«Все лица, которых Идаят Оруджев фактически обвинил в «работе против государства», - на виду»

«Все лица, которых Идаят Оруджев фактически обвинил в «работе против государства», - на виду»
23 ноября 2011
# 17:14
Председатель Центра Исламоведческих Исследований «Иршад», профессор Рафик Алиев в эксклюзивном интервью Vesti.Az ответил на заявление руководителя Государственного Комитета по Работе с Религиозными Образованиями (ГКРРО) Идаята Оруджева о том, что большинство членов старой команды указанного ведомства служили различным сектам, течениям. В частности Оруджев заявил, что в настоящее время он набрал хорошую команду из 46 человек- выпускников факультета теологии.

- 16 ноября сего года председатель ГКРРО Идаят Оруджев раскритиковал деятельность команды, сформированной вами. Можно сказать, что заявление Оруджева адресовано Вам…

- Это уже не впервые, когда И.Оруджев в грубой форме негативно оценивает деятельность прежнего состава ГКРРО. До сих пор я не комментировал его абсурдные высказывания. Кроме того, его обвинения касаются многих честных людей, работавших в первые годы после создания Госкомитета. Я бы хотел перечислить имена некоторых из них. Кандидат филологических наук Джейхун Мамедов, получивший религиозное образование в Сирии. Он и ныне работает в Комитете в качестве заведующего отделом.

Кандидат философских наук Эльмир Кулиев, известный не только в нашей республике, но и за ее пределами. Он – один из лучших переводчиков «Корана» на русский язык, автор единственного учебника «Корановедение».

Исламовед - журналист Эльшад Мири. Думаю, его знают почти все. Он выпускает газету «Oxu» и журнал «Hidayət».

Кандидат исторических наук, доцент Самед Байрамзаде, автор нескольких книг, в том числе и о пирах в Азербайджане.

Мустафа Ибрагимов, бывший уполномоченный по делам религии при совете министров.

Эльчин Гулиев, бывший заместитель председателя Госкомитета, работал в нынешнем составе более пяти лет. Ушел недавно из-за разногласий с Хидаятом Оруджевым.

Муса Исмаилов (Мярджанлы), учредитель и редактор журнала «İRS-наследие». Журнал издается на нескольких языках – русском, английском и немецком. Осуществляет крупный проект совместно с Министерством иностранных дел.

Это были основные работники – специалисты по религии. Для того чтобы утверждать, что эти лица работали на какие-то секты, нужно быть как минимум…

Кроме того, до сегодняшнего дня И.Оруджев уволил из числа назначенных мною представителей Госкомитета в районах только одного человека – представителя в Карабахском регионе. Остальные до сих пор работают. Я не понимаю, о каких новых 46 выпускниках факультета теологии говорит сегодня Оруджев. Фактически, около 30 человек из 46-ти являются техническими работниками: водители, работники финансового отдела, наборщики на компьютере, уборщицы, сотрудники комендатуры, секретариата и помощники председателя и т.д. В общем же, его довольно трудно понять.

В ГКРРО есть три важных отдела – отдел экспертизы, отдел по работе с религиозными образованиями и юридический отдел регистрации. Основная работа осуществляется именно работниками этих отделов. Среди лиц, работающих сегодня в комитете, есть и те, которые в свое время тесно сотрудничали с нами. Например, Гюндюз Исмаилов, заместитель председателя, работал тогда в газете «525» и мы работали с ним. Я еще тогда приглашал его на работу в комитет и очень хорошо, что теперь он решил там работать. Он способный работник.

Все лица, которых Оруджев фактически обвинил в «работе против государства», - на виду. Если у него есть вопросы относительно перечисленных мною людей, он может задать их. Высказанные им обвинения в адрес некогда работавших в ГКРРО, неприемлемы.

- В чем причина обострения отношений между Вами и Оруджевым?

- До создания Госкомитета Оруджев был советником по национальным и религиозным вопросам в Президентском аппарате. После создания Госкомитета он был освобожден от кураторства по вопросам религии. Кураторство было поручено другому отделу.

Только в 2005 году, после парламентских выборов кураторство было ему возвращено, и до моего ухода с работы в Комитете – то есть до июня 2006 года мы с ним встречались 3-4 раза. Все эти встречи носили хаотичный, беспредметный характер. Один и тот же отчет он требовал, как минимум 5 раз. Дело в том, что советник должен разбираться в вопросах религии лучше, чем руководитель ГКРРО и соответственно давать дельные советы и указания. При каждой нашей встрече всплывали одни и те же вопросы, не ощущалось никакого продвижения. Вследствие этого наши отношения нельзя было назвать безоблачными.

- Наблюдаете ли Вы за работой Госкомитета сегодня и как ее оцениваете?

- Сегодня в нашей стране религия не в силах оказывать даже слабое влияние на политику. В результате пятилетней деятельности после 2001 года религия, как я понимаю, постепенно стала превращаться в традицию, в личное дело каждого, форму культуры. Это видно и так. В таком случае, какую борьбу будет вести нынешний председатель комитета против религиозных образований? Вообще Госкомитет не создан для борьбы, он создан для взаимодействия. Тяжесть по устранению недостатков в этой области легла на первый состав Госкомитета.

Таким образом, на длительное время были урегулированы и отношения между государством и религиозными образованиями. При таком раскладе, думаю, нетрудно работать там, где все налажено.

- Гюндюз Исмаилов сделал интересное заявление. Он полагает, что лица, получившие религиозное образование за рубежом, не обладают государственной и национальной инициативностью. Они больше остальных распространяют в стране разграничение между суннитами и шиитами…

- Постановка этого вопроса, мягко говоря, ошибочна. Большинство лиц, получивших религиозное образование за границей и вернувшихся на родину, были отправлены туда на обучение главным образом Управлением мусульман Кавказа, а также факультетом теологии Бакинского Государственного университета или Министерством образования. Сегодня мы не обладаем параметрами, способными измерить их любовь и патриотизм. Не имея механизмов, мы не можем справедливо оценивать их предполагаемую деятельность. Во всяком случае, они обладают равными со всеми остальными гражданами республики правами, и должны обладать конституционным правом работать по своей специальности. Людей можно судить только по совершенным ими поступкам.

Сегодня за рубежом обучается более 5 000 наших соотечественников. Огульно обвинять всех в том, что они могут когда-то совершить нечто против своей страны, неправильно

Это вредно для самой идеи азербайджанства и нашей государственности. Лица, получившие образование за рубежом и вернувшиеся на родину, пока не наносили никакого видимого и осуждаемого обществом вреда государству. Однако шаги, направленные против них, противоречат интеграции этих лиц в общество. Все должны быть оценены по их действиям. Если же они изменили родине, то их место в тюрьме.

Госкомитет призван регулировать отношения между религией и государством. Мы не должны забывать о том, что религиозные и верующие люди являются полноправными гражданами этого государства.

Рамелла Ибрагимхалилова
# 15759
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#