«В Азербайджане тот, кто захочет оскорбить кого-то, сделает это несмотря ни на какой закон»
Трудно переоценить роль интернета в жизни современного человека. До сих пор интернет был тем пространством в Азербайджане, где пользователи могли во всеуслышание высказать свои мысли и распространять информацию, не боясь ответственности. Но 14 мая все изменилось, возникла реальная ответственность за виртуальное оскорбление и клевету.
В Уголовный Кодекс Азербайджанской Республики внесены изменения. Отныне статьи 147 (клевета) и 148 (оскорбление) УК АР будут распространяться и на аналогичные деяния, совершенные в интернет-пространстве.
Согласно внесенному изменению, в статьях 147 и 148 УК АР слова «в средствах массовой информации» заменены на слова «в средствах массовой информации либо интернет-ресурсах в случае его публичной демонстрации».
Отметим, что за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ в статье 147 предусмотрены: штраф в размере от 100 до 500 манатов либо общественные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на срок до 6 месяцев.
При отягчающих обстоятельствах, клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
А статья 148 предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 300 до 1000 манатов, либо общественных работ на срок до 240 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо лишения свободы на срок до 6 месяцев.
По этому поводу уже высказывались различные мнения. Законодательные органы всерьез верят, что данное новшество поможет существенно уменьшить оскорбительные выпады и клевету, которыми сегодня буквально кишит интернет. По мнению законодателей, интернет-пользователи почувствуют ответственность и станут соизмерять свои действия с уголовным кодексом страны.
Независимые же эксперты делают неутешительные прогнозы. Они рассматривают эти изменения, как серьезное отступление в области свободы СМИ. По их мнению, формулировка «массово распространенная в интернете», добавленная в закон – слишком расплывчатое понятие, к которому можно отнести просто комментарий, «оскорбляющий» или «клевещущий» на кого-либо на любом информационном ресурсе. Нет конкретного указания интернет-ресурсов, есть клевета в интернет-пространстве.
Эксперты говорят, что теперь могут сажать кого угодно. Эта статья может использоваться против всех: журналистов, блогеров, анонимных критиков властей в «Фейсбуке», а также профессиональных серьезных СМИ, которых могут привлечь к ответственности за то, что у них на форуме или в комментариях под их новостью будет написано то, что не понравится представителям власти. Это будет серьезным сдерживающим фактором критики, инструментом для введения самоцензуры в интернете, даже если власти не будут ее имплементировать.
Между тем, депутат Милли Меджлиса, председатель Комитета демократии и прав человека Чингиз Ганизаде в интервью Vesti.Az заявил, что не стоит так утрировать изменения в уголовный кодекс. «Истцу еще надо будет доказать, что ответчик оклеветал или оскорбил его. А это сделать не так то просто. Специалисты будут давать оценку и определять, что следует считать оскорблением. Эти поправки всего-навсего дают возможность человеку, публично ставшему объектом оскорблений и клеветы в интернете, обратиться в суд», - сказал Ганизаде.
По его словам, если до сих пор ответственность за клевету в основном несли СМИ, то теперь к этой ответственности может быть привлечен любой пользователь Интернетом.
Утвердительно ответил Ганизаде на вопрос: «Значит ли это, что у судов увеличится количество дел по статьям 147 и 148 УК АР?».
Как известно, основная цель наказания – исправление. Ч.Ганизаде уверен, что изменение в УК АР возымеет эффект.
В свою очередь председатель Партии гражданской солидарности, депутат ММ Сабир Рустамханлы отметил, что плохо относится к административным и уголовным санкциям, применяемым к СМИ за распространение критической статьи. «Я старый работник печати и считаю, что за слово человек не должен нести уголовную ответственность. На слово надо отвечать словом. Но в тоже время человеку недопустимо оскорблять человека. Люди не должны злоупотреблять своими возможностями. Это нарушение прав человека», - говорит депутат.
Однако, он в отличие от своего коллеги считает, что уголовное преследование за клевету и оскорбление в интернете не даст ожидаемых результатов.
«Социальные сети и интернет - это такие ресурсы, где переписка не стоит на месте. В любое время можно изъять или дополнить информацию. Часто сложно отследить, кто является первоисточником информации. Процесс распространения информации заморозить нельзя и поэтому мне не ясен механизм применения закона в данной сфере», - сказал он.
Сабир Рустамханлы видит в изменениях рычаг давления власти на прессу. По его словам, вместо этого следовало бы реформировать деятельность исполнительных структур так, чтобы не дать возможности журналистам и другим критиковать чиновников.
Депутат отметил, что при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации возникает много вопросов. Доказать, что распространенные через интернет сведения, не соответствуют действительности, порочат честь, достоинство и деловую репутацию, с каждым днем и с каждым разом становится все труднее.
«В целом по миру еще до конца не определились правоведы и журналисты, что можно считать клеветой, что оскорблением. В такой ситуации усиление таких законов ведет к ограничению права свободы слова, свободы выражения и я не сторонник этого. Не правильно и привлекать к ответственности людей, которые далеки от журналистики, но таким неприглядным образом высказывают в интернете свое мнение относительно конкретных лиц. Если оскорбил, ответь тем же», - заявил депутат.
В свою очередь известный адвокат Адиль Исмайлов отметил, что здесь важно определить цель разработчиков данного законопроекта.
Адвокат согласен с экспертами, утверждающими, что введенные новшества – это своего рода цензура в интернете. «Но я не думаю, что закон возымеет должный эффект. Тот, кто захочет оскорбить кого-то, сделает это несмотря ни на какой закон», - сказал он.
По мнению юриста, очевидно, что разработчики данного закона преследовали цель привлечь к уголовной ответственности как можно больше людей.
Между тем во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) говорится: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Конституционным правом человека и гражданина является право на защиту частной жизни, доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации.
С другой стороны каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В этой связи необходимо разобраться, что является оскорблением, а что выражением собственного мнения. Каким образом это определят азербайджанские суды, покажет время. Не хотелось бы, чтобы спустя некоторое время после применения закона, автор этих строк, раскрывая данную тему, начала статью с крылатой фразы Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»…
Рамелла Ибрагимхалилова
Возвращение к жизни: созданы малые хозяйства для почти 140 человек
В пятницу в Баку моросящий дождь и 15 градусов тепла
Азербайджан и Узбекистан повысят квалификацию учителей
Министр: В Азербайджане повысят минимальные зарплаты и пенсии
О погоде на вторник: В Баку 14 градусов тепла
В Азербайджане ожидаются проливные дожди