Рейтинг человека: как заработать социальное доверие в Китае «Для своих все – для других закон»

Рейтинг человека: как заработать социальное доверие в Китае «Для своих все – для других закон»
12 января 2024
# 17:00

В сентябре 2022 года Российский государственный социальный университет (РГСУ) объявил о начале создания системы рейтинга «Мы», наподобие «рейтинга социального доверия» в Китае. В РГСУ заявляют, что «логика скоринга, в пределе, цинична», а их «метрика социальных статусов и уровней граждан» будет надежной, строгой и независимой. Каждому человеку планируют присваивать двусоставный код (условно 14–15). 

Первые две цифры — «отражение заслуг человека», последние — оценка перспектив его вклада в развитие общества. Уже в октябре 2023 года началось тестирование системы в пределах университета.

Параллельно в Великобритании решили создать свою похожую систему. Подобная социальная инженерия в зависимости от специфики государства и типов менталитета будет использоваться и постепенно приниматься в разных странах. Однако тут возникают противоречия между базовыми принципами прав человека, желанием государств контролировать массы и использовать их в своих целях.

Значит ли это, что данная технология может распространится по всему миру? В перспективе этого процесса просто не избежать. Созданием такой системы уже занимаются Россия и Великобритания. Вероятнее всего, к 2030 году многие мировые державы будут вовсю использовать свой «рейтинг доверия». Самой главной целью подобного нововведения считают улучшение устойчивости и увеличения экономики.  

Так ли это на самом деле?  Как работает система? Где она зародилась?

«Рейтинг социального доверия» — проект оценки граждан и организаций, который определяет их степень «благонадежности». Этот рейтинг может дать как государство, так и местные органы власти.

Официально о его введении в некоторых провинциях Китая было впервые объявлено в 2014 году. Однако сама идея появилась довольно давно и была обусловлена экономическими причинами. Таким образом эта система должна была помочь решить проблемы, связанные с коррупцией, и преодолеть кризис доверия. 

На сегодня «рейтинг социального доверия» вышел далеко за рамки экономики. Утверждать «новую культуру доверия» было решено во всех сферах общества. Государство, местные органы власти или компании оценивают социальное поведение человека от 0 до 1000 баллов, или от A до D.

Граждане с количеством баллов менее 599 попадают в черный список категории D, и не могут работать даже таксистами. Фактически, они становятся изгоями общества. Итоговый результат собирают из информации, полученной из следующих источников — налоговой, правоохранительных органов, правительственных структур, загсов, образовательных учреждений, компаний. А также из данных цифровых источников: истории поиска, онлайн-покупок и активности в соцсетях.

Система видеонаблюдения не позволит пройти незамеченным. В Китае установлено около 400 миллионов камер. Тут назревает проблема: если человек набирает менее 600 баллов, он не может быть трудоустроен, соответственно он становится безработным. Таких людей не одна сотня, а если быть точным, по официальным данным  - около 11 миллионов. И это только по официальной статистике.

В недавнем опросе было выявлено, что в среднем каждый 5-6 молодей китаец является безработным.  Может показаться, что 11 миллионов безработных на полтора миллиарда населения не так уж и много. Но стоить только вдуматься в это количество, и оно ужасает.

С увеличением нетрудоустроенных молодых людей растет количество преступности – это факт. Берем официальную статистику и сравниваем Китай с тем же Азербайджаном, где нет системы рейтинга доверия.  Преступность в «поднебесной» набирает 31 балл против 32 баллов в Азербайджане. Получается, что система, внедренная в Китае и нацеленная на “надежность и доверие”, не в состоянии обеспечить то самое доверие, о котором идет речь.

«Экономический рост», который являлся изначальным двигателем развития этой системы наблюдения и ведения статистики, теперь превращается в «экономический упадок» из-за преступности, а также того самого пресловутого «рейтинга», который вынуждает идти на преступление и безнадежно погружаться в трясину низкого рейтинга, откуда человеку не выбраться. В таком случае, о какой финансовой стабильности, безопасности и развитии общества может идти речь?

