Успешное развитие зеленого строительства в Азербайджане возможно при востребованности его в обществе

<span style="color:red;">Успешное развитие зеленого строительства в Азербайджане возможно при востребованности его в обществе
22 апреля 2016
# 10:45

Vesti.Az продолжает серию интервью с Председателем Совета по Зеленому Строительства Азербайджана Фуадом Багировым.

- В прошлом интервью вы упомянули об экологической сертификации зданий. Кто производит такую сертификацию? Министерство экологии и природных ресурсов или МЧС?

- Вы знаете, что у населения есть недоверие к государственной сертификации. И не только в нашей стране. В обществе роли государственных органов, бизнеса,  домашних хозяйств и гражданского общества (некоммерческих организаций) различные. Государственные органы устанавливают «правила игры» в своей стране и обеспечивают соблюдение этих правил, бизнес способствует экономическому развитию, увеличению занятости и т.д., домашние хозяйства являются главными потребителями производимых благ, они растят новые поколения граждан и создают условия для отдыха и консолидации родственников, а гражданское общество, являясь незаинтересованной стороной, выражает свое мнение и осуществляет сертификацию, то есть налаживает систему оценки, основанной не на политических или экономических, а на общечеловеческих ценностях. Кстати, к гражданскому обществу можно и нужно относить и независимую прессу.

Странно, например, когда государство в лице какого-либо министерства пытается сертифицировать качество, скажем домов, гостиниц или продуктов питания. Даже если государственные оценщики глубоко порядочные некоррумпированные люди, государство слишком заинтересованная сторона, оно заинтересовано увеличить рынок жилья, туристический поток в страну как результат своей политики и поэтому не будет объективно при оценке качества.

Система этих четырех сил создает саморегулируемость общества и если исключить одну из них, общество перестает развиваться. Поучается не единый организм, а инвалид, скажем без одной ноги (приношу свои извинения лицам с ограниченными возможностями за такое сравнение). Скажем во время социализма, руководители и идеологи пытались развивать общество без бизнеса. Мы все хорошо знаем, чем закончился этот эксперимент.

Сейчас, скажем в России, объявлено, что все неправительственные организации являются иностранными агентами и Россия будет развиваться без этих организаций. Но и этот подход будет обречен на провал. Было смешно и странно слышать на очень высоком уровне российского руководства критику мировых рейтинговых систем, понизивших рейтинг России и предложение создать в пику им собственный рейтинг. Создать такую систему, конечно же, можно, но кто будет к ней прислушиваться? Или взять хотя бы Нобелевскую премию или Оскар, церемонию которых мы недавно наблюдали. При всей неоднозначности в оценке деятельности Нобелевского Комитета, приходится признать, что это самая престижная научная премия и тут дело даже не в сумме вознаграждения, а в престиже, который эта неправительственная организация сумела приобрести.

- Но ведь государство должно иметь рычаги на управление качеством товаров и услуг, производимых на своей территории.

- Да, конечно. Таким механизмом являются лицензии на тот или иной вид деятельности. Тем самым гарантируется условия безопасности населения. Например, медицина. Не может лицо, не обладающее лицензией или дипломом врача, утвержденным государственным органом, лечить людей. В строительстве таким документом является акт приемки здания. Этим актом государство в лице МЧС гарантирует, что здание построено с соблюдением обязательных норм безопасности. Но этот акт не является показателем качества.

С другой стороны, какой врач лучше, а какой хуже гражданское общество прекрасно знает. Если у какого-то врача появилась слава среди пациентов, ему не нужны регалии заслуженного врача или другие знаки государственной сертификации. У него и так не будет отбоя от пациентов. Архитектор, востребованный на рынке частных проектов, к тому же имеющий, скажем такой престижный сертификат  как LEED Professional Американского Совета по Зеленому Строительству будет востребован в любой стране мира намного больше, чем заслуженный архитектор Азербайджана, по проекту которого построено десяток административных зданий.

В отличие от обязательных лицензий, которые выдают различные государственные органы, сертификация товаров и услуг - процедура добровольная. Сертифицирующая организация должна быть настолько авторитетной, что ее заключение или индекс не вызывали бы сомнений. Ну мы живые люди и знаем, что иногда такие случаи бывают даже с очень известными сертифицирующими органами. Все, наверное, помнят как бесславно закончилась судьба одной из ведущих аудиторских компаний Артур Андерсон в 2001 году когда было выяснено, что эта компания писала необъективные отчеты о финансовом состоянии американской компании Энрон. Но это исключение. Как правило, сертифицирующие компании дорожат своей репутацией и не идут ни на какие сделки, ставящие под сомнение их объективность.

