«Армяне хотели устроить второй Ходжалинский геноцид, потопив зангиланцев в Аразе» - ФОТО
Ровно 22 года назад армянские агрессоры оккупировали Зангиланский район Азербайджана. После оккупации был полностью разрушен поселок Минджеван, расположенный на железнодорожной линии Баку-Минджеван-Кафан.
До момента оккупации в Зангиланском районе, состоявшем из одного города, одного поселка и 83 сел, функционировало 9 дошкольных учреждений, 19 начальных школ, 15 средних школ, 1 техникум и 1 музыкальная школа, 35 библиотек, 8 домов культуры, 23 клуба и 22 кинозала. В целом, в Карабахской войне в Зангилане 188 человек стали шехидами.
Cвоими воспоминаниями о том трагическом дне с Vesti.Az поделился житель поселка Минджеван Зангиланского района, сотрудник бакинского филиала Московского государственного университета Захир Асадов.
«Мы не сдали район без боя, а воевали за нее из последних сил. Помню, 26 октября 1993 года погода была такая же, как и сегодня, начались дожди, не по сезону было холодно. Несмотря на трудности, мы жили, вернее, пытались жить обычной жизнью, которая могла в любое время оборваться.
Но мы отгоняли от себя эту мысль, иначе наша жизнь превратилась бы в ад. Мы около 4 месяцев жили в осаде. Даже Ходжалы столько времени не оставался в окружении, как Зангилан. После того, как был оккупирован Джабраильский район ситуация ухудшилась, далее последовали оккупация Физулинского и Губадлинского районов. Мы оказались в западне. Отрезанные от внешнего мира, мы в ожидании радостных вестей просыпались каждое утро.
Скажу честно, что по сей день, мы не верим, что Зангилан оккупирован. Даже в добрые советские времена армяне имели на нас, зангиланцев, зуб, и после начала нагорно-карабахского конфликта они выжидали момент чтобы отомстить нам. Но это нас ничуть не пугало: волков бояться в лес не ходить», - рассказывает наш собеседник.
По словам З.Асадова, после 20 октября 1993 года ситуация на приграничных с Арменией селах оставляла желать лучшего, каждый день шли ожесточенные бои, помощь не поступала, железнодорожное и автомобильное сообщение было перекрыто.
«Но мы и думать не хотели о том, что нам придется покинуть родные края. Но, увы, нашим счастливым дням пришел конец.
26 октября я был дома, проснулся в 11 часов утра, мама уже была на работе. Я выглянул из окна, и увидел, что проезжают повозки, тракторы, грузовые машины с женщинами, детьми, пожилыми людьми.
Я побеспокоился и позвонил маме, рассказал, что творится на улице.
«Мама, ты работаешь на телеграфе и вы одни из первых получаете информацию. Что случилось, почему люди уезжают?»,- спросил я у нее.
«Захир, не беспокойся, ничего не случилось, если кто-то что-то скажет, не верь, люди запаниковали, нет причин для беспокойства»,- сказала в ответ мама, успокаивая меня.
Но не прошло и часа, как мама впопыхах прибежала домой и сообщила печальную новость о том, что с утра почти жители всех сел перешли реку Араз - иного пути не было, мы с трех сторон были окружены врагом, и единственным выходом из окружения был переплыть Араз. Только наш поселок Минджеван остался, и жителей тоже оповестили, чтобы они шли к реке.
С 26 октября все начали стягиваться к границе с Ираном - наш поселок был приграничным и те, у кого не было машин, пешком добирались и переходили реку.
Через некоторое время мама пришла домой. Мы собрали вещи, документы, вышли из дома и пошли к приграничной зоне, благо в той части, где река протекала в нашем поселке, можно было перейти вброд: Араз разбивался на рукава и перекаты были неглубокие», - отмечает З.Асадов.
Наш собеседник рассказывает, как, начиная с 26 октября, мирное население стало покидать поселок, и до 29 октября люди перешли на иранскую сторону.
«Мы в течение этих дней видели, как армяне подступают к Минджевану. Армяне думали, что в Минджеване размещена военная база, так как наши добровольцы воевали не на жизнь, а на смерть с охотничьими ружьями. В распоряжении добровольцев были несколько установок «Град» и пара военных вертолетов, которые остались после ухода советской воинской части», - продолжает З.Асадов.
Он отметил, что армяне хотели устроить вторую резню, наподобие Ходжалинской, и потопить всех в Аразе, но благодаря отряду добровольцев под командованием Фирудина Шабанова, удалось избежать многочисленных жертв среди мирного населения.
