Ирано-израильский конфликт меняет шансы Трампа и Харрис и преподносит сюрпризы - АНАЛИТИКА
Украина и ее конфликт с Россией, ставшие главной темой международной политики в президентской кампании в США, резко отходят на второй план на фоне событий на Ближнем Востоке. Стремительное обострение ирано-израильского конфликта менее чем за месяц до президентских выборов в США может резко изменить шансы кандидатов и преподнести неожиданные сюрпризы.
Вторая за полгода массированная атака Ирана на еврейское государство грозит перерасти в региональную войну, которую США пытались предотвратить последние шесть месяцев. Но теперь, оказав поддержку Израилю во время очередного ракетного обстрела, Вашингтон рискует быть втянутым в конфликт, если война на Ближнем Востоке разгорится в полную силу. О серьезных последствиях для Ирана и консультациях с Израилем по дальнейшим действиям уже заявил Джейк Салливан, советник по национальной безопасности США. Это же подтвердил и президент Джо Байден.
Кандидат в президенты США Камала Харрис в интервью телеканалу CBS признала Иран главным противником США и подчеркнула, что ее приоритетом будет не допустить получения Исламской Республикой ядерного оружия в случае победы на выборах. Однако она категорически заявила, что американские войска «ни в коем случае» не будут участвовать в возможной войне между Израилем и Ираном.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху понимает, что именно сейчас, когда основная часть иранских прокси-сил — ХАМАС и «Хезболла» — обезглавлены, а их лидеры и многие командиры ликвидированы, Израиль имеет все шансы нанести долгосрочный ущерб Исламской Республике и, возможно, даже ее ядерной программе. Удары по командованию Корпуса стражей исламской революции (КСИР), уничтожение части военного арсенала иранской «оси сопротивления» дают уникальное окно возможностей для Израиля.
«Ракетный удар Ирана дает зеленый свет на контрудар со стороны Израиля, который, возможно, станет решающим и позволит Нетаньяху добиться того, о чем он мечтал много лет», — заявила Лора Блуменфельд, аналитик по Ближнему Востоку из Школы перспективных международных исследований Джонса Хопкинса в Вашингтоне в интервью «Голосу Америки». Она отметила, что потенциальными целями для израильских атак могут стать ядерные объекты Ирана и жизненно важная нефтяная инфраструктура.
Ожидалось, что именно в годовщину террористической атаки ХАМАС на Израиль 7 октября, которая стала началом войны против иранских прокси-сил, израильская армия нанесет решающий контрудар по Ирану в ответ на иранскую «Операцию "Истинное обещание 2"», во время которой около 200 баллистических ракет обрушились на израильские города.
Однако ночь и день 7 октября прошли относительно спокойно, ограничившись лишь ракетными ударами между Израилем и «Хезболлой», что уже стало «новой нормальностью». Но это вовсе не значит, что Израиль не готовит очередные «сюрпризы». Больше всего их боятся в США, особенно в преддверии выборов, ведь в американской политике давно прижилось понятие «октябрьский сюрприз» — неожиданные события в октябре, которые могут кардинально изменить расклад предвыборной гонки.
История термина начинается с 1840 года, когда федеральные прокуроры обвинили руководство партии вигов в масштабных махинациях, но отложили огласку до середины октября, чтобы дискредитировать соперников перед выборами. Это не помогло, и тогдашний президент Мартин Ван Бюрен проиграл.
Следующий громкий «сюрприз» произошел после исламской революции в Иране в 1979 году, когда в заложниках оказались 53 сотрудника американского посольства. Президент Джимми Картер пытался разрешить кризис, но за месяц до выборов появились слухи о якобы успешных переговорах, которые активно использовал его оппонент Рональд Рейган. Под давлением журналистов Картер признал, что освобождение заложников возможно только после выборов — и проиграл. Политконсультант Рейгана назвал этот эпизод «октябрьским сюрпризом».
Среди ярких примеров — выборы 2016 года, когда два «сюрприза» ударили по Трампу: сначала скандальная запись его высказываний о женщинах, затем заявление директора ФБР о пересмотре дела Хиллари Клинтон. Но самым неожиданным стал 2020 год, когда скандал с ноутбуком Хантера Байдена не оказал должного влияния на результаты из-за его замалчивания в СМИ.
