Баку закупает у Москвы новые Т-90С, интересуется «Бал-Э», комплексом «Бастион», но…

Баку закупает у Москвы новые Т-90С, интересуется «Бал-Э», комплексом «Бастион», но…
22 июля 2014
# 15:08

Интенсификация в июне азербайджано-российских контактов дали основание наблюдателями говорит о наметившемся российском крене во внешней политике Азербайджана. Реверансы Баку в сторону Кремля, хотя и происходят на фоне резкой критики политики США в отношении Азербайджана, однако, вряд ли вызваны наличием жесткого прессинга со стороны Запада. По итогам визита в Баку 14 июня главы Еврокомиссии Баррозу стало ясно, что Еросоюз согласился с президентом Ильхамом Алиевым развивать отношения с Азербайджаном на основе индивидуального партнерства, отодвинув на задний план вопрос ассоциативных отношений. Стороны намерены в ближайшее время завершить работы над соглашением о партнерстве по стратегической модернизации. Сближением с Россией, азербайджанские власти, возможно, хотят, чтобы будущее соглашение с ЕС мало в чем обвязывало бы их в сфере политических реформ. Хотя, судя по всему, США и ЕС в условиях обострения отношений с Россией не заинтересованы в ухудшении отношений с Баку из-за вопросов демократии.

Активизация Баку контактов с Москвой, видимо, обусловлены стремлением уменьшить давление России в вопросе участия Азербайджана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Высокопоставленные российские визитеры, в частности глава МИД Сергей Лавров, посетивший Баку 18 июня, открытым текстом говорили о заинтересованности России видеть Азербайджан в ЕАЭС. Баку этого делать не хочет. Российская инициатива может лишить азербайджанские власти возможности вести политику баланса между интересами Запада и России в регионе. Свой отказ Москве Баку аргументирует конфликтом с Арменией, которая в скором времени присоединится к ЕАЭС. Некоторые эксперты полагают, что таким образом Баку сигнализирует Москве о готовности присоединиться к ЕАЭС в случае приемлемого для Азербайджана решения карабахского конфликта. Речь идет хотя бы об освобождении оккупированных азербайджанских территорий вокруг Нагорного Карабаха. В этой связи они даже усмотрели в визите Лаврова в Ереван и телефонном разговоре 23 июня Путина с президентом Алиевым признаки начала торга между Баку и Москвой.

Однако, заявления Лаврова в Баку и Ереване по карабахскому урегулированию дают основания говорить, что Россия не намерена ради участия Азербайджана в ЕАЭС вынудить Армению освободить азербайджанские территории без определения будущего статуса Нагорного Карабаха. Москва в карабахском урегулировании пока не намерена выходить за рамки согласованных с западными посредниками мадридских принципов. Более того, по словам Лаврова, Россия поддерживает инициативы президента Франции, "которые позволят перевести на практический язык" эти принципы. Тем самым Москва, очевидно, желает держаться за формат МГ ОБСЕ, позволяющей России в какой-то степени сдерживать углубление кризиса в отношениях с Западом. Москве, очевидно, также трудно предложить такой вариант урегулирования, который позволял бы России сохранить ровные отношения с Арменией и Азербайджаном в постконфликтный период. И судя по заявлению президента Алиева, 26 июня перед участниками оперативно-тактических учений соединений и частей Министерства обороны, ВВ МВД и Погранслужбы, позиция России, ровна, как и западных посредников, призывающих сторон карабахского конфликта согласовать практические шаги по реализации мадридских принципов, не устраивают Баку. "К сожалению, на переговорах посредники прилагают усилия не для восстановления справедливости, а для того, чтобы не было войны", посетовал президент Алиев.

Несмотря на маловероятность каких-либо действий со стороны России по выводу из тупика процесса урегулирования, активизация азербайджано-российских контактов необходима Баку. Заявленные в рамках V азербайджано-российского форума 23-24 июня в Габале проекты, предусматривающие азербайджанские инвестиции в российскую экономику, призваны заполнить пробел в двухсторонних экономических отношениях, которые с 2011 года фактически ограничивались закупками Азербайджаном вооружений у России. Большинство контрактов по военно-техническим приобретениям на сумму около 4 млрд. долларов завершаются уже к осени этого года. Визит 19 июня в Баку вице-премьера Рагозина, курирующего ВПК, указывают на наличие переговоров по новым приобретениям вооружений. Согласно СМИ, речь может идти о закупке новой партии танков Т-90С. Кроме того, в мае российские СМИ сообщали об интересе Азербайджана к новейшему российскому береговому ракетному комплексу "Бал-Э" и комплексу "Бастион" с противокорабельной ракетой "Яхонт". Однако, торговля вооружением имеет свои пределы, как в плане потребностей азербайджанской армии, так и в плане стремления России соблюдать военный баланс между Азербайджаном и Арменией.

Москва склоняет Баку к инвестициям в российскую экономику, что в условиях санкций Запада против России приобретает и определенное политическое значение. Взамен на это Россия готова учитывать озабоченность Баку в связи с возможностью негативного влияния на разрешения карабахского конфликта участия Армении в ЕАЭС. Результатом этих договоренностей, возможно, и связаны уверения Лаврова в том, что "Армения вступит в Евразийский союз в рамках признанных ООН границ" и, что "карабахский вопрос является другим субъектом международного права". Понятно, что соблюдение этих договоренностей будет зависеть от того, насколько Баку в своих связях с Западом будет учитывать интересы России в регионе. В этом плане Москва, видимо, ожидает от Баку поддержки предложенным Россией проектам документов по вопросам безопасности и сотрудничеству на Каспии, которые предстоит принять на предстоящем в сентябре в Астрахани саммите глав прикаспийских государств. Эти документы, по видению Москвы, "должны отразить правила и принципы, на основе которых прикаспийские страны могут встраивать свои отношения с нерегиональными странами".

По ожиданиям Москвы, отношения Баку со США и ЕС могут в какой-то степени играть на смягчение кризиса в отношениях России и Запада из-за Украины. В этом контексте российская сторона не скрывала, что рассчитывает на поддержку Азербайджана в плане предотвращения принятия на сессии ПА ОБСЕ, 28 июня – 2 июля в Баку, жесткой резолюции против России. Россия рассчитывает также и на то, что с помощью Азербайджана, председательствующего в Комитете Совета Европы, можно будет сгладить острые углы противоречий с Западом. Несмотря на то, что Баку оказался в лагере стран, осуждающих аннексионистскую политику России в отношении Грузии и Украины, азербайджанские власти стоят на той позиции, что ужесточение санкций против Москвы может еще более усложнить ситуацию на постсоветском пространстве, в частности на Южном Кавказе.

Как бы там ни было, реверансы Баку в сторону Москвы имеют конъюнктурный характер и призваны обеспечить возможность и дальше балансировать между интересами Запада и России. Баку, очевидно, стремится использовать неизбежную борьбу ЕС и России за влияние на Азербайджан для решения вопросов, связанных с урегулированием карабахского конфликта, обеспечением устойчивости стабильности в стране, а также и с определением правового статуса Каспия. Последний вопрос важен с точки зрения решения проблемы Транскаспийского газопровода, реализация которой закрепила бы за Азербайджаном статус транзитный страны в плане поставок энергоресурсов Восточного Каспия в Европу.

Тунал Азери 

# 8939
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#