Исторический обмен: Кремль пополнил ряды шпионов и хакеров - ОБЗОР
Исторический обмен более двух десятков российских политзаключенных на обвиненных в тех или иных преступлениях Западом осужденных стал главной темой основных мировых телеканалов и СМИ в последние два дня. Обмен ждали более полугода, но его не всем дано было дождаться, в частности Алексей Навальный так и не дожил до этого дня.
По итогу…
До последнего не был известен полный обменный список и то, каким образом будет проходить данная процедура. В отличие от независимых и западных СМИ, российские ТВ и власти хранили гробовое молчание и никак не комментировали происходящее. Видимо, посчитав, что населению об этом знать не положено. Впрочем, прокремлевские паблики одной строкой все же сообщали об обмене, не вдаваясь в подробности.
Первый обмен прошел в аэропорту Анкары. Самолет с журналистами и активистами, которых секретным указом помиловал Путин, приземлился в 18.00 по московскому времени, и далее бывшие осужденные должны были следовать в Германию, где предполагалась большая пресс-конференция. Впрочем, брифинга СМИ так и дождались, она состоится сегодня вечером, 2 августа. Хотя понять людей, которые прошли кремлевские застенки, можно и даже должно…
Итак, в Анкаре накануне вечером России были переданы 10 человек. 13 помилованных – Германии и еще трое – США. Начнем, пожалуй, с тех, кого вернули РФ и кого так с «нежными объятиями» встречал глава РФ Владимир Путин, пообещав всех одарить высокими государственными почестями и наградами.
Самой одиозной и спорной личностью из списка возвращенцев является офицер ФСБ Вадим Красиков — россиянин, отбывавший пожизненное заключение в Германии за заказное убийство бывшего чеченского полевого командира, диссидента Зелимхана Хангошвили в берлинском парке в 2019 году. При этом доказано, что Красиков участвовал в нападении на Назрань и массовых пытках российских солдат. Он не обычный убийца-преступник: бывший фсбшник был близок к президенту России Владимиру Путину, который в течение многих лет призывал к его освобождению. Именно Красикова требовал Кремль в обмен на Навального, но та сделка так и не состоялась в виду до сих пор непонятной и, по сути, не расследованной гибели российского политика.
Шольц до последнего не желал отпускать Красикова в объятья его покровителей. Однако, германский премьер хорошо понимал, что без включения данной фигуры в обменный список вытащить из кремлевских застенок и, тем самым, спасти жизни «врагов народа» путинской волны не удастся. Единственное, что смог сделать Шольц в этой ситуации: Вадим Красиков отправился в Москву не будучи помилованным, а в рамках протокола обмена осужденными. Соответственно, его появление в странах еврозоны повлечет за собой новый арест. Кроме того, для всего мира он – зэк, убийца, свободно разгуливающий по московским улицам.
Также были освобождены осужденные за шпионаж супруги Анна и Артем Дульцевы, которые работали под псевдонимами Людвиг Гиша и Мария Роза Майер Мунос. С ними в обмен вошли их двое детей.
Далее, в список вошли обвиняемый в контрабанде санкционной американской продукции в Россию Вадим Конощенок и приговоренный в США к тюремному сроку по подозрению в кибермошенничестве бизнесмен Владислав Клюшин. Затем следуют хакер Роман Селезнев, арестованный в США после массового взлома американских серверов, и задержанный по делу о шпионаже в Норвегии Михаил Микушин. Ну и последний в списке - Павел Рубцов, заключенный по обвинению в участии в деятельности иностранной разведки против Польши, известный в Испании как журналист Пабло Гонсалес Ягуэ.
Президент РФ лично встречал весь указанный выше список в московском аэропорту с широкими объятиями. В Кремле был устроен банкет, на котором глава государства пообещал вновь прибывшим государственные награды и прочие «плюшки».
То есть, Москва пополнила «новую элиту» шпионами, убийцами и мошенниками. Впрочем, в списке есть хакеры, а данных специалистов, как известно, РФ сегодня не хватает.
В списке освобожденных Кремлем политзаключенных значатся: Илья Яшин, Владимир Кара-Мурза, Алсу Курмашева, Андрей Пивоваров, Олег Орлов, Александра Скочиленко, Лилия Чанышева, Ксения Фадеева, Эван Гершкович, Рико Кригер, Кевин Лик, Демури Воронин, Вадим Останин, Патрик Шёбель, Пол Уилан и Герман Мойжес. Практически о каждом из них Vesti.az уже писали.
