Азербайджанский скульптор: «В США я хотел воплотить философию Насими» – ИНТЕРВЬЮ

Азербайджанский скульптор: «В США я хотел воплотить философию Насими» – <font color=red>ИНТЕРВЬЮ</font>
9 сентября 2009
# 15:59
- Вы сыграли большую роль в создании Парка Азербайджан в Кливленде. Это была трудная работа?

- В первую очередь, для меня было большой ответственностью и честью реализовать эту идею. Я подходил к этому делу, исходя из того, что азербайджанский парк создается в Кливленде впервые, и этот парк должен быть на высоком уровне с точки зрения искусства XXI века. Самое же главное – парк должен полностью пропагандировать Азербайджан. Поэтому, когда мне предложили эту работу, я внес несколько предложений. Среди предложенных мной вариантов предпочтение было отдано проекту «Очаг». Затем началось строительство парка. За два года, в течение которых возводился Парк Азербайджан, некоторые группы в Кливленде пытались помешать этой работе.

Хочу отметить, что еще в 1897 году Джон Рокфеллер купил 120 гектаров земли, на которой находится сейчас этот парк, и передал ее в благотворительных целях городу. Примерно на 20-25 гектарах этой территории созданы культурные сады. Более 90 лет назад на этой территории свои парки открыли Великобритания, Италия, Германия – всего более 30 стран. В 2007 году началось строительство азербайджанского парка.

- Вы отметили, что при создании парка имелись недовольные…

- Азербайджан является первым и единственным среди мусульманских стран государством, имеющим свой парк в Кливленде. Поэтому в ходе строительства парка на нас оказывалось определенное давление. После сентябрьских событий 2001 года стали немного с недоверием относиться к флагам с символами полумесяца и звезд. На нас легла задача доказать, что это неправильный подход. Президент Федерации парка говорил: «Я знаю, насколько позитивно влияет на людей искусство, поэтому сделаю все возможное для создания парка». В то время мы не были знакомы.

Он никогда не был в Азербайджане, не имел достаточной информации о нашей стране. После осмысления нашей концепции он пообещал сделать все возможное для создания этого парка. Правление города Кливленд вызвало нас и группу, выступающую против парка, чтобы обсудить этот вопрос. На этой встрече проект защищали я, президент парка и архитектор. Вначале высказала свое мнение группа противников. В качестве аргументов они представили ряд документов, подняли проблемы, связанные с политикой и напрямую с парком.

Затем слово передали нам. Я рассказал о концепции памятника. В своем выступлении я попытался объяснить, что в памятнике заключен смысл самого парка. «Очаг», представляющий собой главную концепцию памятника, изготовлен из нержавеющей стали, отполированный до зеркального блеска. Концепцию я разработал на основе принципов азербайджанской культуры и хотел воплотить в нем философию Имамеддина Насими. Нижняя часть памятника олицетворяет землю, верхняя часть – небо. Памятник отражает в себе величие Азербайджана с духовной и культурной точек зрения, а с точки зрения гармонии с природой – наши отношения со странами мира. Мне бы хотелось, чтобы у людей, приходящих в парк, возникали вопросы, и, посмотрев на памятник, у них появлялось желание искать на них ответы, получать новые знания. После моего выступления городское правление поддержало проект. Во время решения проблем, которые возникали при создании парка, я убедился в мудрости политики Хафиза Пашаева. После завершения работ при организационной поддержке со стороны нашего посла Яшара Алиева состоялось замечательное открытие. Большие заслуги в этом деле принадлежат и представителю азербайджанской диаспоры Кливленда Таиру Гасымову. Я хочу выразить благодарность этим людям. Мы выбрали для этого памятника такое место, что его нельзя не заметить, гуляя по парку. Там есть парки, которые остаются незаметными, но наш памятник виден всем.

- Кому принадлежала идея создания парка Азербайджан в Кливленде?

- Когда покойный глава государства Гейдар Алиев находился на лечении в Кливлендской клинике, они с Хафизом Пашаевым обратили внимание на то, что в этом парке представлены многие страны мира. Идея того, чтобы там был установлен и флаг Азербайджана, возникла именно тогда.

