В мире
- Главная
- В мире
Алексей Тулбуре: «Пророссийские лозунги больше не привлекательны для молдаван» -ИНТЕРВЬЮ

Недавние выборы в Молдове стали важным этапом в определении ее будущего. О том, что они означают для курса страны на вступление в Европейский Союз, почему в обществе все еще сохраняются пророссийские настроения и насколько реальна угроза новой войны в Европе, рассказывает политолог из Молдовы Алексей Тулбуре.
В интервью Vesti.az он также объясняет, как Москва пыталась повлиять на молдавскую политику и почему эти усилия оказались безуспешными.
- Как вы оцениваете итоги выборов в Молдове?
- Итоги выборов я оцениваю как положительные. Самое главное — Молдова продолжит европейский курс, курс на вступление в Европейский Союз. Партия ПАС получила около 50% голосов и мандатов, и теперь сможет самостоятельно формировать правительство. Таким образом, главная угроза остановки или блокировки европейской интеграции была преодолена.
Это первый важный аспект. Второй заключается в том, что мы смогли выстоять перед беспрецедентными атаками и вмешательством извне, которые исходили со стороны Российской Федерации. Эти попытки повлиять на молдавскую политику были очень масштабными и проявлялись в разных формах. Но мы выдержали, и это повод для особой гордости.
Кроме того, это еще раз доказало: то, что предлагает Москва через пророссийские силы и их лозунги, сегодня не привлекательно для большинства молдаван. Мы изменились, стали другими людьми. Сегодня Молдова уверенно идет к вступлению в Европейский Союз. Все эти риторические клише про «традиционные ценности», «загнивающий Запад», «дешевый газ» или «православную церковь» уже мало кого вдохновляют. Да, есть те, кто на это реагирует, но это меньшинство. В Москве до конца не поняли, что Молдова больше не та страна, какой была 10–20 лет назад. Наши люди теперь мыслят по-другому.
Поэтому я считаю итоги выборов очень хорошими. Мы идем вперед и продолжаем ту работу, которую начали несколько лет назад.
- Но была такая история: говорили, что на фоне выборов позиции России усиливались, и даже звучало, что в итоге победить может пророссийский кандидат, и по этой причине выборы могут быть аннулированы.
- Не было такого. Вы сейчас воспроизводите придуманные и фальшивые нарративы, которые кто-то запустил как вброс. Во-первых, Майя Санду никогда не говорила, что отменит выборы. Если у вас есть прямая цитата, пожалуйста, приводите, но я такого не помню. Она никогда не заявляла, что выборы будут отменены, если победят пророссийские силы. Это во-первых.
- Можно я вам сейчас приведу цитату?
- Да, пожалуйста. Майя Санду действительно не исключила, что результаты выборов, проходящих в стране, могут быть аннулированы из-за предполагаемого вмешательства в избирательный процесс.
- То есть это совсем другое?
- Да, это другое. Речь шла именно о вмешательстве. Если бы выборы перестали быть демократическими и свободными, то, может быть, их и отменили бы как недействительные. Но не потому, что победили бы пророссийские силы. Это во-первых.
- А во-вторых?
- Во-вторых, все так называемое «усиление» пророссийских сил существовало только в их головах. Они опубликовали два фальшивых соцопроса, из которых якобы следовало, что пророссийские силы догоняют патриотический блок во главе с Додоном, что они якобы по популярности обогнали партию власти и выходят на первое место. Но это абсолютно не соответствовало действительности. Все остальные опросы показывали, что пророссийский блок шел лишь на втором месте и с большим отрывом. Итог голосования это подтвердил: они взяли в два раза меньше голосов, чем партия власти.
Поэтому никакого усиления не было. Все это было придумано — Москвой и пророссийскими силами. Это нужно было им для того, чтобы потом протестовать результаты выборов, заявлять: «Мы шли первыми, а результаты другие, значит были фальсификации, давайте бороться за победу». Но это к реальности не имело никакого отношения.
- Алексей, у меня такой вопрос. Мы знаем, что сейчас в Европе бюрократическая ситуация достаточно напряженная. В Молдове тоже немало пророссийских сил, сочувствующих России. Я сам был в Киеве, общался с политологами, экспертами, активистами и немного понимаю ситуацию изнутри. На фоне российско-украинской войны и тех угроз, которые исходили от России в адрес Молдовы, откуда у России такая популярность? В чем ее причины в первую очередь?
- Причин несколько. Первая и самая очевидная — это пропаганда. Молдова до последнего времени была абсолютно открытым информационным пространством, где свободно вещали российские телеканалы, без всяких ограничений. У нас почти все говорят по-русски, понимают русский язык, и это формировало соответствующее общественное мнение.
