«В феврале в Карабахе возобновятся активные боевые действия, если…»
Представители марионеточного режима «НКР» не теряют надежды на открытие Ходжалинского аэропорта, а официальный Баку твердо заявляет, что этого не допустит.
Масло в огонь подлило утверждение Кабинетом министров Азербайджана, которое оценивается как «добро» ВВС Азербайджана сбивать армянские самолеты над воздушным пространством страны.
«В случае невыполнения экипажем нарушителя команды о принудительной посадке и при отсутствии достоверных данных о присутствии на борту нарушителя в порядке, предусмотренном законодательном, пассажиров, неповинных в этих действиях, дается разрешение на уничтожение нарушителя», - говорится в сообщении Кабинета министров.
Тем временем, Азербайджан успел обратиться в Международную организацию гражданской авиации (ICAO), откуда получил ответ, что армяне не могут без разрешения Азербайджана осуществлять данные перелеты. Для начала деятельности аэропорта армяне (кстати, граждане Азербайджана) должны получить лицензию Азербайджанской государственной администрации гражданской авиации. В противном случае это просто невозможно. И в принципе, не стоит слушать заявления армянской стороны, поскольку они неоднократно выносили распоряжения, но сами же их не выполняли.
С одной стороны международное сообщество де-факто признает, что желание Армении осуществлять пассажироперевозки из Нагорно-Карабахского региона в зарубежные страны, а также принимать пассажиров, противозаконно. Однако о давлении на агрессора приходится лишь мечтать, что способствует тому, что официальному Баку самому придется принимать решения.
Что же ждет регион в случае открытия аэропорта на оккупированной азербайджанской территории? Пойдет ли официальный Баку на уничтожение армянских самолетов в своем воздушном пространстве? Как это отразится на армяно-азербайджанском, Нагорно-Карабахском конфликте?
Ответы на эти и другие вопросы ИА Vesti.Az попыталось получить у азербайджанских и российских политологов.
Так, российский политолог, эксперт по международной политике, руководитель центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков напомнил, что официальный Баку заявляет о возможности «закрытия воздушного пространства над Карабахом» не впервые.
«Например, в октябре 2010 года об этом официальным письмом предупредила ICAO (Международную организацию гражданской авиации) Администрация государственной гражданской авиации Азербайджана. В марте 2011 года о возможности применения «превентивных мер» для недопущения полетов самолетов других государств над Карабахом заявил глава соответствующего азербайджанского ведомства Ариф Мамедов.
Скорее всего, нынешнее решение Кабмина Азербайджана (создающее базу и для закрытия неба над Карабахом) может быть связано с ожидаемым началом эксплуатации Ходжалинского аэропорта, который должен начать принимать первые рейсы из Еревана в 2013 году», - отметил он.
По его словам, предыдущие заявления азербайджанских чиновников, затрагивающих контроль воздушного пространства над Карабахом, также повторялись после очередных заявлений армянской стороны о планах, связанных с этим аэропортом.
«Обратим внимание, что уничтожение самолета, сочтенного нарушителем, возможно только при отсутствии достоверных данных о нахождении у него на борту пассажиров (что подтверждено и в принятых Кабмином Азербайджана правилах). То есть повторения истории южнокорейского «Боинга» в небе над Карабахом ожидать не стоит.
Первые рейсы между реконструированным аэропортом и Ереваном возможны примерно в феврале 2013 года. Это – пик президентской предвыборной кампании в Армении. У ряда армянских политиков может появиться мысль воспользоваться таким рейсом в пропагандистских целях. Кстати, о намерении «стать первым пассажиром рейса «Ереван-Степанакерт» еще 31 марта 2011 года заявлял Серж Саргсян. Это, конечно, может накалить обстановку в регионе, но, учитывая сказанное выше о правилах в отношении пассажирских самолетов – вряд ли даже такая ситуация закончится кровопролитием. К тому же, сроки всех планов, связанных с этим аэропортом, ранее неоднократно сдвигались – поэтому могут быть перенесены и сейчас.
В ответ на заявления Баку о недопущении полетов над Карабахом Армения может пригрозить закрытием проходящего над ее территорией воздушного коридора на Нахчыван. В этом случае сообщение между основной территорией Азербайджана и его эксклавом будет осуществляться только через Иран, для которого эта ситуация станет дополнительным поводом для давления на Баку», - подчеркнул он.
Говоря о возможной реакции России на этот вопрос, политолог напомнил, что все соглашения о военном сотрудничестве между Москвой и Ереваном касаются именно Армении, но не Нагорного Карабаха.
«Конечно, Москва может выступить посредником в спорах о полетах над Карабахом, но ее военное вмешательство в конфликт крайне маловероятно», - заключил он.
А политолог Зардушт Ализаде считает, что Азербайджан должен вернуть свои оккупированные земли, поскольку только в этом случае наша страна не даст возможность армянам осуществлять перелеты с данного аэропорта.
«В противном случае сепаратисты будут продолжать выбранную ими политику. Наша страна должна перейти к активным действиям в мирном урегулировании конфликта. Есть огромный потенциал мирного урегулирования конфликта, который еще не использован азербайджанским руководством», - подчеркнул политолог.
По его словам, даже если бы армяне перестроили Ходжалинский аэропорт до величины Франкфуртского аэропорта, из-за своего статуса он все равно не мог бы принимать никаких международных рейсов.
«Между Ереваном и Ханкенди не такое огромное расстояние, чтобы была необходимость в авиаперевозках», - подчеркнул политолог, добавив при этом, что как военный аэродром этот объект тоже не имеет никакого значения, потому что, если начнутся боевые действия, одной из первых целей станет именно этот аэропорт, и он будет разрушен.
