Стремление Казахстана к независимой от России политике открывает для Азербайджана новые возможности

Стремление Казахстана к независимой от России политике открывает для Азербайджана новые возможности
23 сентября 2015
# 10:57

11 сентября в Астане состоялся очередной, пятый по счету саммит Совета сотрудничества тюркоязычных стран, в ходе которого, на наш взгляд, были обсуждены важные вопросы, направленные на укрепления данной региональной структуры. На последнем саммите в июне прошлого года в турецком Бодруме главной темой была развитие сотрудничества в сфере туризма, в частности реализация совместных проектов по созданию этнотуристического коридора в рамках возрождения Великой шёлковой пути. На нынешнем саммите в Астане главным вопросом оказался создание общего информационного пространства. Лидеры Казахстана, Азербайджана, Киргизии и спикер парламента Турции одобрили создания Общего тюркского телевизионного канала и Общего новостного агентства, по которым накануне были подписаны меморандумы о взаимопонимании.

Внимания Совета сотрудничества тюркоязычных стран к сфере информации, очевидно, обусловлено не только желанием поддержать и углублять процесс интегрирования тюркоязычных стран, но и реализовать собственную информационную политику. Это, надо полагать, достаточно актуальный вопрос, поскольку пространство, на котором расположены тюркоязычные страны находиться под информационным давлением Запада и России, борющихся между собой за продвижения здесь собственные интеграционные проекты. Создание Совета сотрудничества тюркоязычных стран, в определенной мере, стало и результатом заинтересованности его участников сохранить возможности для маневрирования между этими основными геополитическими игроками на Южном Кавказе и Центральной Азии. В этом контексте, решение саммита Астаны добиться статуса наблюдателя в ООН и ОИК указывает на стремления союза тюркоязычных стран повысить свой статус и иметь собственный независимый голос на международной арене.

Деятельность Совета сотрудничества тюркоязычных, после 6 лет с момента создания, усиливает оптимизм по поводу состоятельности этой региональной интеграционной структуры, образовавшейся на основе этнической общности. Понятно, что помимо фактора этнической близости, основными цементирующими элементами союза тюрко-язычных стран являются реализуемые энерготранспортные проекты в рамках стратегии "Восток-Запад". Проекты по транзиту энергоресурсов и товаров в Европу из стран Восточного Каспия с помощью создаваемой Азербайджаном и Турцией инфраструктуры по южному энергетическому коридору делают привлекательным союз тюркоязычных стран и для Туркменистана и Узбекистана, нанявших выжидательную позицию в отношении этой интеграционной структуры. За период деятельности союза в рамках ТюркПА налажено сотрудничество на уровне парламентов тюркоязычных стран, в Астане действует Тюркская академия, а в скором времени в Баку и Бишкеке будут созданы Фонд тюркской культуры и наследия и Центра кочевой цивилизации. Предстоящий год Казахстан, как председательствующая страна, очевидно, будет продвигать инициативу президента Назарбаева по созданию общего Фонда тюркской интеграции. Создания такого фонда призвано ускорить реализацию совместных проектов.

Обращает на себя внимание особая активность, помимо Турции и Азербайджана, Казахстана в формировании союза тюркоязычных стран. Если для Турции эта структура одно из возможностей усиления влияния на Южном Кавказе и Центральной Азии, то для Казахстана она, наряду с ШОС, дает возможность балансировать отношения с Россией и умерить ее амбиции по доминированию в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В этой связи саммит Совета сотрудничества тюркоязычных стран, судя по всему, неслучайно совпал с проведением в Астане торжества, посвященной 550-летию Казахского ханства. Решение торжественно отметить юбилейную дату образования Казахского ханства президент Назарбаев принял в конце 2014 года в ответ на заявление президента Путина, суть которого заключалось в том, что своей государственностью Казахстан обязан России. Так, что совпадение торжество государственного образование Казахстана с саммитом глав тюркоязычных стран, можно сказать, являлся политическим месседжем России, призванным подчеркнуть, что казахская государственность имеет многовековую историю, а самое главное тюркское начало.

Стремление Казахстана к независимой от России политике и утверждения себя в качестве регионального лидера открывает для Азербайджана новые политические и экономические возможности не только в рамках союза трюркоязычных стран. Принципиальная позиция Астаны сыграла важную роль в нейтрализации попыток Еревана хотя бы формально закрепить независимый статус Нагорного Карабаха при вступлении Армении в ЕАЭС. Учитывая обвинения Арменией своих некоторых союзников по ЕАЭС и ОДКБ в "исламской солидарности" и отсутствии единой позиции по карабахскому конфликту, можно полагать, что позиция Казахстана, а также Киргизии играют существенную роль в нейтрализации попыток Еревана втянуть в конфликт с Азербайджаном эти структуры, прежде всего ОДКБ. Так, что политика Баку в контексте формирования союза тюркоязычных стран и развитии двухсторонних отношений со странами Центральной Азии вполне оправдано и вряд ли имеет иной альтернативы.

Тунал Азери

# 7282
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#