Дочь известного тренера по боксу Рауфа Джабарова: Неадекватность человека, убившего ребенка во время тренировки, налицо - ИНТЕРВЬЮ

Дочь известного тренера по боксу Рауфа Джабарова:  Неадекватность человека, убившего ребенка во время тренировки, налицо - ИНТЕРВЬЮ
14 июля 2023
# 21:00

Бокс считают одним из самых красивейших видов спорта, даже несмотря на его жестокость. Ведь это не просто схватка двух спортсменов, а продуманная до мелочей целая система боя. И, конечно, зрелищность. Но чего это стоит для самого боксера: сломанные носы, рассеченные брови, поврежденные внутренние органы, травмированные руки и ноги. Однако фанатично преданных боксу спортсменов такие «мелочи» на пути к своей мечте не останавливают. Наоборот, делают сильнее, и духом, и телом.  

Сегодняшняя гостья Vesti.az  - Эльмира Джабарова, дочь советского и азербайджанского тренера по боксу, заслуженного тренера Азербайджана Рауфа Джабарова.

На протяжении многих лет Рауф Джабаров тренировал будущих боксеров в бакинском СО «Динамо», а в период 1966—2001 годов занимал должность главного тренера Азербайджана. Он являлся личным тренером таких известных азербайджанских боксеров, как Рашад Исмайлов, Ровшан Гусейнов, Али Исмаилов, Вугар Алекперов и многие другие. В своем рассказе Эльмира ханым поведала об интересных фактах и случаях из профессиональной жизни своего отца, особенно в период его работы на должности главного тренера сборной Азербайджана по боксу.

- Ваш отец сыграл значительную роль в развитии азербайджанского бокса. Расскажите о его профессиональном пути.

-  Мой папа, Рауф Джабаров, с 1966 по 2001 годы возглавлял сборную Азербайджана по боксу. В советское время он преподавал в спортивной секции СО «Динамо». После распада Союза начался период активных международных соревнований, чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр, тогда-то он и возглавил Олимпийскую сборную Азербайджана по боксу.

Хочу рассказать об одном моменте из нашей жизни, вспоминая который я испытываю гордость. Когда я родилась, папа был еще действующим спортсменом. Одержав победу на соревнованиях общества «Динамо», вернувшись домой, он сообщил маме: «Я посвятил эту победу моей дочке Эльмире». Знаете, я всегда этим гордилась и горжусь до сих пор.

После, уже в 1966 году, он стал старшим тренером сборной Азербайджана по боксу, но до этого времени ему приходилось подрабатывать на ламповом заводе в ночную смену. На протяжении всей жизни папа был очень гордым человеком, он никогда ни от кого не ждал поощрения за свои труды. Я была очень маленькой, помню, когда папа приходил домой после ночной смены, несмотря на усталость, обязательно отвозил меня на пляж.

Затем папе стали поступать приглашения работать на Филиппинах, в Израиле, США, Турции. Но папа как-то в одном из интервью сказал: «Да, у меня были приглашения, но я патриот своей родины – Азербайджана. Я буду делать все для своей страны».

К несчастью, в 2001 году он «заработал» инфаркт. На протяжении девяти лет мы его тянули, но в 2010 году случилась тромбоэмболия, и нам не удалось его спасти. Ему не хватило одного месяца до 75 лет.

К слову, пользуясь случаем, я бы хотела выразить от своего имени и от имени моих близких отдельную благодарность министру по чрезвычайным ситуациям Кямаледдину Гейдарову, занимавшему на тот момент пост президента Федерации бокса. Когда умер отец, он оказал очень большую помощь в организации похорон, поминок. Все было организовано на высочайшем уровне.

Он также поставил на могиле папы красивый памятник из черного мрамора. Не бывает такого случая, чтобы, посещая могилу папы, мы не вспоминали Кямаледдина Гейдарова и не желали здоровья ему и его семье. Я очень хотела бы попасть к нему на прием, пожать руку и лично выразить свою благодарность.

- Чем занимаются ученики вашего отца? Есть ли среди них продолжатели его дела?

- Боксеры являются моей второй семьей, а папины ученики - моя опора, поддержка в трудную минуту. Двери нашего дома никогда не закрывались, особенно, для папиных спортсменов. Продолжатели, конечно же, есть. К примеру, папин ученик Али Исмайлов, который выступал за сборную Азербайджана по боксу во второй половине 1990-х и первой половине 2000-х годов. Он является бронзовым призёром чемпионатов мира и Европы.  

Также, стоит упомянуть чемпиона Европы и мира, члена правления Федерации бокса Азербайджана Ровшана Гусейнова. Всех перечислить не получится… Есть среди папиных учеников те, кто перешли на кикбоксинг, но есть и такие, кто выбрал для себя тренерскую деятельность, воспитание будущих чемпионов.

