«Сейчас Азербайджану станет легче доносить до Эрдогана свои проблемы, связанные с Карабахом»
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с проживающим в Турции докторантом факультета международных отношений Анкарского университета Рагибом Байрамбейли.
- Вчера состоялась инаугурация Р.Т. Эрдогана, вступившего в должность президента Турции. Причем, с расширенными полномочиями. Также, премьер-министром стал давний соратник Эрдогана – Ахмед Давутоглу. Стоит ли ожидать пересмотра ключевых направлений внешней и внутренней политики Анкары? В частности, в отношении Запада, России и Израиля?
- Если учитывать, что предыдущим - 11-м президентом Турции был представитель из правящей партии ПСР и команды Эрдогана - Абдулла Гюль, то ожидать пересмотра и коренных изменений в курсе, в общем, не стоит. Бывший министр иностранных дел и в прошлом главный советник Эрдогана по внешней политике Ахмет Давутоглу сегодня стал главой Кабинета министров. Это скорее означает четкое разделение полномочий между будущим премьер министром и президентом Турции. Как известно, Эрдоган является первым всенародно избранным президентом Турции. Система управления исполнительной властью Турции в самое ближайшее время в парламенте страны на основе поправок в Конституции будет изменена. В парламенте Турции балом правит правящая партия - ПСР. И в скором будущем во главе исполнительной власти мы увидим президента Реджепа Эрдогана.
Говорить о будущем возможном расколе внутри правящей партии пока невозможно. Партия только недавно отметила победу на президентских выборах своего лидера. Чтобы продолжать свой политический подъем Эрдоган будет стараться сохранять свою прежнюю внутреннюю и внешнюю политику.
Что касается внешней политики относительно отдельных политических блоков и стран, то трудно представить себе изменение политики по отношению к Западу: проблемы на Ближнем Востоке и российско-украинские отношения будут на повестке дня как будущего министра иностранных дел, так и премьера Давутоглу.
По отношению к России, основанная на взаимном доверии и взаимовыгодных условиях внешняя политика Давутоглу скорее всего будет продолжена. Турция не будет выступать в качестве посредника в украинском конфликте и лезть на рожон в тех вопросах, где на первом плане посредниками выступают Евросоюз и блок НАТО во главе с США.
Что касается будущих отношений с Израилем, то в случае очередной эскалации в Палестине, Турция будет по-прежнему ограничиваться жесткими заявлениями и всячески требовать прекращения кровопролития. На Ближнем Востоке есть более актуальные для непосредственной приграничной безопасности Турции проблемы, с которыми сталкивается сегодня страна, поэтому отношения с Израилем будут скорее всего выясняться в зависимости от эскалации арабо-израильских трений.
- Какова перспектива азербайджано-турецких отношений при новом правящем тандеме?
- Как известно, у Ахмета Давутоглу не было раньше своей команды, он был частью эрдогановской команды. Он, как известно, бывший педагог и профессор в области международных отношений. Специалист, получивший западное образование и преподававший в малайзийском ВУЗе, который знает западную и восточную философию и на практике изучил оба менталитета. Поэтому, я считаю, что Азербайджану станет легче доносить до Эрдогана свои проблемы, связанные со скорейшим решением Карабахского конфликта. И здесь важно продолжать тесный диалог с турецкими политическими кругами и общаться со всеми представителями турецкого эстаблишмента, чтобы более точно оценить инициативы турецких лидеров в таких критических для Азербайджана вопросах как российско-турецкое сотрудничество в области урегулирования Карабахского вопроса и инициативы Турции по расширению турецко-армянского диалога.
- Насколько велика вероятность, на ваш взгляд, возобновления войны в Карабахе и что, в таком случае, ждать Азербайджану от Турции?
- В свете последних встреч на высшем уровне в Сочи, я не вижу вероятности возобновления крупномасштабных военных действий в Карабахе. Российское руководство твердо показало свою ведущую роль в урегулировании конфликта и таким образом подчеркнуло второстепенное значение Минской группы ОБСЕ. Если военные действия начнутся, то влияние Турции на конфликт будет зависеть прежде всего от степени доверительного диалога между лидерами Азербайджана, России и Турции, а потом уже от взаимодействия турецких и натовских структур. Необходимо к диалогу лидеров трех стран (Азербайджана, Турции и России) также добавить личные отношения с лидерами Казахстана и Беларуси. Наличие лидеров Казахстана и Белоруси может смягчить неуклюжесть и реакционизм во внешней политике России по отношению к скорейшему решению Карабахского конфликта.
