«С Азербайджаном Иванишвили будет  в более теплых отношениях, чем с Россией»

«С Азербайджаном Иванишвили будет  в более теплых отношениях, чем с Россией»
10 мая 2013
# 15:30

Пожалуй, Азербайджану придется строить отношения с двумя Грузиями сразу. До президентских выборов в этой стране Баку придется радоваться сотрудничеству с Саакашвили и одновременно задумываться о заявлениях того или иного представителя правительства Иванишвили.

Примечательно, что в соседней стране сегодня хотят править сразу два человека.  Пришедшему в политику из большого бизнеса премьеру Иванишвили не прочь выстраивать отношения с Россией по всем направлениям, что кажется не по душе президенту страны Саакашвили, который пока не спешит подавать руку Кремлю.

Очередным противоречием в стане руководства Грузии стал энергетический вопрос, а точнее вопросы обеспечения страны газом. Так, министр энергетики Грузии (кстати, неплохой в прошлом защитник футбольного клуба «Милана») Каха Каладзе не исключает возможность того, что грузинская сторона возобновит покупку природного газа у России.

«Мы не должны зависеть только от одного поставщика, то есть от Азербайджана», - пояснил он. Часть грузинских экспертов поддержала эту идею, хотя отметила, что российская цена на газ по сравнению с Азербайджаном дороже на 100 долларов за 1 тыс. кубов. Сейчас азербайджанский газ страна покупает в большинстве случаев по ценам, достигающим 240 долларов за 1 тыс. кубов. Ответ Саакашвили не заставил себя долго ждать.

«Мы и так получаем малое количество газа из России в качестве платы за транзит в Армению. Но рассматривать Россию серьезной альтернативой с точки зрения энергетики означает фундаментальный пересмотр независимого курса Грузии», - отправил М.Саакашвили месседж Иванишвили из Баку, где участвовал на 1-ом Южнокавказском форуме.

Также М.Саакашвили указал, что азербайджанский газ в несколько раз дешевле российского. Он признал, что Грузии нужны альтернативные поставщики газа, и в качестве таковых он назвал Туркмению и Казахстан. «Россия нам в этом деле никак не пригодится», - резюмировал глава Грузии.

Так как же быть Баку, от которого не хочет зависеть правительство Иванишвили и выражает восхищение от сотрудничества с ним президент Саакашвили?

Комментируя для Vesti.Az заявление Каха Каладзе эксперт по энергетическим вопросам, руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан отметил, что целью этого месседжа, скорее всего, была подготовка общественного мнения с целью развития энергетических отношений с Россией.

«Ведь сам министр энергетики Каладзе прекрасно осведомлен о том, что Азербайджан никогда не являлся монополистом по поставкам газа на грузинском рынке», - напомнил И.Шабан.

По его словам, Азербайджан максимум имел удельный весь на рынке газа около 85%,

«При этом Грузия получала из Азербайджана газ от различных источников. Во-первых, это социальный газ (который поставлялся согласно межправительственному соглашению со стороны Госнефтекомпании Азербайджана), во-вторых, коммерческий газ от Azerbaijan Supply Gas Company (c месторождения «Шах-дениз») и, наконец, транзитный азербайджанский газ, который поставлялся в Турцию (5% от поставок)», - подчеркнул эксперт.

И.Шабан призвал обратить внимание на то, что на грузинский рынок все время, даже после событий лета 2008 года, поступал российский газ из двух источников: во-первых, часть газа для нужд АО «Тбилгаз» (управляется «КазТрансГаз»ом) закупается у «Газпром» а, во-вторых, Грузия получает за транзит российского газа в Армению 10% от объема поставок.

«Да, сама Грузия напрямую от «Газпрома»  не закупает газа, однако это не означает, что на грузинском рынке отсутствует российский газ», - резюмировал он.

Российский политолог, директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин уверен, что, заявляя о возможном возобновлении закупок газа у России, грузинское руководство тем самым реализует две задачи: отвечает на снятие Россией эмбарго на поставку грузинских вин и минеральной воды, и пытается диверсифицировать маршруты поставки газа в Грузию.

«Два данных жеста укладываются в модель реалисткой политики Грузии в отношении России, которая начала складываться с приходом Иванишвили. Это разительно отличается от безудержной русофобии Саакашвили, выстраивающего отношения с Россией исключительно в рамках либеральной парадигмы, при этом взятой в её самых крайних формах ультраамериканизма, что, в свою очередь, было неприемлемо для России», - считает политолог.

