского в кино. В иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой «Таинственная стена» (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника. В том же году он снялся в небольшой роли Жюля Ландо в драме Александра Зархи «Анна Каренина», а спустя год – опять же в небольшой роли в мелодраме «Первая любовь».

Окончив в 1969 году училище, Кайдановский был принят в труппу Театра имени Вахтангова. Приглашение играть там было не случайным - молодого актера прочили на роль князя Мышкина в «Идиоте». Однако сыграть его ему так и не довелось. Как оказалось, первый исполнитель роли знаменитый актер Николай Гриценко никому не собирался ее уступать и, едва узнав о том, что какой-то вчерашний студент претендует на нее, сделал все от него зависящее, чтобы этого не произошло. Говорят, даже больной Гриценко вставал с постели и шел в театр - лишь бы не отдавать роль другому. И пришлось Кайдановскому играть роли типа «кушать подано». Так продолжалось до 1972 года.

А. Кайдановский вспоминал: «Вахтанговская "корпорация" отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».

В те дни никто не верил в Кайдановского. Редкие роли, которые он играл в фильмах, оставались не замеченными зрителями. Михаил Ульянов даже советовал ему возвращаться обратно в Ростов и пытаться устроить свою судьбу там. Но молодой актер поступил по-своему - в 1973 году он ушел в армию.

Местом службы Александра Кайдановского стал кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он и сыграл свою первую звездную роль - поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этом фильме Кайдановский создал неповторимый образ белогвардейца, который впоследствии многократно «тиражировался» многими режиссерами.

К концу 70-х Кайдановский был уже достаточно известным актером советского кино. На его счету были роли в картинах: «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пропавшая экспедиция» (оба - 1975), «Золотая речка»(1976) и др.

Личная жизнь Кайдановского складывалась по законам артистической среды. Среди женщин, которых он любил, были в основном актрисы: сначала Валентина Малявина, затем Евгения Симонова. В браке с последней на свет появилась дочь Зоя.

В 1979 году Кайдановский сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Загадочный образ Сталкера стал вершиной его актерского пути, вместив в себя всю многосложность и трагедийность Кайдановского-художника, Кайдановского-человека. Своей феноменальной игрой актер просто завораживал зрителя. От него словно исходил какой-то магнетизм, не позволяющий ни на секунду расслабиться и оторваться от экрана.

Сказать, что «Сталкер» много дал Кайдановскому-актеру, было бы недостаточно. Работа с Тарковским пробудила в Александре новые творческие возможности. После этой картины Кайдановский уже не мыслил себя в рамках обыденных ролей, у него открылось "режиссерское зрение". В том же году он поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его учителем был Тарковский. Однако их союз продолжался недолго: вскоре знаменитый режиссер навсегда покинул родину. Когда он прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в «Ностальгии», актера к нему не выпустили.

Кто-то считал, что режиссура убила в нем актера. Но разве можно было вжиться в созданный образ больше, чем это делал Кайдановский-режиссер?

Дипломной работой Кайдановского был фильм «Простая смерть» (1985), по произведению Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича». Сегодня критики отзываются о «Простой смерти» как о «красивой аскетичной ленте, пронизанной мистикой и медитацией». Но тогда картину пришлось защищать на Госкомиссии от обвинений в «неслыханном физиологизме». Тогда именитые режиссеры заученно твердили о недопустимых бестактностях и нравственных вольностях, допущенных автором. Выйди «Простая смерть» хотя бы пятью годами ранее - лежать бы ей на полке. Но то были уже горбачевские времена, и поэтому картину не только не запретили, но даже отправили на кинофестиваль в испанский город Малага, где она была удостоена одного из призов.

До конца десятилетия Кайдановский снял еще два фильма: психологическую драму «Гость» по произведениям Борхеса и сюрреалистическую драму «Жена керосинщика».

Помимо режиссерской работы Александр продолжал играть в кино - в вольной экранизации книги Марка Твена «Новые приключения янки при дворе короля Артура», в детективе «Десять негритят», в польско-французской картине «Ноябрь», в испанской ленте «Дыхание дьявола». Все фильмы, снятые Кайдановским, были проникнуты духом богоборчества и философскими поисками смысла. Последний его фильм «Восхождение к Эрхарду» (о борьбе между любовью к богу и любовью к человеку) так и не был закончен - этому помешали жизненные коллизии и смерть…

Последние 13 лет Кайдановский жил в коммунальной квартире на улице Воровского с котом Носфератом и дворнягой Зиной. Где-то с середины 1995 года в его жизни стали происходить перемены к лучшему. Ему, наконец, выдали ордер на новую квартиру в Сивцевом Вражке. Он получил собственный курс на сценарном факультете ВГИКа, был приглашен в жюри Каннского фестиваля вместе с Катрин Денев и Клинтом Иствудом, готовился к съемкам во французском фильме «Восхождение к Эрхарту».

Наконец, за три недели до смерти Александр женился на 23-летней Инне Пиварс, с которой был знаком около двух лет... Но здоровье его было подорвано. Один за другим последовали два инфаркта. Третий и последний настиг актера утром 3 декабря 1995 года...

Сегодня ему исполнилось бы семьдесят лет. Актер ушел из жизни очень рано, но с нами остались его работы, над которыми можно размышлять, открывая с каждым разом все новые грани человеческого бытия и его жизненных исканий. Александр Кайдановский был неповторим, и в этом была его тайна, которую вряд ли кому удастся разгадать. Она осталась с ним.

Фуад Бакылы

[email protected]

# 26860
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#