А что насчет коррупции? Система социального доверия справляется с ней?

В Индексе восприятия коррупции за 2021 год, составленном Transparency International, Китай набрал 45 баллов из 100 и занял 66 место из 180 стран, где последнее место принадлежит самой коррумпированной стране. В 2012 году (наиболее ранний период для сравнения – ред.) показатель составлял 39 баллов. 

Как мы видим, эффективность примененного метода ушла в минус. К слову, а высокопоставленные коррумпированные чиновники, которые с упорством выступают за эту систему, также могут упасть в рейтинге? И тут на ум приходит цитата: «правила не писаны для тех, кто их написал».

Однако есть и положительные результаты, и преимущества рейтинга. Благодаря внедрению «статуса», китайцы стали более дисциплинированными и ответственными. Они занимают первое место в мире по производству техники, являются самыми крупными поставщиками электромобилей и солнечных батарей. Китай является некой «фабрикой всего мира», в 2023 году он опередил Японию и Германию по продажам автомобилей и стал первой страной по развитию экономики и высоких технологий. Да и как по-другому управлять государством с населением в полтора миллиарда?

«Рейтинг» как доверие между компаниями и государством

«Рейтинг социального доверия» не рекомендует находиться, работать, общаться с людьми с низким рейтингом. Все выше сказанное угрожает вашей комфортной жизни. Никто не хочет покидать зону комфорта, именно поэтому никто не выходит за правила «рекомендаций».  

Ограничение свободы недопустимо, хотя кто-то может сказать – система не

ограничивает вас, хочешь идти в район с низким социальным рейтингом - иди. Только потом, в случае потери баллов, не жалуйся.

Как отметил китаевед, эксперт центра анализа международных отношений Наги Ахмедов в интервью Vesti.az, главной целью рейтинга социального доверия является гарантия отношений между компаниями, государственными организациями и развитием бизнес-проектов.

«Если копнуть глубже в историю, то мы дойдем до 80-х годов, где и началась вестись первая подобная статистика. С развитием технологий статистика переросла в целую систему, которую официально запустили в 2014 году с подписанным контрактом тестирования до 2020 года. А уже в 2022 году начала использоваться на постоянной основе, но она все равно не доведена до совершенства», - сказал он.

По его словам, данную технологию используют банки, работодатели и государственные органы.

«Подобное есть и у нас в стране – это кредитная линия, но в Китае данная система развита сильнее. Рейтинг не нацелен на контроль, он нацелен на обеспечение гарантий в сфере экономики и порядка», - отмечает эксперт.

Ахмедов сообщил, что сами китайцы относятся к системе довольно-таки спокойно, 10 из 10-ти опрошенных китайцев в Баку относятся к рейтингу положительно.  

«По их мнению, данное внедрение в их стране помогает улучшить безопасность и дисциплину, параллельно никак не мешая их жизни. Конечно, никто не говорит, что в других странах можно не платить за коммунальные услуги, брать кредиты и не возвращать их, или выставлять все, что угодно в социальных сетях. Как минимум нет лимита баллов, перейдя который ваши карманы будет наполнять только попутный ветер», - подчеркнул он.

В качестве итога мы можем констатировать, что сегодня мы живем в современном мире, полном передовыми технологиями, которые приносят не только пользу, но и неприятные нюансы.

В случае с «рейтингом социального доверия» довольно-таки сложно назвать ситуацию «нюансом», это, скорее, жирная точка, которую поставили власти Китая (а возможно, в ближайшем будущем и власти ведущих государств) на доверии и надежности людей.  Однако не все системы или модели общественного развития подходят тем или иным народам и странам, поскольку каждый народ имеет свойственную ему историческую спираль развития. Особенно это касается стран, где сильны семейные устои или сохранились племенные связи, как, например, на Ближнем Востоке, где представитель племени является частью большой семьи.

 

# 4836
avatar

Алекпер Алекперов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#