Внучка азербайджанского миллионера: «Я не могу получить миллионы Агамусы Нагиева»

Внучка азербайджанского миллионера: «Я не могу получить миллионы Агамусы Нагиева»
19 июня 2009
# 18:16
В этой рубрике, будут представлены самые интересные моменты из жизни тех людей, которые оставили заметный след в истории, культуре, искусстве и науке Азербайджана. Их жизнь предстанет перед вами рассказами их детей и ближайщих родственников. Первым гостем нашей рубрики стала внучка известного миллионера Агамусы Нагиева – Диляра Нагиева.

- Мы знаем, что вы родились не при жизни вашего дедушки, расскажите, пожалуйста, что вы помните о нем с рассказов родственников?

- Мой дедушка Агамуса Нагиев родился в 1849 году в селе Баладжары в семье торговца сеном, жили они очень бедно. У Агамусы было еще три брата. Когда ему было 11 лет, Агамуса решил помочь семье и устроился в порт. Он босиком каждый день из Баладжар шел в порт, где работал носильщиком. Он решил откладывать заработанные деньги, чтобы купить себе земельный участок и заняться земледелием.

Когда Нагиеву исполнилось 18 лет он купил на собранные деньги маленький клочок земли. Для того, чтобы вырыть на участке колодец он нанял рабочих и сам помогая им его выкапывать. Некоторые издания пишут о том, что мой дед был скупым, но нужно не забывать о том, в каких условиях прошло его детство, когда другие дети росли беззаботно, он работал, не покладая рук. Он не был скупым, просто он зарабатывал все своим трудом и поэтому знал счет деньгам.

- Что изменилось в Нагиеве после того, как он стал миллионером?

- В один прекрасный день из колодца фонтаном брызнула нефть. Сначала он не понял в чем дело, но когда он пришел в себя он понял, что на его участке есть нефть. Сначала он стал продавать ее ведрами в сыром виде. Потом, постепенно он начал заниматься промышленной нефтедобычей. Нагиев был неграмотным и необразованным человеком. Уже потом, будучи миллионером, он поставил перед собой задачу обучиться сам и обучать детей.

Когда он стал богатеть, он начал строить дома и тогда его отец сказал ему, что сколько ты построишь домов, на столько ты продлишь свою жизнь. И тогда он поставил перед собой цель построить 100 зданий и жить 100 лет. Ну, как вы, наверное, знаете из истории, Нагиев являлся самым крупным домовладельцем в Азербайджане, который построил 98 зданий. Из них 4 являются больницами. До него в Азербайджане никто не строил больницы. Что интересно, он всегда любил строить двойные здания. Здания Нагиева по сей день являются шедевром и отличаются своей архитектурой от всех остальных. Он в основном приглашал двух архитекторов - немца Баиева и поляка Плошко.

- А как сложилась его личная жизнь?

- Лет к 30 он женился. Его жена родила ему двоих детей, дочь Бану и сына Исмаила. В 19 лет Бану выдают замуж за сына миллионера Шамси Асадуллаева - Мирзу Асадуллаева. При родах в 1900 году она умирает, и ее дочь называют в честь матери Бану.

- Это не известная писательница Банин?

- Да, это она. Но личная жизнь у нее не сложилась, ее выдали замуж. Так как она не любила своего мужа, она вскоре сбежала и эмигрировала в Иран, потом в Турцию, затем она переехала во Францию и стала там известной писательницей того времени под псевдонимом Банин.

Она была двухсторонней миллионершей. По материнской линии Нагиевой, по отцовской - Асадуллаевой. Она любила писать про Баку, одно из ее произведений называется «Дни Кавказа».

- А как сложилась судьба Исмаила?

- Что касается сына Нагиева Исмаила, то когда ему было 27 лет, он сильно заболел туберкулезом. У Нагиева было все, и деньги и лекарства, но болезнь не излечивалась. Тогда Агамуса лечил сына и в Италии - в Венеции и Флоренции, но врачи поставили ему неизлечимый диагноз. Когда Исмаила лечили во Флоренции Агамуса находился рядом с сыном. Исмаил был очень грамотным, Агамуса вложил очень много средств в его образование, Исмаил знал немецкий, французский, английский и русский. Агамуса видя сына в таком состоянии не мог прийти в себя. Он очень сильно страдал и переживал. Тогда же когда Нагиев увидел во Флоренции очень красивое и необычное здание. После смерти Исмаила Агамуса решил построить такое же здание в Баку и назвать его в честь сына Исмайлия. Сейчас в нем находится Президиум Академии наук. В мире всего два таких здания, первое во Флоренции, а второе в Баку. Три года Плошков жил во Флоренции и изучал секреты строения этого здания. Когда строили это здание, с четырех сторон на нем были высечены айаты из Корана.