Однако, по мнению собеседника Vesti.Az, нынешний умеренный реализм Грузии ещё совершенно не означает смену внешнеполитического вектора с атлантистского на евразийский.

«И в этом подходы Иванишвили синхронны с теми, что демонстрирует Ильхам Алиев, и поэтому отношения Грузии с Азербайджаном будут оставаться ровными и спокойными. А, учитывая личные прозападные пристрастия Иванишвили, с Азербайджаном они будут даже теплее, чем с Россией, с которой нового грузинского лидера связывает исключительный прагматизм. Грузинские власти, при этом, понимают, что такой жест в сторону России вряд ли нанесёт какой-либо значительный урон экономике Азербайджана, поэтому здесь преследуются скорее символические цели, демонстрирующие попытку сгладить обострение, а, по сути, ситуацию войны Грузии с Россией, без особого ущерба для отношений с Азербайджаном», - подчеркнул политолог.

Российский политолог, директор Фонда конструктивной политики Абдул Нагиев считает, что в данном контексте политика и экономика тесно сплетены.

«Любой потребитель энергоресурсов сегодня имеет огромное желание дифференцировать поставки, сократить возможные риски и расширить двустороннее сотрудничество со стороной поставщиком. Но, учитывая уровень отношений и глубину противоречий в российско-грузинских отношениях, закупки российского газа не могут повлиять на двухсторонние российско-грузинские отношения и ко всему прочему, экономически не выгодны», - считает А.Нагиев.

По его словам, Грузия уже прошла точку невозврата, и ждать от нее геополитической переориентации, смены западного вектора на евразийский не стоит.

«Думаю данная инициатива грузинского министра – не больше чем популизм и ждать от нее серьезного воздействия на азербайджано-грузинские отношения не надо. Основной задачей подобных инициатив новых грузинских политиков, правительства Иванишвили - это смена тональности во взаимоотношениях с Россией. То, что касается азербайджано-грузинских отношений, они связаны, прежде всего, с геополитическими проектами Запада в регионе Южного Кавказа. И оказать на них воздействие в одностороннем порядке сложно, даже можно сказать невозможно. Ко всему прочему и не нужно, они экономически взаимовыгодны», - резюмировал он.

Эксперт, директор Института демографии, миграции и регионального развития (РФ) Надана Фридрихсон выразила мнение, что заявление министра энергетики Грузии на сегодняшний день не стоит понимать как однозначное решение Грузии, вместе с тем, это один из элементов перехода к более сложным процессам.


«Появление Иванишвили на политической арене Грузии привело к периоду двухглавой политики Тбилиси: с одной стороны остается Запад, проекты с Турцией и Азербайджаном, с другой - необходимость наладить взаимодействие с северным соседом», - заметила эксперт.

По ее мнению, ситуация с закупкой газа является работой политических элит Грузии, преследующих несколько целей - продолжить курс Иванишвили по нормализации российско-грузинских отношений, что может соотноситься с закулисными переговорами между сторонами о будущем Абхазии и Южной Осетии.

Кроме того, как считает собеседница Vesti.Az демонстрация динамики нормализации отношений между Москвой и Тбилиси в некотором смысле повышает статус Грузии как в глазах западных партнеров (которые,  несмотря на стратегическую заинтересованность, из-за конфликта с Россией видели в стране своего рода камень на шее) и дает свой козырь на переговорах, например, относительно трубопроводов, так и региональных - Азербайджана и Турции.

«Фактически, будучи зажатыми между Баку и Анкарой и понимая, что планы Турции в конечном счете могут нарушить интересы Грузии, политические элиты стремятся оставить себе отходной путь. В конце концов, история знает примеры отношений в треугольнике Россия-Грузия-Турция. На сегодняшний день эти процессы развиваются в риторической плоскости, и делать однозначные выводы рано», - резюмировала она.

Конечно же, можно понять Иванишвили, который смотрит на политику с точки зрения бизнеса. Однако, как сказал в одном из своих заявлений Саакашвили,  «Грузия не маленькое село, а большая страна, которая была еще недавно примером для многих стран». Вот именно, Грузия не маленькое село, а целое государство.

А у государства этого, кстати, есть еще и национальные интересы. Если уж нормализация отношений с Россией намного важнее, чем национальные интересы и сотрудничество с Азербайджаном, то пришла пора признать это…

В.Г.   

# 6586
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#