В Москве гитарист из Ходжалы прогнал из ресторана армянина, что вызвало возмущение его девушки – азербайджанки

В Москве гитарист из Ходжалы прогнал из ресторана армянина, что вызвало возмущение его девушки – азербайджанки
27 сентября 2014
# 15:30

В течение нескольких недель мы знакомили читателей с трагедией тогда еще 20-летней девушки на русском языке не только с целью довести всю правду о зверствах «мирных» армян в отношении беззащитной азербайджанки (http://vesti.az/news/214808#ad-image-0). Далее появилась серия материалов в котором речь идет о трагедии еще одной семьи, которая стала жертвой армянского фашизма два раза в течение 4 лет (http://vesti.az/news/218008 ). Мы преследовали и другую цель: быть может наши современные режиссеры, в большинстве своем снимающие бездарные сериалы, которые вынуждают все больше азербайджанцев подключаться к кабельному телевидению, заинтересуются этой историей. Ведь эти материалы практически готовые сценарии для фильма.

В Азербайджане немало состоятельных людей, которые могли бы спонсировать съемки подобных фильмов, причем, даже при необходимости с участием голливудских актеров.

И в случае, если все же хотя бы один такой фильм будет снят, участие его в международных кинофестивалях раскроет глаза мировой общественности на армянский фашизм. Ведь это не выдуманная «геноцидальная история», а история жизни реальных людей, которые живут в Баку.

Мы со ссылкой на lent.az вновь будем знакомить читателей с очередной трагедией  - гитариста из Ходжалы. Кстати, имя одного из героев этой трагедии проходит и в истории с Дурданой Агаевой.

Часть I

…В одном из азербайджанских ресторанов России, как обычно, играла музыка, официанты трудились, обслуживая посетителей, которых в этот вечер было особенно много. Один из них, вернувшись от столика, подошел к гитаристу и сделал знак в сторону столика, за которым нежно обнимались парень и девушка:

- Видишь этих влюбленных, которые не оторваться друг от друга? Видел, как они танцевали только что? Так вот, девчонка из ваших, а парень армяшка. А ты тут выступаешь, мол, армяне наши враги и так далее…

Гитарист, человек средних лет, взглянул в ту сторону. От увиденного он побелел, как полотно, пальцы у него словно окаменели и отказывались повиноваться. Заплетающимся языком он выдавил: - Ступай и скорее скажи им, чтобы убирались отсюда вон… от моего имени…

Официант, перепуганный впечатлением, которое произвели его слова, быстро подошел к тому столику. После короткого разговора молодой человек встал и покинул ресторан, а девушка пришла в ярость и направилась к музыкантам и, не обращая внимания на пытавшегося разрядить ситуацию официанта, закричала: - Кто это там? Эй, ты! Какое твое собачье дело, с кем я встречаюсь?!

Но до адресата эти слова не дошли: гитарист лишился чувств и упал. Другие музыканты собрались вокруг, стараясь оказать помощь – кто развязал галстук, чтобы облегчить дыхание, кто брызгал в лицо водой. Однако привести их товарища в себя оказалось задачей непростой. В затуманенном мозгу гитариста всплыли картины 22-летней давности. И в первую очередь памятный вечер, когда его Саадет прочла ему свои стихи, содержащие объяснение в любви…

…Бывший житель бывшего азербайджанского городка Ходжалы Валех Гусейнов уже знаком тем, кто прочел воспоминания связистки Дурдане Агаевой об армянском плене. Вскоре после свадьбы он отправил из блокадного Ходжалы Саадет вместе с матерью и сестрами к своей тетке в Агдам. Часто навещал их. В последний раз Саадет решительно заявила, что поедет с ним. На его возражения она ответила просто и обезоруживающе:

- Если суждено, умру рядом с тобой. Если буду жить – только с тобой.

Валех отправил мать и Саадет обратно домой. Потом, когда требовалось вывезти уже обоих родителей, которых он отправил в Агдам вертолетом, Саадет наотрез отказалась лететь с ними, сказав ту же обезоруживающую фразу. В результате последний вертолет взлетел из Ходжалы без Саадет на борту. Это было в последних числах января 1992 года. Следующий вертолет был сбит армянскими силами на подлете, и воздушный мост в Ходжалы прекратил существование. К этому времени Саадет находилась на втором месяце беременности.

…В последнюю ночь мелодия гитары Валеха, сопровождавшая стихи Саадет, были прерваны донесшимся с улицы треском автоматных очередей. Оба быстро поднялись, оделись, потушили свет. Взяв автомат, Валех повесил на плечо Саадет дедовский охотничий дробовик, который его отец брал с собой на пост. Благодаря урокам Валеха Саадет уже была неплохим стрелком…

…Мысли Валеха, который рассказывал о постигшей его трагедии, часто путались, и я была вынуждена каждый раз возвращать его к обсуждаемой теме.

- Сколько тогда было Саадет?

- Девятнадцать. Я 1968-го, она 1972-го года рождения. Училась в одном классе с моей младшей сестрой. Она и предложила, чтобы я обратил внимание на  Саадет. Я пошел, увидел ее. Она мне очень приглянулась. Так, что могу сказать, что это был выбор моего сердца.

- На своей свадьбе сами играли?

- Нет. Играл на обручении, так захотел ее отец.

- А на свадьбе почему не играли?

- Постеснялся. В то время свадьбы проходили строго, не то что теперь. Скажем, жених не имел права брать невесту под руку.

- Что и говорить, война не место для женщин.

