Условия для Третьей мировой войны пока не созданы - МНЕНИЕ
Известно, что мировые войны происходят тогда, когда формируются более или менее самодостаточные военно-политические и экономические блоки государств.
После этого, огромные империи или альянсы держав начинают спор о том, кому и на каких правах будут принадлежать международные рынки, минеральные ресурсы, географическое пространство.
Враждебные блоки «трутся» друг о друга, меряясь силой: их крупные компании нуждаются в новых рынках и ресурсах, а поскольку глобальная торговля уже не связывает их в единое целое, растут стимулы решать спорные вопросы силовыми методами.
Как писал об эпохе 1930-х г.г. американский экономист, социолог и политический философ Карл Поланьи: «…в результате Великой депрессии, золотая нить финансов, опоясавшая земной шар, лопнула, международная торговля резко уменьшилась. В таких условиях появляются автаркические (экономически самодостаточные – авт.) империи, которые начинают конкурировать за контроль над планетой».
Условия для Третьей мировой войны могут возникнуть и в том случае, когда и если будет создан блок - полноценный альянс держав, решительно заинтересованных в пересмотре международного порядка, намеренного изменить глобальный расклад сил в свою пользу. Международники иногда называют это термином «альянс ревизионистских держав».
Сегодня многие говорят об альянсе России, Китая и Ирана, способном бросить вызов господству Запада над планетой. Но, хотя сближение между этими странами и существует, на практике блок держав как таковой пока не создан и вряд ли будет создан в обозримом будущем.
Китай с его 2,5 триллионами долларов торговли с Западом, а также с его союзниками (по сравнению с 240 миллиардами долларов торговли с Россией и 15-20 млрд торговли с Ираном) и его зависимостью от западных технологий и научных достижений является в данном альянсе ключевым игроком. Гигантские программы государственных инвестиций в новейшие технологии все еще не позволили стране преодолеть разрыв с западными инновациями. И по всем этим причинам, идея создания единого блока с Россией и Ираном, встречается руководством Китая весьма прохладно. По крайней мере, сейчас.
Центральным пунктом является то, что КНР все еще извлекает выгоды из существующего миропорядка, который создает ей условия для роста внешней торговли, огромного экспорта, импорта технологий и продолжения модернизации китайской экономики. В Пекине заинтересованы в сохранении глобального рынка, существование которого во многом обеспечивается усилиями Америки.
Руководители Коммунистической партии Китая (КПК) - главного центра государственного капитализма (государство владеет компаниями, которые производят около четверти ВВП, остальное дает частный сектор – авт.) - могут все еще надеяться на то, что в результате развития ВВП КНР рано или поздно радикально превзойдет ВВП США. В этом случае, Китай превратится в супер-Гонконг. Став главным центром притяжения международных инвестиций на планете, его экономическая и политическая гравитация, включая угрозу санкций, будет настолько мощной, что США вынуждены будут считаться с ней. Таков мирный путь усиления своего влияния в современных условиях.
Также стоит помнить, что имеющая место быть «холодная война» была противостоянием двух сложившихся блоков: НАТО и Варшавского договора. И хотя это противостояние выразилось во множестве локальных войн по всему миру, но не привело к «горячей» мировой войне. Стороны оказались осторожны, и, помня о Второй мировой войне и ее последствиях, решили не рисковать. Таким образом, даже противостояние двух сложившихся блоков не обязательно означает «горячую» войну в глобальном масштабе.
Далее, не стоит забывать, что фактор ядерного оружия серьезно снижает угрозу подобной войны. Так как угроза применения проигравшей стороной ядерного оружия, с тем чтобы нанести противнику неприемлемый, критический или даже фатальный ущерб, никуда не исчезла.
Возможно, что фатальный сценарий будет проигран в будущем. Например, если расширение американских санкций вызовет тяжелый кризис в китайской экономике, руководство страны может попытаться выйти из него с помощью вооруженной силы, демонстрируя американцам, что с Пекином нужно считаться. Это могло бы стать попыткой вернуть о. Тайвань, который Китай считает частью своей территории. Со своей стороны, Вашингтон не может допустить падения своего тайваньского союзника, так как это указало бы на неспособность Америки защищать своих друзей, на ее растущую слабость, и привело бы к превращению множества стран Восточной Азии в сателлитов Пекина. Но говорить о таком сценарии развития событий пока рано.
В случае вооруженного конфликта за Тайвань, морские пути будут блокированы для торговли КНР и тогда, теоретически, она сможет питать свою экономику за счет огромного потенциала российских энергоносителей. Однако в настоящее время, как следует из заявлений китайских специалистов, КНР не заинтересована в том, чтобы импорт нефти из России превышал четверть китайского рынка. Это объясняется тем, что Китай опасается новых санкций США и не хотел бы попадать в санкционную ловушку. Подобные аргументы Пекина указывают на отсутствие в настоящий момент китайско-российского экономического и военного блока.
Следовательно, момент для новой мировой не назрел и возможно так и не созреет в обозримом будущем.
Михаил Шерешевский
Германия поддержала перемирие в Украине
The Economist: Борьба грузин между страхом и надеждой
Россиянам намекнули на повышение ставок и инфляции
Reuters: Киев пойдет на уступки Москве по плану Трампа
«Макрон, уходи!»: сможет ли Париж повлиять на курс президента? – РАЗЪЯСНЯЕТ ЗУЛЬФУГАРОВ
Сийярто поддержал Грузию