«Казахстан обязательно должен увязать принятие Армении в Таможенный Союз с Карабахской проблемой»

«Казахстан обязательно должен увязать принятие Армении в Таможенный Союз с Карабахской проблемой»
4 сентября 2013
# 20:00

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным казахстанским политологом Айдосом Сарымом.

- Как Вы оцениваете решение президента Армении  Саргсяна о вступлении в Таможенный и Евразийский союзы? Можно ли расценивать это решение как окончательное лишение Армении даже признаков государственной независимости?

- Мне кажется, это вынужденная мера. Как для Армении, так и для России. Понятно, что Армения - абсолютно зависимое от России государство. Существование нынешнего режима, удержание Карабаха во многом сегодня зависят от поддержки, прямо и косвенно оказываемой Россией и лично Путиным. Надо отдать должное и России, которая сумела создать довольно сильное внутреннее и внешнее лобби, которое все эти годы толкало нынешний армянский режим к интеграции и сближению с Кремлем. Для самой России это тоже вынужденная мера. Все ее усилия по затягиванию Украины в Таможенный союз оказались фарсом. Поэтому, попросту говоря, Путин, которому нужно демонстрировать обществу какие-то результаты, решил состричь с овцы интеграции хотя бы армянский клок.

Другое дело, что, полагаю, новая армянская элита такой шаг вряд ли одобрит. Никакой экономической пользы от вхождения Армении в Таможенный союз нет. С таким же успехом можно было бы затянуть туда Вануату или Восточный Тимор. Не имея общих границ ни с одной из стран ТС, находясь в фактической изоляции, сама Армения тоже мало, что сможет извлечь. Полагаю, будущности Армении угрожает не само вхождение ее в Таможенный союз (хотя и это еще не решенный вопрос), а то, что она раз за разом передает свои стратегические отрасли и компании России. Таможенный союз уже в тупике и с большей вероятностью распадется уже при нынешних режимах, а право собственности, которую обрели российские компании  - останется.

- Что, на Ваш взгляд, повлияло на решение Саргсяна о вступлении в Таможенный союз и ЕврАзЭс, если учитывать, что и в самой Армении мало кто сомневался в том, что в ноябре в Вильнюсе она подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом?

- По большому счету в отношении своего народа Саргсян совершил ошибку, которую можно приравнять к преступлению. Он этим решением разорвал отношения с молодой, растущей элитой, нацеленной на интеграцию с Европой. Фактически Саргсян – это живой политический мертвец. Будучи на иждивении у России, завися от нее в военно-экономическом отношении, Армения, наверное, мало, что могла противопоставить натиску Кремля, который любыми путями пытался компенсировать проигрыш на «украинском фронте». В каком-то смысле Армения в данном случае - крайне смехотворный суррогат Украины. И то, что представители Евросоюза поставили Армению перед выбором «или-или» - уже говорит о многом. Нельзя вступить в ТС и кататься на европейском паровозе.

- Требуется ли «добро» от остальных членов Таможенного союза - Казахстана и Беларуси - на вступление Армении в это объединение или Москва в этом случае принимает единоличное решение?

- Конечно! Худо ли, бедно ли, но вхождение Армении, опять же сомнительное, в Таможенный союз требует одобрения Казахстана и Белоруссии. И если одобрение такого вхождения со стороны Белоруссии выглядит бесспорным, то для Казахстана это несет репутационные риски. Как внутренние, так и внешние. Казахстан имеет более серьезные обязательства перед Азербайджаном, как стратегическим партнером, как братским народом, как партнером по тюркской интеграции, как стороны Каспийского вопроса. И если Казахстан поддержит вступление Армении безоговорочно, без проговаривания Карабахского вопроса, без обязательств по рассмотрению казахских предложений по урегулированию этого вопроса и оживления переговорного процесса, это будет понято как бессмысленная очередная уступка России, это вызовет разочарование среди казахского социума, который настроен развивать тюркский вектор.

- На своей страничке в социальной сети Фейсбук Вы отметили, что Казахстан должен выступить против принятия Армении, по крайней мере, до тех пор, пока она не вернет оккупированные территории Карабаха Азербайджану. Но пойдет ли Астана на такой шаг, заведомо зная, что у Москвы это вызовет серьезнейшее раздражение?

- Перед дипломатией каждой из стран иногда встают политические дилеммы. Это – как раз такой случай. Дипломатия – это не только и не столько убегание от прямых ответов, а дело ценностей. Если те ценности, которые Казахстан провозглашает в рамках Тюркской интеграции, реальны, разделяемы самой властью, то Казахстан должен проявить принципиальность. Должна быть увязка с Карабахской проблематикой. Иначе все это не имеет смысла. Было бы глупым не воспользоваться этим шансом и не заявить о необходимости возобновления переговорного процесса. Тем более, что ни Азербайджан, ни Армения прямо не возражали против посредничества Казахстана.

- Поменяет ли теперь Запад свое отношение к Армении? Изменится ли его отношение к урегулированию Карабахского конфликта?

- Безусловно. Такое решение армянского режима отторгнет от него и часть зарубежной диаспоры, которая хотела бы видеть свою страну и нацию не сателлитом и марионеткой России, а частью большого цивилизованного мира, частью большой Европы, большого Запада. Скорее всего, Саргсян был очень и очень мотивирован. Возможно, что даже лично.

- И, последнее. Москва получила от Армении все, что ей было нужно. Может ли она в качестве поощрения Армении дать ей некоторые гарантии в вопросе Карабаха?

- Мое убеждение: Россия сегодня больше всех получает политических дивидендов от заморозки Карабахского конфликта. Нерешенность этой проблемы увеличивает потребность в России, одновременно тормозя множество других политических и экономических проектов. Речь, по большой видимости, шла о гарантиях России лично Саргсяну и дальнейшей поддержке нынешнего статуса Карабаха в ущерб прогрессу в этом вопросе.

Бахрам Батыев 

# 11272
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#