- Да. На войне женщина – бремя, непосильное бремя ответственности. У нас каждый носил на шее патрон, который приберегали для своих жен на случай плена. Лучше своими руками застрелить, чем допустить, что попадет в руки врага. Мужчина морально ломается, если не смог уберечь жену, женщину…

- Вернемся к той ночи…

- Расскажу вам все, как бы тяжело ни было. Вы первый журналист, который настойчиво разыскивал меня. До вас все ставили одно и то же условие: говори короче, большой материал дать не можем. Для таких журналистов я даже составил небольшой текст, на уровне школьного учебника, и читаю им, когда звонят каждый год в феврале.

- Мы готовы выслушать вас хоть целый день...

- То, что я вам уже рассказал, не знает даже моя семья. …Больше всего подействовало на меня, что она сочинила стихи, посвященные мне, и скрывала это от меня до той самой ночи. Если бы та тетрадь сейчас была у меня… Хоть небольшое, но утешение…

- Значит, до этого вы не знали о ее стихотворстве?

- Даже в голову не приходило. В ту ночь я заново открыл ее для себя, она неизмеримо поднялась в моих глазах. Я был под впечатлением ее стихов даже во время плена…

Выйдя из дома, мы стали вдвоем пробираться по улице, стараясь не попадаться на глаза. Повстречались с моими двоюродными братьями. Оружие у нас было, но нашим автоматам противостояла военная техника 366-го полка российской армии...

…Они вдвоем достигли берега реки Гаргарчай. Валех, будучи в резиновых сапогах с шерстяной подкладкой, которые надевал, когда уходил на пост, вошел в реку и хотел было взять Саадет на руки и перейти на ту сторону, но она стала упрашивать его вначале переправить некую пожилую женщину. Он так и сделал. Когда вернулся, застал рядом с Саадет какую-то женщину с маленьким ребенком:

- Ну пожалуйста, давай и им поможем. Если войдет в воду, ноги отморозит.

И так Валех перенес через студеную реку несколько женщин, детей, пожилых. Когда, наконец, он взял на руки Саадет, она явственно почувствовала, что он выбился из сил, и предложила спустить ее в воду, но Валех решительно отказался:

- Нельзя. Как же ты с такой обувью в холодную воду? У меня все-таки сапоги.

Собрав последние остатки сил, он кое-как понес ее на тот берег. Но когда они были у цели, эти остатки сил покинули его, и он в изнеможении упал прямо в ледяную воду, хотя все же изловчился так, что Саадет упала на берег. С немалым трудом ей удалось-таки вытащить вконец обессилевшего Валеха из воды...

- Мы достигли скопления людей. И здесь она старалась помогать другим, как только могла. В такие минуты и узнаешь человека по-настоящему. В момент, когда не знаешь, что будет через минуту, куда бежать, где спрятаться, вдобавок будучи беременной, стараться еще помогать окружающим…

…На шоссе к Аскерану стояла колонна российской бронетехники. Они открыли в сторону леса шквальный огонь, и именно здесь погибло особенно много людей.

- Покойный ныне Элиф Гаджиев тоже был там со своими ребятами, - продолжает свой рассказ Валех. – Он предложил постараться задержать армян, чтобы дать возможность людям бежать в сторону Агдама. Это я слышал с его собственных слов. А вскоре после этого кто-то крикнул, что Элифа застрелили.

- Когда это было?

- На рассвете.

- Но говорят, что Элиф Гаджиев погиб не в лесу.

- Возможно, просто ранили. Он был не из тех, кого рана остановит. Сражался до последнего вздоха. То, что его бойцы покинули Ходжалы последними – непреложный факт.

- А вы с Саадет не потеряли друг друга, когда началась стрельба?

- Нет, мы крепко держали друг друга за руки. Иногда начинали помогать людям, потом опять брались за руки. Положение было такое, что стоило отпустить руку, как неминуемо потеряешься. Но услышав слова Элифа Гаджиева, я тут же отправил Саадет с людьми, шедшими к Агдаму, с тем, чтобы мы, кто имел оружие, преградили путь армянам. Мы разлучились (при этих словах у него на глаза навернулись слезы)… Со мной был парень по имени Салим…

- Удалось ли вам задержать наступление армян?

- Там стрельбы было не особенно много. Но затея, конечно, была очень рискованная. Ведь как только ты стреляешь из винтовки или автомата, - другого оружия у нас не было и в помине! – как армяне и русские засекают эту точку и в следующую секунду снаряд из БМП превращает ее в воронку. В общем, мы кое-как прошли оттуда. Люди уже достигли местечка Гарагая. Я увидел там группу, с которой отправил Саадет, но как ни искал, среди них ее не нашел. Я думал, что сойду с ума. На мои вопросы сказали, что она с несколькими другими отстала. Я обезумел: как же так? Ведь позади противник бьет ураганным огнем. Я вернулся обратно…

Валех бежал в потоке людей против движения, в смятении звал Саадет, расспрашивал встреченных, не видел ли ее кто, но в общей суматохе его крики заглушались среди воплей перепуганных людей, среди ночи вынужденных спасать свою жизнь, треска очередей и грохота от разрывов снарядов. К тому же люди, двигавшиеся плотным потоком, уносили его с собой, многие старались чуть ли не силой увести с собой, говоря, что позади опасно, и он с трудом вырывался и бежал, то и дело спотыкаясь, и звал…

(продолжение следует)

Вусаля Мамедова

# 22515
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#