«Карабахский фактор используется для того, чтобы затянуть вступление Армении в ТС»

«Карабахский фактор используется для того, чтобы затянуть вступление Армении в ТС»
25 августа 2014
# 15:59

Нурсултану Назарбаеву, Владимиру Путину и Александру Лукашенко необходимо в срочном порядке возить воду в Ереван. Ибо политик «всех времен и народов», бывший слесарь, марионетка независимой страны, от которой уже ничего не зависит, Серж Саргсян обижен. Причем, сильно и своих эмоций скрывать не собирается.

Итак, Серж Азатович в откровенной беседе с журналистами, придав голосу максимально обиженный тон, заявил, что не все члены Таможенного союза рады вступлению республики в организацию.

«Армения — страна с проблемами, естественно, вступление в любой союз вызывает определенные трудности для его членов», — считает Саргсян. С другой стороны, страны-члены Таможенного союза не наложили вето на вступление Армении, значит, они видят в этом определенные преимущества,  - полагает он.

Президент Серж Саргсян также отметил, что Армения заинтересована в ускоренной интеграции в организацию. По его словам, членство в Таможенном союзе является важным этапом развития страны.

Он решительно опроверг утверждения о том, что на Армению оказывается давление с целью ускорить ее вступление в Таможенный союз.

Ну что же, похвально. Серж Азатович, понимающий, что настал час-икс, решил признать, что Армения – проблемная страна. С другой стороны, поведение членов Таможенного Союза, в частности последние заявление Назарбаева о том, что Армения войдет в ТС в признанных ООН границах и отсутствие на это реакции Путина означает, что Армения нужна ТС как пятое колесе в телеге.

А есть ли другой путь у Еревана? Растущее недовольство населения, сокращение субсидий от армянской диаспоры и, наконец, активизация оппозиции заставляет Саргсяна буквально умолять о помощи. А странам Таможенного Союза отнюдь не до армянских проблем.

«По заявлениям российской стороны, проблем по проекту договора о присоединении Армении к ТС не осталось. Для интересующихся не было тайной, что «технической» проблемой являлся вопрос о Нагорном Карабахе, который требовал отдельного решения — и не на двустороннем армяно-российском уровне», - заметил  руководитель Политической экспертной группы (РФ) Константин Калачев.

«Многолетний конфликт вокруг Карабаха обострился в середине лета, угрожая перерасти в полномасштабную войну. Ситуацию отчасти разрядила встреча в Сочи глав Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна и с Президентом РФ Владимиром Путиным. Сочинские переговоры, по мнению российской стороны,  устранили также последние препятствие и на пути армянской интеграции. «Армения вступает в Таможенный союз как Армения, Нагорный Карабах не имеет к этому какого-либо отношения», — сообщил по итогам саммита в Сочи министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Ранее  проблема Нагорного Карабаха и  отношения в связи с этим с Азербайджаном, особенно беспокоила Астану.  На саммите 29 мая Нурсултан Назарбаев прямо заявил о неприемлемости вступления Армении в Таможенный союз вместе с Нагорным Карабахом. До этого скептически оценивал вступление в ТС Армении в условиях конфликта с Азербайджаном и белорусский лидер Лукашенко. Опасения партнёров России по Таможенному Союзу понятны. В случае перехода армяно-азербайджанского конфликта в фазу масштабных военных действий - чью сторону должны принять участники ТС и должны ли? Понесут ли они экономические потери? Можно ли будет занять позицию нейтралитета. Не способствовали оптимизму и заявления армянского руководства, что Армения и Нагорный Карабах - единое экономическое пространство. Но Лавров вроде бы расставил все точки. Успокоило ли полностью это и другие заявления Казахстан и Белоруссию мы узнаем вскоре», - сказал эксперт.

По словам эксперта, неудобные вопросы относительно интеграции Армении в евразийские проекты остались.

