«Азербайджану выгодны санкции против Ирана, так как…»

«Азербайджану выгодны санкции против Ирана, так как…»
4 марта 2013
# 17:30

«Для России Южный Кавказ представляет стратегический геополитический интерес. Прежде всего, потому, что он является своеобразным плацдармом между Европой и Азией. Да, Россия не является монопольным лидером на Южном Кавказе, тут представлены разные внерегиональные игроки, однако, Москва все еще формирует порядок дня для региона». Об этом Vesti.Az заявила украинский эксперт по международной безопасности Елена Синдеева.

«Конфликтогенность Южного Кавказа требует от России четкой стратегии, взвешенности в принятии решений и прагматичности в ответах на современные вызовы. Ведь Южный Кавказ граничит с наиболее сложным сепаратистским, российским Северным Кавказом. С другой стороны, регион находиться очень близко от Большого Ближнего Востока (Сирии, арабо-израильского конфликта, Ирана). Тут и энергетика, и геополитика, и геоэкономика, и военно-политические игры и целое хитросплетение интересов», - заявила эксперт. 

По словам собеседника Vesti.Az, в последнее время, Россия все чаще допускает возможность  присутствия Турции на Кавказе.

«Тем самым, Москва стремится  перевести геополитику региона с глобального уровня  на региональный, минимизировав влияние Вашингтона. Привлечение региональных игроков в качестве ко-спонсоров поддержания стабильности в регионе – это новый тренд российской политики на Южном Кавказе.  В то же время, Россия не может потерять свои позиции.   Поэтому главной задачей является создание условия для обсуждения проблем региона самим странам-членам этого региона. Делегировать риски. Это хорошая игра с неизвестным результатом, где есть место не только региональным странам, но и Украине, которая тоже имеет свои интересы в регионе», - подчеркнула эксперт.

Комментируя азербайджано-российские отношения, после ухода России из Габалинской РЛС, Е.Синдеева предложила сначала вспомнить официальные заявления сторон.

«Во-первых, в ближайшее время, российская сторона  завершит инвентаризацию и вывезет российскую технику с  Габалинской РЛС. На этом военное присутствие России в Азербайджане заканчивается. В начале этого года, посол России в Азербайджане Владимир Дорохин достаточно нейтрально комментировал этот вопрос. Он более радикально реагировал на энергетические вопросы, чем на РЛС. Официальная позиция Баку не менее сдержанная. Так заместитель руководителя администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов, охарактеризовал сотрудничество Азербайджана и Москвы,  как «сотрудничество с соседним, дружественным государством во всех сферах». Из чего можно сделать вывод, что стороны остались при своих интересах. Естественно, что для России решение Азербайджана фактически выдворить русских из Габалы, было неприятным. Но, по-моему, не в Габалинской РЛС основа отношений Москва-Баку. В определенное время Москва обязательно вспомнит недружественную позицию руководства Азербайджана в этом вопросе, но погоды это точно не делает», - считает она.

Говоря о Карабахском конфликте, эксперт выразила мнение, что конфликт все больше и больше проявляет признаки возможного силового разрешения.

«События последнего года  вокруг Нагорного Карабаха, говорят о необходимости максимально скорого проведения  «прямых» переговоров между конфликтующими  сторонами. Я говорю о том, что необходимо двигаться малыми шагами к великой цели: прекращение двусторонних обстрелов, снижения заинтересованности субъектов конфликта в решении разногласий именно военным путем. Не секрет, что Россия  склонна поддерживать сепаратизм в этом регионе, но при этом не может допустить перехода конфликта в фазу эскалации, в противном случае, дестабилизация этой территории может привести к изменениям статус-кво в регионе. Мои коллеги, специалисты по Карабахскому конфликту, правильно говорят о том, что Россия не имеет тут «контрольного пакета», она лишь тяжеловес со своими интересами.  Россия, на мой взгляд, разграничивает такие два вопроса, как: решение Карабахского конфликта и двусторонние политические, экономические отношения с Арменией и Азербайджаном», - отметила Е.Синдеева.