На нынешних выборах к «октябрьским сюрпризам», которые могут перевернуть ход гонки, потенциально относят:
- скандал мужа Камалы Харрис с обвинениями в насилии относительно бывшей девушки;
- крупнейшую за 50 лет забастовку, парализовавшую 36 портов и половину морских перевозок;
- ураган «Хелен», пронесшийся на прошлой неделе по двум ключевым районам предвыборной борьбы — Джорджии и Северной Каролине, число жертв которого уже превысило 130 человек;
- потенциал глобальной войны из-за конфликта на Ближнем Востоке.
Наиболее вероятным из них является «сюрприз» от Израиля и Ирана, который может оказать значительное влияние на предвыборную гонку. Бенефициаром ситуации, вероятно, станет кандидат от республиканцев Дональд Трамп, утверждающий, что во время его президентства в мире царил мир, а слабость администрации Байдена привела к войнам в Европе и на Ближнем Востоке.
В условиях, когда американская политика на Ближнем Востоке трещит по швам, Дональд Трамп может стать главным бенефициаром эскалации в регионе, пишет обозреватель Гидеон Рахман для The Financial Times. Но не исключено, что, наоборот, сторонники жесткой линии в отношении Ирана и его проксисил поддержат Харрис, что может укрепить ее позиции.
В актив демократов можно записать:
- экономические успехи — последние данные по занятости показали уверенный рост числа рабочих мест за последние несколько месяцев, а уровень безработицы снизился до 4,1%;
- бунт в Капитолии 6 января вновь оказался в центре внимания в среду, когда федеральный судья обнародовал документ специального адвоката Джека Смита с изложением его версии и доказательств против Дональда Трампа за попытку отменить результаты выборов 2020 года. В документе утверждается, что бывшему президенту не следует предоставлять президентский иммунитет от судебного преследования, и содержатся новые подробности о словах и действиях Трампа, предшествовавших беспорядкам в Капитолии;
- и, конечно, выход Джо Байдена из гонки в пользу своего гораздо более молодого вице-президента.
На стороне Трампа два покушения, которые добавляют ему очков симпатии среди его сторонников.
Но немаловажным остается фактор «неизвестных переменных»: когда электорат разделен пополам, разница в один-два процентных пункта может стать решающей. Каждый неопределившийся избиратель, изменивший свое решение, может сыграть ключевую роль и нанести сокрушительный удар по оппоненту.
До 5 ноября могут произойти еще «сюрпризы», от которых кандидатам за считанные дни будет трудно оправиться.
Но пока на 3 октября, согласно опросам The Times и The Sunday Times, и последним прогнозам, которые приводит The Times, Камала Харрис незначительно опережает Дональда Трампа. Харрис, пишет издание, не получила ожидаемого «скачка» от дебатов, как многие предсказывали после их столкновения 10 сентября. Точно так же ни одна из двух попыток покушения на Трампа не изменила расклад в опросах.
Если взять среднее значение всех опросов, проведенных в «колеблющихся» штатах за последние три недели, то Харрис опережает в четырех из этих семи. В их число входит Пенсильвания, крупнейший приз с 19 голосами. С 1948 года ни один демократ не выигрывал выборы без победы в Пенсильвании.
Тем не менее, Трамп, похоже, впереди в Джорджии и Северной Каролине, где у него по 16 голосов.
Если бы выборы состоялись сегодня и эти штаты проголосовали так, как предполагают средние данные опросов, то при условии, что все остальные более пристрастные штаты проголосовали бы так, как ожидалось, Харрис выиграла бы выборы с 276 голосами коллегии выборщиков.
Однако если бы Трамп показал в Пенсильвании результат на долю процентного пункта лучше, чем ожидалось, он бы победил.
Таким образом, согласимся с The Times и The Sunday Times — президентство находится на острие ножа.
Мира Гасанова
Орешник» достигнет Лондона за 16-17 минут
Трамп рассматривает Ричарда Гренелла в качестве спецпосланника по Украине
De Telegraaf: Генсек НАТО Марк Рютте негласно посетил резиденцию Дональда Трампа
ISW: Россия в ближайшее время может снова применить "Орешник"
Польские фермеры до конца года заблокировали движение украинских грузовиков
Число погибших в результате атаки на Бейрут достигло одиннадцати