Был ли «российский след» в событиях в Киргизии? - ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Был ли «российский след» в событиях в Киргизии?  - <font color=red>ТОЧКА ЗРЕНИЯ</font>
12 апреля 2010
# 17:52
Я, в отличие от нашего известного политолога Вафы Гулузаде, не верю словам премьер-министра России Владимира Путина о том, что « российские официальные лица не имеют к этому (к событиям в Киргизии) никакого отношения». Имею право не верить. Тем более, что поводов для сомнений – предостаточно. Для начала напомню, что еще в 2005 году, будучи президентом РФ, Владимир Путин, выступая перед членами Федерального Собрания, заявил: «Крушение Советского Союза - крупнейшая геополитическая катастрофа века».

Данное заявление демонстрирует всю степень ностальгии одного из нынешних руководителей РФ по восстановлению влияния России на все страны бывшего советского Союза. А теперь вспомним данные отчета под названием «Расширяющееся влияние России» от "Stratfor Global Intelligence". В нем черным по белому указано, что занятость США на Ближнем Востоке в войнах в Ираке и Афганистане и противостояние США и Ирана по поводу его ядерной программы дали России возможность расширить свое влияние на территории бывшего Советского Союза. В нем также говорится: «Запад использовал свое влияние и деньги сразу после падения Советского Союза для создания связей с каждым прежним советским государством по отдельности. Запад также разжёг ряд цветных революций в Грузии, Украине, Киргизии, которые укрепили западное влияние в этих странах. Вашингтон и НАТО даже открыли военные базы в Кыргызстане и Узбекистане для выполнения поставок в Афганистан. Москва считала все эти действия прямым и преднамеренным вызовом российской национальной безопасности».

Что из вытекает из данного отчета? То, что руководство России, ностальгирующее по временам своего влияния на всем пространстве СССР, восприняло потерю данного влияния, как вызов и угрозу собственной национальной безопасности и планировало в 2010 году расширить свое влияние на территории бывшего Советского Союза. Это уже имело место в Украине, где президентом стал Виктор Янукович, сменивший на данном посту Виктора Ющенко, с которым у Кремля были откровенно холодные отношения, что порой выливалось в угрожающему напряжению в российско-украинских взаимоотношениях. Как минимум, можно утверждать, что с нынешним президентом Украины у Кремля тесные и даже дружественные отношения и то, что смену имени президента Украины можно трактовать как доказательство реализации отчета "Stratfor Global Intelligence" о том, что у России есть возможность расширить свое влияние на территории бывшего Советского Союза. Стало быть, и события в Киргизии также можно рассматривать сквозь данную призму.

Идем далее. Нынешнее руководство Киргизии могло вызвать недовольство Кремля своей позицией по вопросу «транзитного центра Манас». Напомним, что это - единственная перевалочная база в Центральной Азии, к которой имеет доступ Вашингтон, и которая имеет важное стратегическое значение для осуществляемой США и НАТО миссии в Афганистане». Противостояние США и России за влияние в мире и уж тем более на пространстве бывшего СССР, продолжается. Иными словами, то, что хорошо для Кремля – плохо для Белого Дома и наоборот. И тут уместно будет напомнить, что в Киргизии расположена также и российская военная база. И вполне может быть, что в кремле придерживаются твердой убежденности в том, что Киргизии должна быть только одна база – российская. По крайней мере, и это вполне вписывается в желание России установить свой контроль над этой страной и поставить еще одну «галочку» в графе процедуры восстановления собственного влияния на всем пространстве бывшего СССР. И последнее. Нужно учитывать и личностный фактор, крайне важный в вопросе построения взаимоотношений между государствами.


Мы уже вскользь задели эту тему выше. Но имеет смысл констатировать еще раз: очень многое ныне зависит от личных взаимоотношений между премьер-министром РФ Владимиром Путиным и президентами той или иной страны. Напомним, что именно этот фактор играл очень важное значение в деле российско-украинских взаимоотношений периода президентства Виктора Ющенко. Плюс, в охлаждении российско-грузинских взаимоотношений, по мнению целого ряда политологов, в том числе и российских, важное место занимает личностный конфликт между Владимиром Путиным и Михаилом Саакашвили. Свергнутый президент Киргизии Курманбек Бакиев попытался «сосать двух маток». В прошлом году он начал вести разговоры о возможности прекращения американского присутствия на базе Манас. Более того, за это проголосовал и парламент Киргизии. Что происходит плотом? Потом, Киргизия получает от России кредит в 300 миллионов долларов, что доказывало заинтересованность Кремля в прекращении американского присутствия на базе Манас. Но его-то и не произошло: после того, как США согласились повысить арендную плату с 17 до 63 миллионов долларов в год, арендный договор был продлён. Подобные действия К.Бакиева, безусловно, не могли устроить Кремль и уж точно не привели к улучшению личностных отношений между свергнутым ныне президентом Киргизии и руководством России. Как видим, есть немало поводов снова взглянуть на события в Киргизии сквозь призму попыток России восстановить свое влияние на всем пространстве бывшего СССР.

Акпер Гасанов
# 415
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#