Вторая причина — разочарование части людей в действиях правительства и отсутствие доверия к партии власти. Естественно, они начинают искать другие ориентиры, и находят их в России.
Третья причина — мы очень расколотое общество. В Молдове есть группы населения, которые не участвуют в процессе, который ведет страну — в европейской интеграции, в реформах, в общей работе. Эти группы оказываются на обочине и становятся легкой добычей для разного рода пропагандистов и манипуляторов.
Поэтому главная задача сегодня — консолидировать общество, подключить к общему делу как можно больше людей. Тогда число тех, кто поддерживает Путина и пророссийские идеи, будет постепенно уменьшаться. Но факт остается фактом: сегодня таких людей в Молдове все еще довольно много.
- Алексей, в случае если начнется большой конфликт в Европе, и учитывая, что Россия, как говорят, готовится к более глобальной войне, какая подготовка у Молдовы? Есть ли у страны своя армия, или она будет рассчитывать на румынские войска? И насколько вообще Румыния и Польша готовы противостоять российской армии?
- Армия Молдовы очень слабая, к решению серьезных боевых задач мы не готовы. Поэтому я пока просто не вижу, как может произойти такой сценарий, о котором вы говорите, — большой конфликт именно у нас. Пока сопротивляется Украина, мы находимся в относительной безопасности.
Но если, предположим, ad absurdum, что-то подобное все же произойдет, то наш военный потенциал крайне ограничен. Можем ли мы рассчитывать на помощь других стран? Да, конечно. В первую очередь на Румынию, возможно, на Францию и других партнеров. Но никто здесь не строит иллюзий, что французские солдаты приедут и будут терять жизни, защищая Молдову от внешней угрозы.
Поэтому наша позиция ясна: мы поддерживаем Украину, поддерживаем ее способность сопротивляться агрессии — так же, как это делает вся Европа. Мы считаем, что Украину надо всячески укреплять и помогать ей, чтобы не допустить расползания конфликта дальше. Хотя да, много разговоров о том, что Россия «прощупывает» разные направления, но ключ к нашей безопасности сегодня — это именно способность Украины сопротивляться.
- А если представить НАТО без США?
- НАТО без поддержки США — это, конечно, большая проблема. Мы понимаем, что если США «уйдут домой», то альянс в нынешнем виде, скорее всего, развалится или исчезнет. Но я уверен, что в таком случае будет создан какой-то новый европейский союз в сфере обороны. Европа не может позволить себе остаться без защиты, потому что не в состоянии обеспечить собственную безопасность в одиночку.
Да, после Второй мировой войны европейцы привыкли к тому, что США гарантируют им безопасность. Сейчас этого уже нет. И Европа вынуждена думать, как самостоятельно выстроить систему обороны. Я не думаю, что они просто откажутся от идеи солидарной защиты и совместного сопротивления возможной агрессии со стороны России.
- А ожидаете ли вы, что в Европе может начаться большая война с Россией?
- Я, в сущности, уже частично ответил на этот вопрос. Считаю, что вероятность большой войны низка. И вот почему: для войны такого масштаба нужны огромные ресурсы. Россия уже четвертый год ведет войну против Украины и за это время смогла захватить лишь около 1% украинской территории.
Да, Россия — ядерная держава. Но я не думаю, что она готова на самоуничтожение, потому что применение ядерного оружия означало бы катастрофу для всей планеты. Поэтому, несмотря на амбиции Кремля, у России просто нет возможностей вести полномасштабную войну против всего континента.
Тем не менее Европа воспринимает эту угрозу всерьез. Вы видите: сейчас проходит саммит политического сообщества в Дании, в других форматах тоже постоянно обсуждается вопрос, как укрепить военную мощь континента, как лучше всего обезопасить себя. В эти планы входит и сотрудничество с Украиной. Сейчас обсуждают, например, создание системы противодроновой обороны, так называемой «антидроновой стены». Европа активно работает над этим и готовится к любым сценариям.
Я не считаю, что может что-то произойти сегодня или завтра, но готовиться все равно необходимо. Поскольку мы уже довольно долго живем на этой земле, то на вопросы подобного рода всегда отвечаем: «все возможно». Как серьезный и реальный сценарий я, конечно, это не рассматриваю. Но полностью исключать нельзя: при определенных обстоятельствах что-то подобное все-таки может произойти.

Песков пригрозил ответом на возможную передачу Киеву ракет Tomahawk

От приюта до Дубая: неожиданное возвращение Джамшута из «Нашей Раши»

НАТО нарастит военное присутствие в Румынии и Болгарии

Мужчина из Ульяновска зарезал семью из-за долга в онлайн-казино

Тверской суд Москвы отказался рассматривать иск против Пугачевой

Что означают подсолнухи на саммите «ЕПС» в Копенгагене?