Эксперт напомнила, что Армения и Россия являются членами ОДКБ.

«Но, несмотря, на договоренности о российско-армянском военном сотрудничестве, это даже формально, не распространяются на Карабах. Россия остается – нейтральным государством в конфликте. Да и Армения, не во всех «геополитических проектах» России участвует. Например, Армения не участвует в Таможенном Союзе, она не признала суверенитет ни Абхазии, ни Южной Осетии. Азербайджан же является членом  аккредитованной на международном уровне и признанной в ООН организации «За демократию и экономическое развитие — ГУАМ». Россия скептически и даже негативно оценивает деятельность этой организации. Эти «двойные стандарты» и позволяют России играть роль «природного миротворца» на Южном Кавказе. В то же время, Москва, понимая, что Карабах является ключом к региону, пытается получить из ситуации максимальные дивиденды», - сказала эксперт.

Эксперт затронула и возможное введение в эксплуатацию Ходжалинского аэропорта и реакцию на это азербайджанской стороны.

«Безусловно, сложно понять необходимость открытия этого аэропорта. Баку акцентирует на  нарушении Конвенции о международной гражданской авиации (подписана в Чикаго, 7 декабря 1944 года), предупреждая усилить работу в правовой плоскости по применению этой конвенции. При этом была озвучена и готовность сбивать самолеты, нелегально проникающие в воздушное пространство Азербайджана. Что же касается позиции международного сообщества в лице Международной гражданской авиации (ICAO)  и Европейской конференции гражданской авиации (ECAC), то оно также поддерживает Азербайджан. Может ли Азербайджан контролировать свое воздушное пространство? На мой взгляд, у него есть для этого основания. В 2010 году Азербайджан приобрел 2 современных дивизиона комплекса С-300, по многим параметрам не имеющих аналогов в мире зенитно-ракетных систем (ЗРС) «Фаворит». 

Я просто напомню слова генерал-майора ВС Азербайджана Александра Васяка, сказанные в интервью Vesti.Az (http://vesti.az/news/147433). «Аэропорт находится в зоне досягаемости ракетных систем ВС Азербайджана и в случае развертывания силового сценария по Карабаху, он станет целью поражения. Нет нужды даже самолеты сбивать. Ракетные или авиаудары по взлетно-посадочным  полосам надолго выведут этот аэродром из строя. Подобную тактику прекрасно использовали ВВС Израиля, да и воздушная война НАТО против бывшей Югославии началась с бомбардировки взлетно-посадочных полос аэродрома Удбина». Думаю комментировать заявление генерал-майора излишне. Зачем будировать? Возможно, Ереван намерен использовать эту тему как долгоиграющий симулятор, или как говорят – «троллить Баку», - сказала она.

В заключении Е.Синдеева прокомментировала разговоры о гарантии Запада Азербайджану в возвращении его оккупированных территорий, в случае участия Баку в войне против Ирана на стороне Запада.

«На мой взгляд, Азербайджану выгодны санкции против Ирана, так как, они могут стать альтернативой вторжения в Иран. Во-первых, для Баку военные действия с соседней страной будут расшатывать и политическую, и экономическую жизнь внутри самого Азербайджана. Во-вторых, в результате санкций Азербайджан как экспортер  также выигрывает от высоких цен на нефть. По данным Центра стратегических и международных исследований (CSIS) (от 6.02.2013 года), 1 миллион баррелей нефти в день, которые не поставляет на рынок Иран – это 3-4 миллиарда долларов в месяц, то есть 40-50 миллиардов долларов в год. Это достаточно большие цифры, так что экономически это выгодно.

Я также думаю, что Азербайджан находится в очень уязвимой ситуации в регионе. Как сосед Ирана Азербайджан очень заинтересован в мирном разрешении иранского ядерного вопроса. Военное нападение на Иран может потенциально иметь очень серьезные последствия для Азербайджана, особенно, если возникнет ощущение, что территория или военные возможности Азербайджана каким-то образом помогут тем, кто осуществит такое нападение», - резюмировала Е.Синдеева.

В.Г. 

# 6485
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#