- Впервые в истории делегация Армении во главе с министром иностранных дел Армении Налбандяном приняла участие в церемонии инаугурации президента Турции. Приглашение на инаугурацию армянской стороны – это жест турков, как бы приглашающий армян к нормализации отношений? Но не произойдет ли это за счет интересов Азербайджана?
- В отличии наверное от многих патриотически настроенных граждан Азербайджана, я одобряю участие армянской делегации в инаугурации президента Турции. Приглашение армянской делегации - это жест доброй воли. Это призыв к Армении открыть пошире глаза и перестать ограничивать себя сугубо враждебными намерениями по отношению к своим соседям. Ведь ни одно государство в истории человечества не шагнуло дальше в своем развитии, ограничивая себя и вызывая неудобства своим соседям. Про кровопролития и дальнейшую вражду я здесь говорить не буду - об этом постоянно пишут. Но в эпоху стремительной глобализации для выживания малых государств и формирования ярких региональных лидеров- государств, необходимо искать взаимовыгодные механизмы сотрудничества, в которых нет места постоянным территориальным претензиям и взаимной вражде.
Поэтому, если речь идет о нормализации турецко - армянских отношений, то и азербайджано-турецкие отношения от этой нормализации могут оказаться в выигрыше вдвойне. Главное, чтобы эти механизмы были выработаны не на основе инициатив одних только лидеров стран, а в этом процессе участвовали все государственные структуры и самое главное - в этих инициативах должна участвовать Россия как нынешний главный спонсор армянской государственности и влиятельный игрок во внешней политике Армении. В случае правильно расставленных приоритетов можно достичь доверия и политических изменений сначала в самой Армении, а затем уже и во всем регионе.
- В следующем году армяне будут отмечать 100-летие одного из своих мифов – «геноцид» в Османской империи. Армянская диаспора во всем мире активно готовится к этому событию. Готова ли Турция к этому? Сумеет ли она противостоять давлению со стороны мирового сообщества?
- Миф об армянском «геноциде» был создан на основе событий военного времени в Османской империи некоторыми одиозными лидерами армянского происхождения, которые получили поддержку в некоторых странах - участниках Антанты. Нам нужно вплотную работать именно с этими странами и с армянской диаспорой. Нужен твердый и уверенный диалог и этой несправедливости по отношению к Турции и Азербайджану должен быть положен конец. Успех в окончательном разрешении дискуссии на всемирном уровне зависит от спланированных усилий в одном направлении.
Задумайтесь на минуту над тем, а за счет чего будут существовать лоббистские организации в развитых западных странах, если проблема признания или непризнания армянского «геноцида» будет разрешена? Поэтому, трудно говорить о наличии единого давления со стороны мирового сообщества. Есть интересы определенных политических кругов, которые нужно учесть и окончательно решить этот вопрос.
- Поскольку Вы много лет живете в Турции, хотелось бы услышать от Вас о настроениях в турецком обществе относительно событий в Украине. На чьей стороне общественное мнение Турции? И почему мы так и не увидели поддержку Турции в вопросе с крымскими татарами? Или отношения с Россией оказались важнее положения родственного народа?
- Трудно сейчас разделить турецкое общество на сторонников одной или другой стороны конфликта в событиях на Украине. В Турции есть относительно хорошо интегрированная община крымских татар, переселившихся в разное время из этого региона. Относительно однообразной реакции на события в Крыму не существует, потому что представители крымскотатарского населения есть и в прежних украинских структурах и в нынешних российских. Турецкая политическая элита оказала поддержку про-украинским лидерам крымских татар. Но это не означает, что в случае нормализации российско- украинских отношений и наличия в будущем взаимовыгодного решения (перемирия), Турция не станет оказывать поддержку новым лидерам Крыма и не будет на основе конкретной материальной помощи (в случае необходимости) поддерживать крымских татар.
Отношения с Россией будут скорее всего оставаться доверительными и разлад в них будет прежде всего выгоден нынешнему руководству ястребов в Ереване.
Бахрам Батыев
Vesti.az
Назначен министр обороны Сирии в переходном правительстве
"Политическая паника в Иреване: когда решение проблемы — увеличить хаос" - МНЕНИЕ
Сын Рубена Варданяна финансировал кампанию против Азербайджана
В город Шуша вернулась очередная группа бывших вынужденных переселенцев
В Узбекистане прогнозируют рост на 9,1% объема кредитов, выданных бизнесу
Россия и Азербайджан подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по коридору "Север-Юг"