В этом плане госорганы находятся в другой плоскости. Они, в отличие от аудиторской компании, не могут обанкротиться и поэтому являются монополистами. Это все приводит к тому, что мнению государственных органов, также как к мнению производителей, бесконечно расхваливающих свои товары и услуги, население относится с подозрением.

– Но есть ведь страновой имидж качества. Все, например, знают, чем отличается немецкое или японское качество от, скажем, китайского.

- В международных системах оценки предусмотрен учет мнения заинтересованных сторон, но даже при опросе заинтересованных сторон нельзя ссылаться на мнение или оценку государственного органа страны, у которой Индекс Transparency International меньше 50. То есть если на мнение госорганов Греции с коэффициентом 46 или Италии с коэффициентом 44 в международной оценке ссылаться нельзя, то на мнение госорганов Намибии с коэффициентом 53 или Руанды с коэффициентом 54 ссылаться можно. Обычно ежегодная публикация этих индексов вызывает интерес с точки зрения на каком месте находится страна. Но при сертификации место никакого значения не имеет. Важно только ниже или выше цифры 50 находится индекс страны. Как вы знаете у Азербайджана, также как и у России этот индекс равен 29. Этот индекс тоже является неправительственным и как бы он не критиковался, международные системы оценок обязывают на него ссылаться.

- Сертификация – это платная услуга?

– Конечно. К оценке привлекаются высококвалифицированные специалисты, каждый день которых стоит недешево. Но это не тот случай, когда тот кто платит – заказывает музыку. Вы можете заказать сертификацию, оплатить ее, но аудитор выставит вам отрицательную оценку. Обычно для того, чтобы снизить риск провала аудита нанимают консультантов, которые готовят предприятие, специалиста или товар к оценке.  Это, так называемый «бланк-аудит».

– Кому  нужна сертификация зданий на экологичность? Не является ли это просто лишними расходами?

– От сертификации зданий выигрывают, в конечном итоге, как ни странно, все.

Для архитектора, инженера или проектировщика участие в строительстве объекта, сертифицированного по международному стандарту, — это признание на качественно ином уровне их компетенции, высокая оценка проектных решений, бесценный опыт и в дальнейшем — конкурентное преимущество.

Для строителя, девелопера зеленый сертификат — маркетинговый «козырь»,  который можно эффективно использовать для привлечения дополнительных инвестиций, а также арендаторов — по увеличенным арендным ставкам. Но в выигрыше оказываются даже они, зарабатывая уважение среди коллег и получая более комфортную среду для сотрудников. В то время как высокая стоимость аренды частично компенсируется низкими эксплуатационными расходами.

Инвестор снижает риски повышения цен на воду, энергоресурсы, и моральное устаревание активов. Люди инвестируют в недвижимость, надеясь, что плодами этих инвестиций будут пользоваться даже их потомки. Вряд ли кто-то захочет инвестировать в здание, которое считается временным и будет снесено спустя какое-то время. А ведь процесс экологизации строительства необратим. Те здания, которые сегодня построены в центре нашего города, они выглядят современно, красиво, но не являются экологическими, скорее всего в недалеком будущем будут заменены на здания, соответствующие мировым зеленым стандартам.

Скажу большее, строительство зданий с использованием зелёных технологий, очень выгодный бизнес. К примеру, это способствуют сохранению здоровья работающих в них людей, что может снизить потери от выплат по медицинской страховке.

В мире многие инвесторы уже рассматривают строительство обычных зданий как увеличение своих рисков и повышение ответственности, и я уверен, что динамично развивающийся Баку усвоит передовой опыт по зеленому строительству. Новые технологии по строительству зелёных зданий постоянно совершенствуются, и Азербайджан не остается в стороне от этого процесса. Тем, более наличие «зеленых сертификатов» зачастую принципиально для иностранных компаний или азербайджанских предпринимателей, имеющих партнеров за рубежом.

Хотя сертификация влечет за собой дополнительные расходы, а порой и непонимание между архитекторами, строителями и заказчиками, но исследования показали, что, в конце концов, зеленое здание выгодно.

Успешное развитие зеленого строительства в Азербайджане возможно при востребованности его в обществе. Эта востребованность базируется на мировоззрении, которое не противопоставляет человека и биосферу Земли друг другу, а, наоборот, показывает, что наша планета – это общий дом для всех.

# 5736
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА