Президентская гонка в Иране выходит на финишную прямую
Иран замер в ожидании результатов намеченных на 18 июня выборов президента страны. В этом году предвыборная гонка фактически лишена интриги, ее исход, вероятно, предрешен в пользу кандидата от консервативного политического блока, подконтрольного верховному лидеру страны аятолла Али Хаменеи.
Выборы 2021 года в Иране традиционно проходят на фоне серьезного информационного давления со стороны политических сил европейских стран и Соединенных Штатов, обвиняющих Тегеран в полном и безоговорочном отстранении от участия в выборах представителей т.н. реформаторского крыла, к которому себя относит действующий президент Хасан Рухани.
Прогнозы западных аналитиков относительно направленности внешней политики нового президента сводятся к тому, что И. Раиси и его кабинет министров будут стремиться максимально закрыться от внешнего мира, что приведет к снижению уровня торговых и культурных связей со странами Ближнего Востока и Каспийского региона, где Азербайджан по многим вопросам является для ИРИ стратегическим деловым партнером.
Однако такие выводы как минимум являются преждевременными, т.к. специалистам, изучающим процессы формирования Ираном внешней торговой политики, хорошо известно, что все стратегически важные проекты, если не являются инициативой верховного лидера, то проходят процедуру согласования аятолла. Политико-экономическая система подразумевает его контроль над всеми значимыми военными и финансовыми институтами и фондами. Из этого ясно следует, что каких-либо серьезных изменений во внешней политике Ирана к стратегическим партнерам, в том числе к Азербайджану, после 18 июня ожидать не придется.
Итак, министерство внутренних дел Ирана официально обнародовало имена кандидатов, допущенных Советом стражей конституции к участию в предстоящих президентских выборах. А. Хаменеи согласовал кандидатуры Мохсена Резаи - экс командующего Корпуса стражей исламской революции, Ибрагима Раиси - председателя Верховного суда, Саида Джалили - секретаря Высшего совета национальной безопасности, ядерного переговорщика и экс-замминистра иностранных дел по Европе и США, Амира Хоссейн Хашеми - депутата Меджлиса, Алирезы Закани - руководителя Исследовательского центра парламента, Мохсена Мехрализаде - бывшего вице-премьер по вопросам спорта, Абдольнассера Хеммати - главы Центробанка Ирана.
В этом списке главным претендентом является глава судебной власти Ибрагим Раиси. Поддержка его кандидатуры со стороны верховного лидера беспрецедентна, Раиси в президентское кресло фактически "заносят на руках", отстранив от президентской гонки всех более менее значимых кандидатов. Согласно исследованиям, на сегодняшний день И. Раиси обладает поддержкой консерваторов, которые составляют около 40 % населения. Однако оставшимся 60 % голосовать просто не за кого. Этому способствовало утверждение верховным лидером специального ограничительного списка, куда вошли указанные выше кандидаты, а также ряд внесенных дополнительно.
Наиболее авторитетными из не вошедших с "шортлист" являлись Али Лариджани - бывший спикер парламента, Исхак Джахангири - вице-президент при Х. Рухани, Махмуд Ахмадинежад - экс-президент Ирана.
На фоне предрешенности результатов выборов, страны Европейского Союза и Соединенные Штаты предсказуемо развивают тему личного вмешательства верховного лидера в выборную ситуацию и, как следствие, отсутствие у иранцев какого-то бы ни было реального выбора. Лидерами, как и ранее выступают американские средства массовой информации, которые выражают недовольство как процессом организации выборов в Иране, так и их результатами.
«Для многих иранцев голосование в Исламской республике - выбор между плохим или худшим» - сообщает американское издание «Радио Свобода/Радио свободная Европа».
«Я ни за что не буду голосовать. Мой голос все равно ничего не изменит. Все станет только хуже” – приводит «Радио Свобода» слова иранца, который правда не пожелал называть своего имени. (https://www.rferl.org/a/iran-presidential-election-boycott-poverty-corruption-repression/31268141.html).
Однако, если опустить условия в которых консерваторы укрепляются в политических структурах Ирана и сосредоточиться на результате, становится очевидным, что А. Хаменеи и его представитель в должности президента заинтересованы в развитии торгово-экономических связей с партнерами по Каспию, прежде всего с Азербайджаном и Россией.
Этому свидетельствует прошедший 10 июня с.г. комплекс мероприятий, посвященных запуску строительства российской компанией "Силовые машины" теплоэлектростанции в Иране мощностью 1400 МВт за счет экспортного кредита Российской Федерации Правительству Исламской Республики Иран.
Как сообщает наш источник в системе исполнительной власти одной из северных провинций Ирана, на азербайджанском направлении Тегеран продолжит предпринимать шаги в области правового режима Каспийского моря, а также развивать вопросы военной безопасности в регионе и взаимовыгодное сотрудничество в сфере добычи и транспортировки углеводородного сырья вне зависимости от консерваторского или реформаторского политического окраса.
Самир Мусаоглу
Самир Мусаоглу
В трех аэропортах РФ были введены временные ограничения
Скончался экс-премьер Греции Костас Симитис
СМИ: Израильские военные убили 10 палестинских журналистов в декабре
В Воронежской области России разбился военный вертолет
В Армении арестован бывший заместитель начальника Генерального штаба
Трамп встретился в своей резиденции во Флориде с премьер-министром Италии