КСИР требует крови: Иранская верхушка раскололась на фоне убийства Хании - АНАЛИТИКА
В Иране развернулась борьба по вопросу о нанесении ударов по Израилю.
Британское издание The Telegraph, с которым связались анонимные высокопоставленные иранские чиновники, сообщило со ссылкой на них о внутренней борьбе, которая происходит сейчас в руководстве исламской республики. Борьба развернулась между руководством КСИР и президентом Масудом Пезешкианом.
Руководство могущественного КСИР (Корпус стражей исламской революции) намерено дать военный ответ на убийство Израилем в Тегеране лидера палестинского движения ХАМАС, Исмаила Хании.
Пезешкиан, судя по этим и некоторым другим сообщениям, выступает против военного ответа. Он утверждает, что его цель - повысить благосостояние простых иранцев, большинство которых живут ниже черты бедности, защитить права дискриминируемых азербайджанцев, курдов и других национальных меньшинств (а это - половина населения страны), защитить женщин от нападений полиции нравов (которая избивает тех, кто не носит хиджаб), улучшить положение стариков, чья пенсия сокращается с каждым днем из-за высокой инфляции, и т.д., вместо того чтобы воевать. "Мы должны сражаться с бедностью, а не с Израилем", - примерно так можно сформулировать его позицию.
Пезешкиан опирается на голоса нацменьшинств, а также на содействие части интеллигенции и либерально-реформаторской фракции режима, выступающей за сотрудничество с Западом. Во время своей предвыборной кампании он заручился поддержкой иранских либералов, пообещав восстановить связи с Западом и добиться с помощью дипломатии снятия разрушительных для иранской экономики американских санкций. Естественно, что такое немыслимо в условиях войны с Израилем, союзником Америки.
"В ходе длительных и напряженных обсуждений Пезешкиан пытался убедить командиров КСИР избегать действий, которые могут выйти из-под контроля", - сказал в интервью изданию второй помощник Пезешкиана. Он добавил, что президент знает о «стремлении КСИР втянуть страну в войну», однако Пезешкиан «полон решимости выполнить обещания, данные им во время президентской кампании, в том числе обеспечить мирные условия жизни для иранцев».
Хания был официальным гостем, приглашенным на инаугурацию президента Масуда Пезешкиана. Также он был важной фигурой в созданной, финансируемой и вооружаемой Ираном «Оси сопротивления». Это - военно-политический блок, состоящий из проиранских, в большинстве случаев шиитских вооруженных группировок, милиций и политических партий. «Ось сопротивления» в значительной мере контролирует Ирак, Сирию, Ливан, часть Йемена (хуситы) и Сектор Газа, и ведет вооруженную борьбу с Израилем за господство в регионе.
ХАМАС, который до сих пор сохраняет позиции в Газе, несмотря на тяжелые потери в войне с Израилем - часть «Оси сопротивления». Когда лидер ХАМАС был убит израильтянами в Тегеране, в тщательно охраняемом гостевом комплексе, это стало многоуровневым вызовом руководству Ирана. Здесь и демонстрация беспомощности систем безопасности исламской республики, и прямая угроза жизни самому ее руководству (раз это сделали с Ханией, которого вы охраняли самым тщательным образом, прямо в вашей столице, мы можем также поступить и с вами), и оскорбление иранского государства (убийство уважаемого гостя в доме принимающей стороны), и послание для всей «Оси сопротивления» (вы не в безопасности, даже когда вы в Тегеране, подумайте, как вам жить, если даже ваш хозяин не может вас защитить). Если учесть, что за несколько дней до этого в Бейруте, столице Ливана, израильтяне убили высокоточной ракетой второго человека в иерархии шиитской Хезболлы - проиранской армии, контролирующей Ливан и ведущей перестрелки с Израилем, то масштабы израильского вызова, брошенного иранцам и всей «Оси сопротивления», просто невозможно переоценить.
Итак, КСИР хочет ответить сильным ударом по Израилю. Они считают, что отсутствие такого ответа подарит Израилю чувство безнаказанности и вызовет новые еще более дерзкие операции Моссада и ВВС Израиля против Ирана. Звучит на первый взгляд разумно, но упирается в серьезные возражения.
Проблема в том, что у Израиля самые мощные в регионе ВВС, способные бить по Ирану, и могучая система ПВО-ПРО, которая к тому же дополняется всей мощью американского военно-морского флота, сконцентрированного у берегов Израиля (ибо США остаются главным союзником Израиля). Кроме того, близкие Израилю и США арабские режимы, Саудовская Аравия и Иордания также намерены сбивать иранские ракеты, летящие в Израиль, и уже делали это в прошлом.
Когда 1 апреля израильтяне разбомбили иранское консульство в Дамаске и убили семь высокопоставленных офицеров КСИР, Иран ответил залпом из 300 ракет и дронов, и почти все они были сбиты. Таким образом, Иран в тот раз не сумел нанести Израилю никакого вреда. Тогда в чем смысл таких действий?
