Визит кораблей Каспийской флотилии ВМФ России в Баку был дружественным, но не забывайте про «Mein»!

Визит кораблей Каспийской флотилии ВМФ России в Баку был дружественным, но не забывайте про «Mein»!
27 августа 2015
# 15:00

(Часть I)

Буквально на днях завершился Дружественный визит кораблей Каспийской флотилии ВМФ России в Баку. Два ракетно-артиллерийских боевых корабля “Махачкала” и “Волгодонск” ошвартовались в самом центре столицы, у причала Морского вокзала. Хотя http://www.Trend.az/azerbaijan/politics/2424434.html свидетельствует, что «Визит кораблей Каспийской флотилии ВМС России в Азербайджан носит дружественный характер и осуществляется по взаимной договоренности двух стран», но в интернет-сообществе Азербайджана он вызвал неоднозначную реакцию.

Памятуя подленькую роль, которую сыграла и продолжает играть Россия в Карабахской войне, коя ещё далеко не окончена, комментаторы делали страшные предупреждения от осуществления несанкционированной Азербайджаном разведки акватории Бакинской бухты до возможности прямой военной провокации по обстрелу в упор беззащитного города, как это уже происходило однажды в 1918 г. с военных кораблей Каспийской флотилии. На мой взгляд, уважаемые пользователи упустили из виду ещё одну опасность, которая сопутствует подобным мероприятиям.

Я расскажу о ещё одном Дружественном визите военного корабля, который окончился не только трагически, но и фатально для принимающей стороны. Речь о печально знаменитом броненосце “Мэн” (“Maine”), а дело было так.

25 января 1898 г. на рейд столицы Кубы Гаваны пришёл с Дружественным визитом американский броненосец ― именно так этот заход военного корабля формально был зафиксирован в дипломатических протоколах. Вообще-то визит на деле был не совсем дружественным ― гринго хотели таким образом продемонстрировать свою поддержку антиправительственному мятежу, который не без участия американцев был поднят на острове Свободы. С чего я это взял?

К концу XIX века Соединённые Штаты Америки очистили большую часть своей территории от коренного населения ― попросту поголовно перерезали индейцев различными способами, а горстку оставшихся заключили в бесплодные резервации. В результате войны между Севером и Югом была преодолена политическая разобщённость страны. Резко пошёл вверх промышленный потенциал. Всё это заставило военно-политическую верхушку США искать своё место среди колониальных держав. А так как все места на этом пьедестале были к тому времени уже заняты, то оставалось сбросить со своей позиции кого-нибудь из старых колониальных грандов ― для начала наиболее слабого.

Испания уже растеряла почти все свои колонии в борьбе с более активной и алчной Англией, но в её распоряжении оставались ещё несколько жемчужин, как то Куба, Филиппины, Гуам и Пуэрто-Рико. Вот их-то и решили подобрать вашингтонские кондоры (наподобие птички на американском гербе). В старых способах колониальной эксплуатации, сопровождаемых безусловным политическим господством и трудовым рабством, новый машинный промышленный капитализма не нуждался, поэтому США провозгласили борьбу за независимость испанских колоний и против рабства в них лозунгом дня, отлично понимая, что формально независимые территории немедленно попадут в американскую финансово-экономическую кабалу.

Американцы не только вели разнузданную антиИспанскую кампанию в прессе, но осуществляли и более осязаемые шаги. Так в 1892 г. при полной американской поддержке была создана Кубинская Революционная партия (КРП) во главе с известным на Кубе деятелем, поэтом, писателем и публицистом Хосе Марти. Этот разносторонний и очень популярный до сей поры на Кубе человек, возможно и искренно желал свободы своему народу, но использовался американским империализмом как боевая разменная пешка против Испании. Уже спустя три месяца после начала антиправительственного мятежа, вернувшийся из Штатов на Кубу Марти был убит в стычке с испанскими войсками у Дос Риос в мае 1895 г.

На подавление бунта Мадрид направил 200 тыс. солдат, из-за гражданской войны в стране начался голод, но чрезвычайные меры правительства возымели должный результат, и беспорядки к 1897 г. стали сходить на нет. Вашингтону стало ясно, что без прямого вмешательства в конфликт США могут проиграть свои первые колонии, и усилия, включая немалые финансовые траты, последних лет по дестабилизации испанской колониальной системы пойдут прахом.

Срочно нужен был неоспоримый предлог для вступления с Испанией в войну. Конечно, американские газеты наперебой кричали о дьявольском плане испанской колониальной администрации искусственно вызвать голод, чтобы лишить инсургентов поддержки в народе, но этого было недостаточно, потому что гражданская война всегда сопровождается голодом. Вот тогда, судя по всему, кое-кто в Штатах и вспомнил о “Мэне”, причём эта идея возникла на очень высоком и влиятельном уровне. Почему? Скоро поймёте…

Ласковая тропическая ночь 15 февраля 1898 г. медленно опускалась на беззаботную Гавану, окутывала собою американский броненосец стоявший на рейде порта. Ничто не предвещало беды, однако по воле сильных мира сего пришедший с Дружественным визитом военный корабль был уже обречён. В 21:40 многочисленные очевидцы, гулявшие по набережной столицы острова, откуда “Мэн” был виден как на ладони, заметили яркую вспышку ближе к носу корабля, после чего над последним взметнулся султан густого чёрного дыма, и судно стало быстро тонуть. Жуткий грохот, тотчас долетевший до берега, подтвердил худшие предположения собравшихся ― американский броненосец взлетел на воздух. По свидетельству команды взрыв произошёл настолько мощный, что почти семитысячетонный корпус на мгновение подбросило вверх.

Командир корабля Сигсби от резкого рывка получил ранение в голову, но продолжал руководить борьбой за живучесть судна и спасение оставшегося в живых экипажа. Однако тут ситуация была более чем мрачной. Большинство матросов вечером находилось в кубрике в носовой части, которая в мгновение ока превратилась в чудовищный крематорий. К тому же переломившийся надвое в этой части корпус быстро набрал воду. Все они погибли. Продолжавшийся пожар и внутренние взрывы боезапаса превратили новёхонький, поднявший военно-морской флаг только 17 сентября 1895 года первоклассный боевой корабль в искорёженную груду металлолома, ставшую могилой для 266 американских моряков.

(продолжение следует)

Ингвар Рюриксон

# 7727
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#