- По-моему, это не единственное здание, построенное Агамусой Нагиевым, отличающееся оригинальностью…

- Да, это так. Еще одним из зданий построенным Нагиевым является здание Экономического университета (бывший Нархоз). В начале это здание было одноэтажной школой, в которой учился Исмаил. Нагиев решил достроить это здание и договорился с губернатором о том, в нем будут висеть портреты Исмаила и Агамусы и там будет функционировать начальная школа для девочек.

Губернатор согласился на эти условия и Нагиев построил четырехэтажное здание. Но со временем о том, что именно Нагиев построил это здание, было забыто. И когда я работала над восстановлением памяти о моем дедушке, я наткнулась на завещание, в котором говорилось о договоре с губернатором.

Однажды во сне я увидела дедушку. Он стоял весь в белом за моим левым плечом. Хотя в жизни я его никогда не видела. Но я сразу поняла, что это он. И вот во сне он мне сказал, чтобы я записала один номер и позвонила на него и исчез. Я до сих пор помню этот номер. Тогда я работала в Министерстве торговли ведущим кадровым работником. И утром когда я пошла на работу я позвонила по названному во сне дедом номеру и попала в Нархоз. Таким образом, я потом отнесла туда завещание деда и спасибо ректору университета Шамсаддину Гаджиеву, который меня принял с почетом и уважением и выслушав меня дал слово, что портреты Исмаила и Агамусы будут вывешены в университете.

- Они выполнили обещание?

- Да, в марте 2007 года меня вызвали в институт и там были вывешены портреты. Завещание было написано в 1907 году, и так совпало, что ровно через 100 лет портеры моего деда и Исмаила были вывешены там.

Также Нагиев построил две больницы - здание скорой помощи Семашко и туберкулезный диспансер (ныне роддом). Так как его сын умер от туберкулеза Агамуса очень боялся, чтобы молодежь не болела этим заболеванием. И вот с Италии он привез серебро в порошке и посыпал все лестницы больниц. Как известно, серебро имеет антисептический характер и убивает микробы. Когда в Азербайджане установилась советская власть, большевики в первую очередь собрали этот серебряный порошок с лестниц. Также в больницах Нагиев посадил сосны, так как пыльцы деревьев эффективны при лечении туберкулеза.

- Вы не задумывались собрать все воспоминания о деде в одну книгу?

- Я написала книгу о своем деде – «Как свеча горел он для родины». Правда я не писатель, но книга основана на фактах и рассказах моего отца. Кстати моя семья 22 года была в репрессии. Баку для отца был не достигаем. Он жил, то в Ашхабаде, то в Дагестане, где я родилась. В 1952 году мы смогли вернуться в Баку.

- Как сложилась жизнь Агамусы после смерти сына?

- После смерти Исмаила Агамуса очень сильно заболел от переживаний, поник духом и зачах. Тогда его брат Агали, у которого было 4 сына, предложил Агамусе усыновить одного из них. Нагиев отказался. А в это время жена Агали была беременна и Агамуса сказал, что если ты действительно хочешь отдать мне ребенка, то отдай мне того, который скоро родиться, чтобы я воспитывал его с первого дня его жизни. Конечно, его брат согласился. И тогда в 1903 году родился мой отец. В это время Нагиев со своим близким другом Зейналаддином Тагиевым находился в Санкт-Петербурге. Нагиев и Тагиев были больше чем друзья, как братья. И так как Нагиева не было в городе, его настоящий отец назвал ребенка Алескер, но по приезду Нагиев поменял ему имя и назвал Фарадж, что на фарси означает «радость, пришедшая после горя». По метрике он остался Алескер, но в жизни его всегда и везде знали и называли Фараджем. Когда папе было 16 лет, Агамуса скончался.