«Например, будет ли установлена между Арменией и Карабахом таможенная граница? Серж Саркисян сказал также, что  никто не заставляет Ереван ускорять темпы этого вступления – Армения сама это делает. Тот, кто умеет читать между строк, легко поймет, что руководитель Армении переживает за некоторый психологический дискомфорт, сложившийся в последнее время в отношениях руководителей России и Армении, а также опасается возможности дальнейшего сближения Азербайджана и России», - резюмировал руководитель экспертной группы.

Глава аналитического центра «Alte et Certe» (Москва) Андрей Епифанцев нашел как минимум две причины, из-за которых процесс вступления Армении в ТС проходит не идеально.

«Первое – это то, что в виду своей географической удаленности и из-за особенности своей экономики Ереван требует от участников ТС предоставить ему определенные изъятия из общих таможенных тарифов и правил, то есть, исключений из общих норм, что не есть хорошо для экономического объединения, основывающегося на общих правилах. Помнится, в свое время таких исключений для себя требовали и Минск, и Астана, но Москва смогла убедить их отказаться от этого. Теперь же, получается, что этого от них самих требует Ереван», - заметил эксперт.

Вторая причина, как считает Андрей Епифанцев, это, конечно же, вопрос о таможенных границах Армении - включают ли они территорию Нагорного Карабаха или нет, а также давление на Белоруссию и на Казахстан, которое оказывает Азербайджан.

«Это особенно актуально еще и потому, что ни Минск, ни Астана не хотят терять Азербайджан как выгодного торгового партнера. Но, на мой взгляд, не стоит демонизировать эти сложности. Они действительно способны привести к замедлению процесса вступления и к определенным трениям между участниками, но, в конце концов, я совершенно уверен, что Армения все же вступит в Таможенный Союз», - подчеркнул он.

Израильский эксперт, научный сотрудник  Центра Эзри по изучению Ирана и стран Персидского залива, доктор Эмиль Абрамов уверен в том, что президент Армении знает, о чем говорит, заявляя о том, что не все члены ТС желают видеть Армению в качестве участницы этой организации.

«Членство Армении в ТС выгодно, прежде всего, России. Другие члены ТС – Беларусь и Казахстан – хотя и заявляли официально, что не возражают против присоединения Армения, на самом деле опасаются этого. Думаю, что главная причина этого заключается в том, что на данный момент оба этих государства могут занимать довольно независимую позицию по отношению к России. Присоединение Армении, которая во многом зависит от России, представляет для них угрозу, ибо Россия, используя свое влияние на Ереван, фактически получит в ТС два голоса и сможет проводить свою линию, не оглядываясь на позицию Беларуси и Казахстана», - отметил он.  

Эмиль Абрамов подчеркнул, что во время переговоров по вступлению Армении в ТС затрагивался карабахский вопрос.

«Было бы наивно полагать, что этот вопрос был поднят лишь из солидарности с Азербайджаном. Скорее всего, карабахский фактор используется для того, чтобы затянуть вступление Армении в ТС. Кроме того,  возможно, что Армения, обладающая довольно слабой экономикой, видится Беларуси и Казахстану, в качестве обузы. Если Россия, которая извлечет политическую выгоду от присоединения Армении, и согласна на некоторые экономические убытки, то другие страны-участницы ТС не видят для себя ни экономической, ни политической выгоды в присоединении Армении и, тем более, непризнанного Карабаха, присоединение которого к ТС не только невыгодно с экономической точки зрения, но и проблематично с точки зрения права», - заключил он.

Не исключено, что обида Саргсяна – план Путина. Все довольно просто – словами Саргсяна узнать реакцию других членов Таможенного Союза. Владимир Путин, будучи опытным стратегом, понимает, что давить на Казахстан и Беларусь, когда не решен украинский кризис, не имеет никакого смысла. Но с другой стороны, глава Кремля не желает второго Майдана в Армении.

И не стоит удивляться, если Владимир Путин, в случае необходимости принесет в жертву Саргсяна. Молчание Путина на условия своих партнеров по ТС, означает следующее – «Серж, ты мне уже не нужен, без обид…».

Вугар Гасанов   

# 9431
avatar

Вугар Гасанов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#