«Благодаря профессионализму Шабанова отряд добровольцев превратился в боевой батальон. Шабанов был очень жестким командиром, он категорически не допускал самовольства, для него дисциплина была превыше всего, под его командованием были взяты за одну ночь 12 армянских сел, и армяне никак не могли простить ему это.
27 октября из Баку прислали военные вертолеты «Кобра», и мы решили, что опасность миновала, и люди могут вернуться в родные дома. Но, к сожалению, на вертолетах прибыли призывники, не нюхавшие пороха. Шабанов, увидев это, накричал на тех офицеров, которые сопровождали их, крича: «Вы что, привезли этих молодых ребят на верную гибель? Они толком не умеют оружие держать в руках, а вы их привезли в самое пекло. Заберите их обратно в Баку, мне нужно профессионалы, а не новобранцы», - рассказывает бывший житель Минджевана.
По его словам, после этого Шабанов приказал пилотам разбомбить стратегические точки в Минджеване. Выполнив приказ командира Шабанова, вертолеты, забрав новобранцев, вернулись в Баку.
«29 октября мы заметили, что армянские вооруженные силы вошли в Минджеван со стороны села Бахарлы. Танки шли прямо по железнодорожным рельсам, до нас доносился грохот гусениц.
Отмечу, что нас все эти дни держали в приграничной полосе, иранские пограничники не выпускали нас за территорию зоны, где мы разместились.
Но после разговора Гейдара Алиева с иранскими властями мы смогли пройти в более безопасное место и отойти подальше от приграничной полосы.
31 октября иранские власти выделили автобусы, чтобы людей отвезли либо в Имишлинский район, либо в Нахчыван, кто куда пожелает, туда и повезут. Мы с мамой сели в автобус и поехали в Имишли», - рассказал З.Асадов.
Наш собеседник также сказал, что никого из политиков или чиновников там не было.
«В Имишли из руководящих лиц нас встретила только государственный секретарь Лала-Шовкет Гаджиева. Она была вся в грязи от проливного дождя. Она была единственная, кто встречала зангиланцев. Хотя, не исключено, что были и ответственные лица, так как люди ехали в Имишлинский район из нескольких мест.
Мы вынуждены были покинуть родные края, так как силы были неравны. У нас не было той военной силы, чтобы противостоять вооруженным до зубов армянам. Пока солдаты воевали на передовой, мирное население уходило в безопасные места. 4 месяца мы держались, у нас даже запасы муки заканчивались.
В Минджеване была пекарня, возле которой люди с ночи стояли в очереди, чтобы рано утром купить хлеб.
Боеприпасы тоже были на исходе, а армяне подступали со всех сторон. Наши солдаты ценой собственной жизни смогли обеспечить уход мирного населения Минджевана.
Мы с 26 по 31 октября с замиранием сердца и беспомощно смотрели, как враг разрушает наши дома. 26 октября я дважды перешел Араз и пришел домой. В первый раз я пришел домой, и перед моим взором предстала печальная картина. Двор был безлюден.
Я вошел в дом, оглядел ее тоскливым взглядом. Не хотелось уходить, но мама ждала. Я вышел, прихватив кое-что из утвари. На всякий случай, вдруг, если не вернемся, чтобы продали, и на руках были бы деньги. В этот же день вечером я вернулся, разбил вещи в серванте, шифоньер тоже привел в негодное состояние, даже дом хотел сжечь, но рука не поднялась - я все еще верил, что опасность минует, и мы вернемся к себе домой. Но вот уже 22 года мы живем в ожидании», - закончил свой рассказ З.Асадов.
Вафа Фараджова
P.S. Сегодня на Аллее шехидов прошла церемония поминовения, приуроченная к 22- годовщине оккупации Зангиланского района.
Представители районной общественности во главе с руководителем исполнительной власти Зангиланского района почтили память погибших. Зангиланцы сказали, надеяться, что они вернутся в свои земли. Пока, что их греет надежда, которой уже 22 года…
Vesti.az
Представитель ЕС: COP29 открыл новую эру климатического финансирования
Помощник президента: СОР29 успешно завершилась, обвинения главы МИД Германии против Азербайджана неприемлемы
Гутерриш: COP29 стал жизненно важным шагом
Ликвидировано Государственное энергетическое агентство Нахчывана - УКАЗ
Милли Меджлис: заявления Пашиняна недопустимы и искажают суть вопроса
Ильхам Алиев наградил группу лиц за заслуги в развитии Сумгайыта – РАСПОРЯЖЕНИЕ