Паша Керимов: «В некоторых источниках о Садиги говорят как об очень строптивом, непримиримом человеке»

<b>Паша Керимов: «В некоторых источниках о Садиги говорят как об очень строптивом, непримиримом человеке»</b>
24 августа 2013
# 11:45

Институтом рукописей имени Мухаммеда Физули Национальной Академии наук Азербайджана (НАНА) издана исследовательская монография о творчестве азербайджанского поэта, ученого и художника-миниатюриста XVI-XVII веков Садиг бека Афшара Садиги «Тюркоязычное творчество Садиг бека Садиги». Автор издания -  исполняющий обязанности директора Института рукописей НАНА, доктора филологических Паша Керимов.

В связи с выходом нового интересного научного издания, автор любезно согласился ответить на ряд вопросов Vesti.Az.

- Вы не могли бы, для начала, представить нашим читателям малоизвестного для широкой публики поэта Садиг бека Садиги?

- Садиг-бек Садиги был известным и как поэт,  и как художник-миниатюрист, и как превосходный литературовед, и биограф (тазкире), и каллиграф. Он служил у шаха Аббаса главой шахской библиотеки и под его руководством работали все каллиграфы шахского дворца.

На основе всестороннего анализа произведений выдающейся личности и на основе исследований различных источников, я высказываю свое мнение об особенностях поэзии средневекового поэта, его месте в истории азербайджанской литературы и о человеческих качествах этой великой личности.

- Садиг бек был и поэтом, и художником, как это стало возможно?

- Вообще, будучи очень одаренным, он пробовал себя и в музыке, и в архитектуре, и в медицине, и в ковроткачестве. И все, что ни создавал этот человек – все было на высоком профессиональном уровне. Он был еще и бесстрашным бойцом. Садиг бек ведь был из рода Афшаров - огузских тюрков, участвовавших в создании государства Сефевидов.

Дворцовая жизнь претила поэту. Он был творцом, и его тянуло к новым вершинам искусства. Садиги бек считал, что пока человек жив, должен стремиться к искусству, тому или иному ремеслу, и совершенствоваться в них. Он  говорил, что без искусства жизнь ничего не стоит. Будучи хорошим художником, он все же пошел в ученики к знаменитому тебризскому Музаффару Али, племяннику великого Бехзада, и учился у него целых 8 лет. Садиги мечтал овладеть именно бехзадовским искусством, а Музаффар Али же был одним из лучших воспитанников Бехзада.

Кстати говоря, он становится и прекрасным портретистом и оставил для истории немало портретов известных личностей. Но хочу подчеркнуть, что Садиги бек хотя и был многогранным, больше всего он стремился все же к поэзии. Считается, что выбором псевдонима «Садиги», что означает  «преданный», он подчеркивал свою верность именно поэзии.

-  Портреты каких известных личностей он написал?

- Известны выполненные им портреты Имам Гулу хана, Теймур хана Туркмена, Эмира, странствующего дервиша и других. Все они хранятся в музеях разных городов мира - Стамбуле, Санкт-Петербурге, Париже и так далее.

 - Паша муаллим, в заголовке подчеркнуто, что книга посвящена тюркоязычному творчеству поэта. А какие еще языки он использовал при создании своей поэзии и другой литературы, и на каких, собственно, языках он еще умел создавать литературные образцы?

- Во-первых, хочу подчеркнуть, что в новом издании впервые представлено всё тюркоязычное творчество поэта, написанное им на азери и староузбекском языке, так называемом, чагатайском. Издание ценно не только тем, что читателям представлены результаты изучения его тюркоязычной поэзии и писем, которые я привез из Тебризской Национальной библиотеки и приобщил к исследованиям, но и тем, что по сути, это первая обобщающая работа по тюркоязычному творчеству Садиг бека.

- А на каком языке он еще писал? 

- Поэт писал также на фарси.

- Кроме анализа его литературного наследия, о чем еще читатели могут узнать из новой книги?

-  В ней представлены его личностные, человеческие качества, которые были составлены на основе различных средневековых источников, а также мной на основе изучения материалов о его взаимоотношениях с людьми, как выдающимися личностями того времени, так и простыми его современниками.

Например, в некоторых источниках о нем говорят как об очень строптивом, непримиримом человеке. Он мог быть вспыльчивым, но всегда оставался отзывчивым, любил делать добро, не любил оставаться в долгу. Да, в течение часа Садиг бек мог по несколько раз меняться, но все говорит о том, что, в общем, он был не только великим и талантливым поэтом и художником, но и положительной личностью.

- А о ком, конкретно, были его тазкири?

- Это сообщения литературоведа (на чагатайском языке) о творчестве поэтов правителей Османской империи, из них о султане Сулеймане, сефевидских правителей шаха Тахмасиба, Шах Исмаила второго, о великом османском поэте Багги, известном азербайджанском поэте и современнике Садиги бека Мухаммеде Амани. Очень ценные сведения оставил он и о Физули.

Особо хочу ответить роль писем выдающихся мастеров пера в ту далекую эпоху.

 Дело в том, что письма, по тем временам, представляли собой своеобразное искусство. Письма-рукописи считались образцами особого литературного жанра, так как великие люди писали свои письма необычным языком, с использованием литературных фигур. Да, они были настолько интересны для представителей тогдашних передовых слоев, что считались чисто литературными произведениями.

- Какие книги Садиги бека вошли в историю как лучшие образцы его творчества?

- Очень ценятся его тазкири, то есть сборники биобиблиографических сведений о поэтах и писателях ХV1-го и начала ХV11-го века. Одна из них, написанная на староузбекском - «Меджмаул-хавас». В нее включены ценные сведения о 480 поэтах, каллиграфах и художниках эпохи Сефевидов. Далее, «Книга побед, знаменитого Аббаса», включающая несколько тысяч прекрасных стихов о военных походах шаха Аббаса. Очень известна его книга в стихах «Канон изображений» («Ганун ас-Совар»), в которой представлены методики и практика средневековой живописи. Она очень полезна и сейчас, особенно  для современных реставраторов и пользуется большим спросом среди специалистов-искусствоведов в Европе.

Также его «Персидская Поэма», посвященная шаху Аббасу, Персидский диван, известный труд поэта о теории художеств, Диваны на азери, книга его рукописных писем и многое другое. Причем все, что ни создано им  - все высочайшего уровня.

- Как желающие можно ознакомиться с книгой?

- В продаже ее нет. Она поступит в научные библиотеки столицы – Республиканскую библиотеку им. М.Ф.Ахундова и библиотеку Академии Наук.

Сура Назарли

# 3105
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#