- Я слышала, что Нагиев всегда помнил о своем прошлом…

- Это так, на всех домах построенных Нагиевым имеется вензель, вокруг которого было изображено сено, он никогда не забывал, что был из бедной семьи торговца сеном, а в середине было выбито «МН» Муса Нагиев или «АМ» Агамуса. И больницы его построены в «Н»-образной формы. В них два крыла, соединенные балконом.

В 1923 году мои родители были высланы из Баку и только в 1952 году они смогли вновь вернуться на родину. Что касается Фараджа, он был очень талантливым. Он написал около 200 сатиристических произведений. Будучи ребенком, он увлекался театром. И однажды знакомые сказали Агамусе, что его сын - шут, но что тот ответил, что пусть он занимается, чем хочет, главное чтобы он был счастлив. И когда папе было 16 лет, Агамуса умер. Это произошло в 1919 году.

- Кто виновен в его смерти?

- Главной причиной его смерти является армянская агрессия против Азербайджана. В 1918 году дашнаки учинили резню азербайджанцев, помимо этого армяне начали стрелять по Исмайлие – детищу Агамусы. Это очень сильно повлияло на него. Агамуса сильно заболел и умер. И перед смертью он сказал Фараджу, что ему осталось построить всего два здания, видимо тогда он бы жил сто лет, но не успел. Он умер на 70 году жизни.

Когда он умер, у него в течение 80 лет после смерти, не было могилы. Три раза мы меняли ему временную могилу. Он всегда хотел быть похоронен в Кербале, где покоиться его сын Исмаил. Но денег на его захоронение не было и только в 1998 году я с братом и сестрой смогли его похоронить в Кербале.

Вся жизнь у Нагиева была трагичная. Он столько сделал, имел такое состояние, он всегда всем помогал, дарил дома, делал свадьбы, посылал на учебу. Он столько сделал, но имел такую тяжелую учесть. Первый раз он был похоронен в Баладжарах на кладбище под названием Прапарка. Там он был захоронен во временной могиле. Затем в 1938 году это кладбище разрушили и перенесли на гору в Баладжарах. Тогда папа был в изгнании, но мама тайно приехала в Баку и перезахоронила его. Денег не было, она даже не нашла белый материал для захоронения и похоронила его прах в чехле от подушки. И вот в 1998 году мы с братом и сестрой решили оставить его в Баладжарах, а не везти в Кербале, так как мы посчитали, что не сможем каждый год ездить в Кербалу и ухаживать за его могилой. Мы сделали ему памятник, и каждый год родственники собираются и ходят на его могилу.

- Каково было состояние Нагиева?

- В некоторых источниках говориться, что у него было 70 миллионов, но когда я нашла архив деда, там было написано, что в него в сбережениях было 690 миллионов рублей золотом, после братьев Нобелей он был самым крупным миллионером и домовладельцем в Азербайджане.

- Каково быть внучкой Нагиева?

- Я сама 1940 года рождения, окончила высшую партийную школу. В 1976 году меня вызвали в ЦК компартии Азербайджана и сказали, что я выходец из семьи капиталиста и не имею право быть членом партии. Я очень горжусь собой, что я сама столько узнала и нашла про своего деда, рассказала про него всему миру, дала столько интервью и это мне дает стимул в моей жизни.

Что касается возвращения имущества, я в 1995 году обратилась в прокуратуру, что у моего деда в швейцарском банке миллионы. А так как единственный наследник был мой отец, то сейчас ими являемся мы с сестрой. Но там мне сказали, что нужен код банковской ячейки, но, к сожалению, кода у меня нет и я его не знаю. На счет зданий я обращалась к самому президенту, но пока ответа нет. Правда двери всех этих зданий для меня всегда открыты, но я бы хотела иметь там свой маленьких уголок, кабинетик, хотя бы в здании Академии наук (Исмайлие).

Когда я была маленькая у нас дома был маленький подносик, который остался от дедушки. Он был очень красивый, серебряный, но когда я подросла, его не было. Было много вещей, но так как мы попали под машину репрессий, приходилось все распродавать, чтобы на что-то жить. Моя мама ходила в стареньком платье, и люди все время удивлялись, что как невестка миллионера ходит в таком виде.

Н.Абдуллаева
# 7461
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#