Теоретически, Иран и «Хезболла» могут нанести намного более серьезные удары и попробовать проломить системы ПВО противника. Но в этом случае Израиль, вероятно, ответит атаками на руководство Ирана, его оборонную и ядерную промышленность и экономику. А это может быть слишком опасно для верхушки иранского правящего класса в виду больших израильских возможностей, продемонстрированных, в частности, убийством Хании.
Поэтому президент Пезешкиан, как утверждают источники издания The Telegraph, считает, что Ирану следует отказаться от нанесения прямых ударов по Израилю. Такая война не сулит большинству иранцев ничего хорошего и может ввергнуть их жизнь в ад. Да, Израиль тоже может пострадать, но для Ирана все будет плохо.
"Масуд Пезешкиан думает, что любое прямое нападение на Израиль будет иметь серьезные последствия, - сказал в интервью изданию близкий помощник президента, - г-н Пезешкиан говорит, что нам повезло, что Иран не пошел на тотальную войну с Израилем в прошлый раз, имея в виду атаку 13 апреля, когда Иран выпустил по Израилю более 300 дронов-камикадзе и ракеты."
Впрочем, Пезешкиану вряд ли позволят решать данный вопрос. Власть иранского президента слаба, он - что-то вроде начальника логистики, премьер-министра, курирующего экономический и дипломатический блоки при сильном автократе, верховном лидере Хаменеи.
В Иране ключевым влиянием пользуются несколько структур, которые являются ядром его военно-политической и экономической системы, и это - далеко не институт президентства. Это пожизненный Верховный лидер, аятолла Али Хаменеи, обладающий почти неограниченными полномочиями, его Управление, с помощью которого он приводит в действие свои планы, и КСИР - Корпус стражей исламской революции (вторая армия численностью свыше 100 тысяч бойцов, куда отбирают наиболее религиозных солдат и офицеров, контролирующая большую часть министерств и ведомств, и около половины экономики). Наряду с другими структурами они образуют ядро политико-экономической системы.
И все же, президент - серьезная фигура, и совсем не считаться с ним тоже нельзя. Дело в том, что он, в отличие от всех этих сил, все-таки избран обществом для управления страной (хотя на выборы пришли чуть меньше половины иранцев), в то время как ни верховный лидер, ни КСИР никем не избраны и их легитимность очень невелика с точки зрения большинства иранцев.
Пусть иранцы выбирают всего лишь начальника логистики, все же это придает элемент легитимности всей системе исламской республики. Что особенно важно в условиях, когда страну периодически сотрясают бунты нацменьшинств, забастовки рабочего класса, протесты молодых женщин против обязательного ношения хиджаба, выступления пенсионеров, чья пенсия в условиях растущих цен не позволяет им нормально существовать. В подобной ситуации голос Пезешкиана, направленный против военной эскалации, в защиту бедняков, женщин и нацменьшинств, может иметь значение.
Хаменеи пригрозил Израилю «суровым наказанием» и окончательное решение будет принимать именно он. Али Фадави, заместитель командующего КСИР, которого процитировали информационные агентства страны, сказал, что Иран намерен выполнить приказ Хаменеи - "сурово наказать" Израиль за убийство Хании. Иранские СМИ цитируют его слова: "Приказы верховного лидера относительно сурового наказания Израиля и мести за кровь мученика Исмаила Хании ясны и четко сформулированы... и они будут выполнены наилучшим образом".
Возможно, так и будет. И все же иранская верхушка явно пребывает в замешательстве. Потенциальные последствия слишком сильного удара по Израилю и в самом деле могут быть велики и опасны для нее, а слабый удар бесполезен. В подобных условиях мнение Пезешкиана может оказать некоторое влияние на верховного лидера и КСИР.
Стоит добавить, однако, что Пезешкиан, если верить чиновникам из его окружения, беседовавшим с изданием The Telegraph, также предлагает крайне опасные решения.
"Sepah (КСИР - прим. авт.) очень настаивает на том, чтобы нанести удар по Израилю, и они считают, что это легко, - говорит в интервью The Telegraph второй помощник Пезешкиана, в то время как президент «предложил нанести удар по какому-нибудь связанному с Израилем объекту в Азербайджанской Республике или Иракском Курдистане, чтобы эти страны узнали об этом раньше и покончили со всей этой драмой».
Это заявление звучит провокативно, и не только потому, что Азербайджан может оказаться втянутым в подобную ситуацию. Внутри самого Ирана Пезешкиан опирается прежде всего на азербайджанцев и курдов. Он хочет наносить удары по странам, где живут представители этих народов? Зачем? Чтобы разрушить собственную опору внутри страны? Все это звучит странно. И ставит под сомнение достоверность интервью.
Впрочем, слухи о том, что президент Пезешкиан выступает против войны с Израилем, распространяются давно. Возможно, за ними стоит что-то реальное. Вопрос в том, можно ли верить всему, что сообщают об этом СМИ.
Михаил Шерешевский
Франция ускоряет разработку новейших ЗРК SAMP/T NG для защиты от гиперзвуковых ракет
Трамп: Израиль будет уничтожен, если евреи проголосуют за Харрис
В США объяснили, почему Харрис мало дает интервью
Число беженцев в Германии достигло рекорда со времен после Второй мировой войны
Илон Маск привлек внимание американской госбезопасности
США хотят ужесточить санкции против российской нефти