Знаете, мне очень приятно, что даже после папиной смерти его ученики продолжают его помнить, общение с ними не прерывается на протяжении более 10 лет. Его воспитанники часто говорят мне «спасибо» за то, что папа привил им любовь к боксу, дал профессию, вырастил из них профессиональных спортсменов.  

- Были ли вы посвящены в этот процесс воспитания и тренировок будущих чемпионов?  

Есть такое выражение - «сын полка». Так вот я  -  «дочь бокса». С шести лет папа брал меня с собой на сборы, которые проходили в доме отдыха КГБ в Бильгя, Шихове, были поездки и на спортивную базу в Химках. Вообще большая часть моего детства прошла с командой спортсменов, которые со мной нянчились. С течением времени менялись команды, и я росла вместе с ними. Поэтому я знаю всех спортсменов поименно. Многие, кто младше меня по возрасту, росли на моих глазах.

Хорошо помню, что у папы никогда не было нормального отпуска, он всю жизнь усердно работал. Когда мы поехали отдыхать в Кисловодск, мне было лет 10, папа взял с собой на отдых ученика - Вагифа Рафиева, который готовился тогда к каким-то большим соревнованиям. Мы с мамой гуляли, отдыхали, а папа тренировал его в саду дома, который мы снимали. У меня было замечательное детство, которое прошло среди чемпионов!

- Однако вы выбрали профессию врача! Не было мысли продолжить дело отца, заняться профессиональным боксом? Женщины тоже довольно успешно им занимаются…

- Я мечтала начать заниматься профессионально женским боксом, папа часто держал меня «на лапах» (боксерский снаряд – ред.), учил меня прямым, боковым ударам. Но в то время женского бокса у нас как такового не было, да и не только у нас, а во всем мире. Бокс среди мужчин-спортсменов пользовался несравнимой

Если я не ошибаюсь, первой женщиной-боксером была дочь Мухаммеда Али, Лейла, у нее был поединок с дочерью Джозефа Фрейзера. Лейла тогда выиграла этот бой. Я с завистью за ними наблюдала. Но у меня была мечта - работать врачом в команде отца. Для этого было необходимо поехать в эстонский город Тарту с его единственным в Союзе институтом спортивной медицины. Произошел развал страны, и поэтому меня никто в Эстонию не пустил. А после я уже создала семью. Да, мне хотелось быть спортивным врачом, потому что после каждых соревнований, которые проходили в Баку, я видела и понимала, что папиным боксерам необходим врач-профессионал.

- Какой вред наносят организму серьёзные занятия боксом?

- Папины ученики-спортсмены бывает обижаются, когда я говорю о боксе с медицинской точки зрения. Не хочу никого обидеть, но это правда: вред, конечно же, есть. Приведу в пример легенду, моего кумира Мухаммеда Али, ведь он ушел в мир иной из-за болезни Паркинсона. Я понимаю, что от Паркинсона умирают представители и других профессий, не имеющие отношения к спорту. Знаете, почему люди теряют сознание, когда получают удар в челюсть? Потому что происходит сотрясение мозга, потеря памяти, сознания, секунд на десять полная «отключка». Если спортсмен не пришел в себя - нокаут, но бывает, боксеры встают и, шатаясь, продолжают бой. Часто у боксеров ломаются носы, которые являются частью нашего черепа.

Бокс  -  травмоопасный вид спорта. В бою наносятся очень серьезные увечья, особенно в область лица, часто рассекаются брови, повреждаются уши, челюсть, глаза. Во время соревнований я всегда ждала, что папа кого-то приведет, то с рассечением, а то и кровоточащей раной.

Кстати, у папы был свой метод: он не разрешал накладывать швы, а склеивал раны клеем.

- А для чего нужно было склеивать, и почему не разрешалось наносить швы?

— Это делалось для того, чтобы на следующий день спортсмен мог выйти на ринг. Боксеры с наложенными швами к бою не допускались. Дело в том, что в советское время физкультурный институт был не таким, как сейчас. Тогда очень углубленно преподавали медицину, анатомию. Папа был сведущим в медицине человеком, знал латынь. И благодаря своим знаниям он спокойно и хладнокровно относился ко многим травмам.

- Получается, сегодня в Спортивной академии студентов не обучают основам медицинских знаний?

- Думаю, поверхностно медицину преподают, но не так углубленно, как в советское время, и как необходимо на самом деле. В то время изучались анатомия, физиология, гигиена, спортивная медицина, биомеханика, биохимия преподавались на высшем уровне. Иногда интересуюсь, «прощупываю» студентов, которые учатся в спортивном вузе, и прихожу к выводу, что они толком и с анатомией не знакомы.

- Спутник вашей жизни тоже спортсмен?

- Мы с моим будущим мужем познакомились в бассейне - я интенсивно занималась плаванием, а будущий супруг был тренером по плаванию. Впоследствии он ушел из спорта.