- Почему Вы не установили в парке памятник какому-нибудь известному азербайджанскому деятелю культуры, политическому деятелю, а обратились к абстрактной теме?

- В этом парке не разрешают устанавливать памятники в честь политических деятелей. Но памятники деятелям культуры устанавливать можно. Что касается памятника конкретному писателю или поэту… Моя специальность связана с фигуративной скульптурой. Я два года работал в «Мадам Тюссо». Для меня не составляет труда создать точный образ, передать в памятнике эти качества. Просто, когда скульптура достигает определенного лимита, она дает конкретный образ. К примеру, поэт или писатель смотрит вдаль с листком бумаги – это уже изживший себя подход. Такого рода вещи уже давно не существуют, памятники поэтам и писателям в мире больше не ставятся. Сейчас больше присутствует современное искусство, которое лучше фигуративного вступает в контакт со зрителем.

В современном искусстве фигуративного жанра больше нет. На сегодняшний день такая тенденция присуща только ряду постсоветских стран, в развитых странах такого понятия больше не существует. Конечно, есть памятники, поставленные 100-200 лет назад. Сейчас вы уже не столкнетесь с этим в новых парках. В развитых странах новые парки и ландшафтное решение полностью отличаются.

- Как Вы считаете, возможно ли создание подобных современных парков в Азербайджане?

- Конечно, можно и нужно. Мы не должны ждать, а создавать эти парки. У нас прекрасный город, ландшафт. В настоящее время в нашем городе происходят довольно позитивные события, и не видеть этого невозможно. В Баку создаются новые парки. Не могу сказать об уровне, но главное, что желание есть. Отрадно, что лучшие архитекторы мира Заха Хадид, Джин Новел привлечены к строительству домов в Баку. Мы должны сделать что-нибудь такое, чтобы эти парки действительно отвечали требованиям XXI века, чтобы мы испытывали чувство гордости, показывая их иностранцам. Однако если сегодня мы думаем сделать что-то, то завтра это уже будет считаться старым. Поэтому мы должны привлечь к этому делу более дальновидных людей.

- Если создание подобного современного парка в Азербайджане будет предложено Вам, как Вы отнесетесь к такой возможности?

- Позитивно.

- Вы часто говорите о том, что наша страна прекрасна. Тогда что вынуждает Вас жить в Америке?

- Честно говоря, мне хочется охватить искусство всего мира. Самое современное искусство в мире – в Америке, то есть в Нью-Йорке. Я много поездил по Европе и различным штатам Америки, однако, прибыв в Нью-Йорк, пришел к выводу, что лучшего места для творческого человека нет. В мире, в искусстве все начинается оттуда, самая высокая оценка творчеству дается именно там. Они любят новшества, там есть немало интеллектуалов с прекрасным мышлением.

Творческий человек должен, как локомотив, идти впереди, а те, кто идут за ним, должны его понимать. Если произведение понятно всем, оно не может быть великим. Естественно, интеллектуальный уровень творческого человека должен находиться на таком уровне, чтобы постоянно нести массам что-то новое.

- Сегодня многие азербайджанские таланты, такие как Вы, работают за рубежом. По-вашему, не было бы лучше, если бы все они остались на Родине и работали здесь?

- Считаю, что каждый талантливый азербайджанец, живущий за рубежом, в первую очередь, живет для своей Родины. То, что я живу и работаю в Америке, хорошо не только для меня, но и для Азербайджана. Я делаю здесь все, что могу, для Азербайджана. Несколько лет я был представителем «Community Board», в период разгара карабахской войны мы проводили большую общественную работу. А теперь, когда наша страна сформировалась на высшем уровне, мы занимаемся только своей работой. Примером тому – азербайджанский парк «Очаг» в Кливленде. В Америке есть азербайджанские общества, и я много работал в них. Но в структуре азербайджанской диаспоры нет организации творческих людей.

- Не думаете ли Вы о том, чтобы передать Азербайджану опыт, накопленный Вами в различных странах, в первую очередь - в США?