К сожалению, в списке нет Горинова, Сафронова, адвокатов Навального, Беркович и Петрийчук.
После 23.00 по бакинскому времени обмен, наконец, начали комментировать российские власти. Многого от них никто не ожидал.
Провластный политолог Дмитрий Орлов написал в своем Telegram-канале, что обмен — свидетельство «адекватности и гибкости российских властей».
А зампред Совбеза и лидер ЕР Дмитрий Медведев, к примеру, пригрозил помилованным убийством и похвалил вывезенных в Москву: «Хочется, конечно, чтобы предатели России сгнили в застенке. Но полезнее вытащить своих, работавших на страну, на Отечество, на всех нас. А предатели пусть теперь лихорадочно подбирают новые имена и активно маскируются под программой защиты свидетелей».
Медведев знает, о чем говорит: после предыдущего массового обмена в 2010-м при президентстве Медведева на свободу вышел Сергей Скрипаль. Затем его попытались отравить «новичком» сотрудники российских спецслужб, случайно убив гражданку Великобритании.
К тому же накануне, 1 августа, в день обмена произошло покушение на оппозиционера Илью Пономарева: рядом с его домом в Украине упал дрон, политик и его жена были легко ранены.
«После невообразимых страданий и неопределенности американцы, задержанные в России, находятся в безопасности, свободны и начали свое путешествие обратно в объятия своих семей», — написал президент США Джо Байден.
Канцлер Олаф Шольц сообщил в X, что многие из бывших узников совести «в обширных беседах» говорили ему, «что даже не надеялись на освобождение».
Как в кино про шпионов
Первым советским диссидентом, высланным из СССР в результате обмена, был Владимир Буковский, которого в 1975 году обменяли в Цюрихе на генсека Компартии Чили Луиса Карвалана. Еще через три года состоялся обмен на троих разведчиков СССР пятерых диссидентов: Александра Гинзбурга, Эдуарда Кузнецова, Марка Дымщица, Валентина Мороза и Георгия Винса. В 1986-м году в результате двух обменных сделок были переданы Натан Щаранский и основатель Московской Хельсинкской группы Юрий Орлов, а также журналист Николас Данилофф. При этом все диссиденты были лишены гражданства СССР.
Последний массовый политический обмен заключенными состоялся в 2010 году при президенте Дмитрии Медведеве. Тогда на 10 сидевших в США шпионов поменяли четырех, сидевших в России.
Практика политобменов в современной РФ продолжилась после аннексии Крыма и начала военных действий в Донбассе. В 2016-м году Путин помиловал украинскую летчицу Надежду Савченко, обменяв ее на двух офицеров ГРУ. В 2019-м Россия и Украина обменяли по 35 своих граждан, включая осужденных в РФ режиссера Олега Сенцова и в Украине журналиста РИА-Новости Кирилла Вышинского.
И вот 1 августа в теплом и ветреном аэропорту Анкары вечером сошлись семь самолетов — два из США и по одному из Германии, Польши, Словении, Норвегии и России — и начался один из самых крупных и сложных обменов заключенными со времен холодной войны.
Освобождение осужденных из обменного списка стало результатом многомесячных секретных переговоров на высоком уровне между главами государств, дипломатами и сотрудниками служб безопасности.
История вопроса
Сама сделка была инициирована телефонным разговором между президентом США Джо Байденом и канцлером Германии Олафом Шольцем еще в январе текущего года.
Германия долгое время уклонялась от идеи включить Красикова в любую сделку с заключенными из-за тяжести его преступления, но Байден затронул этот вопрос в разговоре с Шольцем, и во время визита в Вашингтон 9 февраля канцлер согласился включить в список осужденного убийцу.
«Ради вас я сделаю это», — передает FT слова немецкого премьера Байдену со ссылкой на высокопоставленного представителя администрации США.
«После этого президент обратился к советнику по национальной безопасности Джейку Салливану и поручил ему «сделать это»», - сказал высокопоставленный чиновник.
Издание отмечает, что первоначальный план, разработанный Вашингтоном и Берлином, предусматривал включение в обмен российского оппозиционера Алексея Навального. У активиста, содержащегося в колонии в жестоких условиях, была особая связь с Германией, которая в 2020 году помогла ему восстановиться после отравления нервнопаралитическим веществом. Но всего через несколько дней после того, как Шольц согласился обменять Красикова, было неожиданно объявлено о смерти Навального.