Папа мне как-то сказал, мол, не дай Бог, если ты захочешь выйти замуж за спортсмена. Он хотел, чтобы мой будущий муж был специалистом в другой сфере. Когда он узнал, что мой будущий муж закончил физкультурный институт, и что он спортсмен, папа был разочарован. Но со временем они стали друзьями.

- Не так давно в спортивном зале города Сумгайыт произошел вопиющий случай: тренер лишил жизни своего 8-летнего ученика. Какое на вас впечатление произвела эта трагедия? Что вы вообще думаете о тренировочной этике?

- То, что произошло с этим ребенком в спортивном зале - это умышленное убийство, бессмысленная жестокость. У моего папы была методика «кнута и пряника», об этом знают все его спортсмены. Он мог дать подзатыльник своим ученикам, шлепнуть по спине. Но чтобы избивать до потери сознания - это абсурд, такого, конечно же, не было никогда. В конце тренировки он подходил к каждому ученику и целовал в макушку. Это его коронная привычка, и все ребята знают об этом. Что касается вашего вопроса, то неадекватность тренера, который убил ребенка во время тренировки, налицо. Как он попал в тренерскую профессию, есть ли у него педагогическое образование? Потому что в Спортивной академии преподают и педагогику, и психологию, которые, этот горе-тренер, вероятно, прогуливал.

- Если бы вы были судьей, какой тюремный срок присудили за такое преступление?

- Будь моя воля, тренер-убийца получил бы пожизненный срок! Никакой амнистии, никакого прощения и снисхождения. Не исключено, что он в тот момент был под воздействием запрещенных веществ. Ведь здравомыслящий человек никогда не сотворит такое зло… Когда папа тренировал своих спортсменов, я ни разу не видела жестокости по отношению к детям. И не только с его стороны, но и от других тренеров. Папа мог накричать на своих юных спортсменов, но руку на них никогда не поднимал. Однажды соседка спросила выходящих из нашего дома папиных учеников: «Ну что, достается вам от Рауфа?». На что один из них ответил: «Если бы нам от него не доставалось, если бы он на нас не кричал, не думаем, что из нас бы что-то получилось…».

- Боксеры, в основном, агрессивные личности, или это миф?

- Вообще, боксеры – люди своеобразные, их нужно понять и полюбить. У них свой мир, особый юмор, но они безобидные. К примеру, мой папа был очень сентиментальным человеком, всегда переключал телевизор, если показывали фильмы со сценами убийств или насилия. Не мог на это смотреть.

- Ваш отец с самого начала хотел быть боксером?

- Наша улица, на которой мы жили, была очень спортивной. Все дети занимались каким-то видом спорта. С нами по соседству жил экс-президент Федерации фехтования Азербайджана Яшар Мамедов (ныне его сын, Ильгар Мамедов, является президентом Федерации фехтования России). У Яшара Мамедова с папой разница в возрасте всего 20 дней. Они оба пошли в секцию фехтования, но папа не нашел себя в этом виде спорта.

- Как вы относитесь к натурализованным спортсменам, другими словами, к легионерам?

- Я сама хотела поговорить на эту тему. Кому-то она нравится, а кому-то нет. Папа много полезного сделал для своей страны, он был патриотом, и я очень горжусь им. После его кончины стали нанимать иностранных тренеров, таких, как Звонарев, который был личным тренером Кличко, кубинского тренера. Думаю, если у папы не случился бы инфаркт, он до последнего своего вздоха возглавлял сборную Азербайджана по боксу. Что касается приглашенных спортсменов, считаю, что должна быть своя школа. Почему она была при Союзе? Ведь тогда мы никого не вербовали. Необходимо развивать все виды спорта в Азербайджане, и не только бокс.

 

- Можете вспомнить какие-нибудь забавные или трогательные моменты, связанные с папиной работой?

- Помню, перед тренировкой папа всех своих спортсменов выстраивал в ряд и обнюхивал их пальцы рук. И не дай бог, если от них пахло табачным дымом. Он разворачивал и выгонял из зала, и не важно, чемпион ты или нет. Папины ученики мне рассказали, что, оказывается, когда они ездили на соревнования, он заставлял их брать с собой книги и читать после тренировки, чтобы спортсмены были всесторонне развитыми.

- Ваш сын не пошел по стопам своего деда?

- Мой сын много лет подряд профессионально занимался плаванием, после чего увлекся кикбоксингом и стал тренироваться под руководством папиного ученика. Да, мой папа хотел заниматься с моим сыном, но я отказалась. То же самое и с детьми моей сестры, которые недолго позанимались боксом, но углубляться не стали. А сама бы я не отказалась (смеется). Если серьезно, то мальчикам нужно заниматься боксом, чтобы уметь за себя постоять. Вот планирую внука приобщить к боксу, пусть и на любительском уровне.

- Спасибо за интересную беседу!

# 16830
avatar

Магда Ковалёва

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#