- Проблема преподавания является на сегодня одной из основных в Азербайджане. Я обучался в кружке Дома пионеров имени Гагарина, затем в государственном художественном училище имени Азима Азимзаде, после чего окончил факультет скульптуры Азербайджанского государственного университета культуры и искусства. У нас преподается только фигуративная скульптура.

В те времена, что я учился, нам преподавали специалисты, получившие образование в России, и мы учились советскому реализму. Нас учили только фигуративной скульптуре – анатомия человека, как он стоит, как смотрит, то есть, классическому творчеству. Но это не классика, а нечто, сформировавшееся в 70-80 годы. Истинное творчество – это совсем иное. В западном искусстве есть и фигуративность, и современное творчество.

Современное искусство достигло таких масштабов, что фигуративность стала ненужной. Конечно, и у этого искусства есть любители, однако без современного творчества уже не обойтись. Говоря о фигуративности, вы себя ограничиваете, но современное искусство дает совершенно другое, высокое понятие. У нас современное искусство не преподается. Растет молодое поколение, однако оно ничего не знает о современном искусстве. Мало информации, в преподавании много недостатков. Чтобы изучать здесь современное искусство, в первую очередь, нужно начать эту работу. Иначе создастся странный вакуум.

- В любом случае кто-то должен заложить основу…

- Но ведь для решения этой проблемы нужны многие факторы, от моральных до материальных. Следует создать определенные условия для того, чтобы профессионалы приезжали сюда и делились приобретенным опытом. В настоящее время у Азербайджана очень широкие возможности, просто, у нас есть один недостаток. К примеру, я воспринимаю государство, как человека. Для нормального функционирования человеческого организма должны исправно работать все органы.

То же самое и с государством. Надо научить этому наше молодое поколение. Культурное воспитание молодого поколения является здесь основным фактором, и мы, как страна, обязаны вырасти культурное поколение. А для этого мы должны принести сюда современную и позитивную культуру со всего мира. Формирование культурного поколения связано с образованием, соседние страны не могут приехать и изменить нас.

- Как Вы оцениваете благоустройство и реставрационные работы в Баку?

- На днях я случайно попал в Ичеришехере и увиденное мною там обрадовало меня. Я наблюдал очень интересные изменения. Надеюсь, что эти работы выполняются профессионалами. Проводятся некоторые восстановительные работы, это очень радует. Безусловно, надо сделать так, чтобы исторические памятники не потеряли свой первоначальный вид. Естественно, невозможно взять и построить заново стену XII века. Это неприемлемо. В таком случае мы потеряем свою историю. И в будущем мы никому ничего не сможем доказать.

- Вы многое сделали для Азербайджана, но почему-то ваша деятельность не освещается в медиа

- Говоря по правде, я никогда не хотел выступать на телевидении или же в прессе. И единственной причиной этого интервью является Азербайджанский парк в Кливленде. Я всегда избегал этого. Но на этот раз решил, что это – наш парк, и здесь надо проводить мероприятия. Возможно, наша диаспора не знает о существовании этого парка. Это парк построен для пропаганды нашей культуры. Мы можем добиться чего-то, только демонстрирую нашу культуру.

- У вас есть мастерская в Америке?

- Есть, и большую часть своего времени я провожу в этой мастерской. В последнее время я работаю с такими материалами, как рис, особый сахар, силикон. Это новый вид современного искусства.

- У вас есть будущие планы, связанные с Азербайджаном? Думаете ли вы о проведении мастер-классов и тренингов в сфере современного искусства?

- Научить молодежь позитивно мыслить, помочь им в формировании нового мышления – это долг каждого из нас. Когда мы начнем думать о том, что мы можем сделать для Родины, только тогда и возможен прогресс.

- Планируете ли вы в ближайшее время привести в Азербайджан свои произведения, ручные работы?

- Проведение такой выставки уже запланировано. Правда, это не будет моей индивидуальной выставкой. Это будет копией выставки, организованной в Центре современного искусства в Варшаве. На этой выставке вместе с другими художниками будут представлены и мои произведения, и я надеюсь, что лично смогу присутствовать на этом мероприятии.

Улькяр Гасымова, АПА
# 1151
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#