Новость облетела тогда богато украшенный отель Bayerischer Hof, где канцлер и многие другие высокопоставленные международные чиновники собрались на ежегодную Мюнхенскую конференцию по безопасности.
В то время как препятствия нарастали, вице-президент Камала Харрис, самый высокопоставленный представитель США на конференции, встретилась с премьер-министром Словении Робертом Голобом. Харрис стало известно, что в Любляне находятся под стражей двое россиян, которые могут представлять интерес для Москвы. Она настаивала на включении их в сделку незадолго до своего выступления на форуме, где осудила Россию за смерть Навального и назвала ее «еще одним свидетельством жестокости Путина».
В тот день родители Гершковича находились в Белом доме на встрече с Салливаном. После известия о смерти Навального «команда почувствовала, что ветер покинул наши паруса», сказал высокопоставленный сотрудник администрации. «Джейк, однако, считал иначе и сказал родителям Эвана — Элле (Мильман) и Михаилу (Гершковичу) — что он все еще видит путь вперед», — добавил чиновник (The Financial Times – ред.).
На следующий день в Мюнхене Харрис встретилась с Шольцем, чтобы убедить его сохранить кандидатуру Красикова в рамках любой сделки, зная, что он будет играть ключевую роль в любом соглашении с Москвой. В апреле Салливан составил письмо, которое Байден отправил Шольцу. В нем было изложено официальное американское предложение о знаковом обмене пленными.
В свою очередь, российские официальные лица ясно дали понять, что не будут осуществлять обмен, если заключенные не будут официально осуждены в их правовой системе. Поэтому приговоры, вынесенные Гершковичу и Курмашевой на поспешных судебных процессах 19 июля, рассматривались дипломатами как знак того, что обмен может состояться.
Затем были согласованы последние детали сделки. 21 июля, всего за час до того, как Байден заявил о выходе из президентской гонки, он позвонил премьер-министру Голобу, чтобы окончательно договориться о помиловании двух россиян, находящихся под стражей в Словении, в рамках обмена.
Дальше разведывательная служба Турции организовала встречи между сторонами, обменивающимися пленными, что проложило путь к проведению крайне деликатного обмена пленными на ее территории.
Победа или провал для мировой демократии?
Как расценивать данный обмен – не совсем понятно. Естественно, что первая эмоция – это радость и, прежде всего за тех «узников совести», которым удалось выйти из застенка Кремля живыми. Да, неизвестно, когда они смогут вернуться на Родину, где остались их друзья, близкие, московские улочки и домашние библиотеки. В конце концов, там осталось 700 политзаключенных, для которых каждый день, час и даже минута могут оказаться последними. И цена данной свободы далеко не грошовая…
Многие аналитики утверждают, что обмен будет продолжен. Однако, за счет кого? То есть, карцеры РФ будут пополняться «свежей кровью» «неугодных», чтобы было кого на кого обменивать.
Также предполагается, что нынешний обмен может стать преамбулой к переговорам о перемирии с Украиной. Радоваться этому? Здесь тоже особо нечему. Кремль не пойдет на заморозку войны при условии возвращения земель Украине, никакого Гаагского суда не будет априори и весь демократический мир просто опустит стыдливо глазки, отмазывая свой проигрыш красивыми фразами о гуманизме, ненужности человеческих жертв и фатальности ядерной войны для всей планеты в случае упорства Украины.
Опять же не совсем понятно, что станет с теми «узниками совести», сидящими в застенках и на тюремных высылках РФ? Какова дальнейшая судьба покинувших Россию после начала СВО «несогласных» и просто убежавших от мобилизации? И еще множество других вопросов, получить ответы на которые сегодня просто нереально…
И невольно вспоминаются строки диссидента 60-х Александра Галича:
Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо,
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит меня и заплещется в сердце моем…
Когда я вернусь… А когда я вернусь?
Алена Мясникова
Запад не исключает отправку войск ЧВК в Украину
Израиль и «Хезболла» подписали соглашение о прекращении огня-ОБНОВЛЕНО
В результате крушения самолета в Вильнюсе есть погибший и тяжело раненый-ОБНОВЛЕНО-ВИДЕО
Посол РФ: торговля с Турцией проседает из-за санкционного давления
В Грузии объявлены досрочные президентские выборы
Независимый кандидат обходит премьера Румынии на выборах