В свою очередь, политический обозреватель «Iran News», корреспондент «News-Asia», специалист по Ближнему и Среднему Востоку, публицист Антон Евстратов отметил, что постановление Кабинета министров Азербайджана, скорее всего, имело целью, донести до армянской стороны непримиримость позиции в карабахском конфликте, и при этом вряд ли за этим последуют конкретные меры.
«Дело в том, что самолет, нарушивший воздушное пространство того или иного государства и не отреагировавший на команды с земли и так может быть сбит. Все помнят подобный случай, например, с южнокорейским авиалайнером в небе над СССР в конце 80-х. Таким образом, постановление имеет более медийную, чем военную ценность. Оно несет месседж Еревану, предупреждая его о возможных последствиях», - подчеркнул он.
А.Евстратов считает, что следует ожидать аналогичного ответа из Еревана, и соответствующие комментарии представителей российской власти.
«Без конкретных дел, вроде настоящей атаки азербайджанскими ВВС или войсками ПВО нарушившего воздушное пространство армянского самолета, одно заявление Кабинета министра вряд ли приведет к чему-то большему. А такая атака, если она произойдет, послужит началу новой Карабахской войны. Крупный региональный вооруженный конфликт с несколькими странами-участниками. Представляется, что это - наименее желательный и, справедливости ради скажем, не самый реальный на данный момент сценарий», - заключил он.
Депутат Милли Меджлиса, член Комитета безопасности и обороны Милли Меджлиса Захид Орудж считает, что Азербайджан будет вынужден принять жесткие меры в случае открытия и осуществления авиарейсов из Ходжалинского аэропорта.
«В случае отсутствия жестких мер со стороны официального Баку, армяне без особого труда будут осуществлять авиарейсы в воздушном пространстве Азербайджана. Открытие аэропорта на оккупированной азербайджанской территории стало вопросом жизни и смерти для Саргсяна, не желающего прощаться с президентским креслом в феврале. Думаю, начинается новый этап Карабахской войны. Если официальный Баку не продемонстрирует жесткость, армяне откроют аэропорты и в Лачыне, Зенгилане и Губадлы», - подчеркнул он.
А российский политолог, директор Фонда конструктивной политики Абдул Нагиев отметил, что ситуация с планируемым открытием аэропорта в Нагорном Карабахе спровоцировала крайне резкую реакцию со стороны официального Баку и общественности Азербайджана.
«Правила утвержденные Кабинетом министров Азербайджана об использования воздушного пространства Азербайджанской Республики и приведенные в начале января 2013г в полную боевую готовность ПВО страны, является открытым меседжем армянской стороне. В Ереване прекрасно понимают сигналы из Баку и перемещенные системы противовоздушной обороны S-300 к азербайджанской границе рассматриваются сдерживающим элементом. По информации источников из США, батареи S- 300 размещены в семи километрах от международно-признанных границ Азербайджана и контролируют весь регион Нагорного Карабаха», - подчеркнул он.
По его словам, складывающаяся вокруг аэропорта ситуация несет в себе серьезный потенциал для эскалации конфликта вплоть до возобновления боевых действий вдоль линии фронта.
«Если Азербайджан попытается с помощью истребителей перехватить самолет сепаратистов над карабахским небом и в дело вмешаются армянские ПВО, то это прямой путь к размораживанию конфликта и началу широкомасштабных военных операций с применением всех видов вооружений с обеих сторон», - подчеркнул он.
А.Нагиев подчеркнул, что запуск Ходжалинского аэропорта является провокацией четко просчитанной армянской стороной.
«Если азербайджанцы не будут перехватывать самолеты, то военного конфликта удастся избежать. А если будут, то это приведет к вмешательству армянских ПВО с последующей эскалацией конфликта. В этом же есть и политическая выгода, так как Еревану можно будет обвинять Баку в агрессии приведшим к человеческим жертвам и размораживании конфликта. Если же говорить о правовом аспекте проблемы, то тут все на азербайджанской стороне. Не признанный даже самой Арменией сепаратистский режим Нагорного Карабаха, осуществляя авиарейсы, нарушает международно-признанное воздушное пространство Азербайджана. Основной задачей, которую ставит перед собой армянская сторона, является вынудить Баку к некорректным действиям или смириться с наступившей реальностью. Отсутствие международного давления на Армению в данном вопросе окрыляет ереванских ястребов, что безусловно вызывает большую озабоченность. Учитывая внутриполитическую ситуацию в период президентских выборов в Армении ситуация с Ходжалинским аэропортом может вполне преподнести неприятные сюрпризы. Но это возможно только в одном случае, если в Ереване точно будут знать, что Турция не поддержит Азербайджан и не закроет свое воздушное пространство для полетов гражданской авиации Армении», - заключил он.
Со своей стороны отметим, что открытие Ходжалинского аэропорта выглядит как блеф. В Армении нет денег на приобретение самолетов, а владелец ереванского аэропорта «Звартноц» Э.Эрнекян не торопится выполнить обещанное и подарить Армении самолет для полетов в Ханкенди. А Саргсян не может надавить на Эрнекяна, который финансирует его предвыборную активность.
Второй причиной отсутствия самолетов в Ханкенди является усилившееся внимание к Азербайджану со стороны Аргентины, гражданином которой является Эрнекян. Он боится, что испортив отношения Азербайджана с Аргентиной, поставит под удар свой бизнес в этой стране.
Что касается авиакомпании «Армавия», она не может отправить свои самолеты в Карабах, так как этим ухудшит свое и без того тяжелое положение. Армения выставила «Армавия» на продажу, рейтинг компании на нуле, а срок лицензии завершается. Так что авиарейс Ереван-Ханкенди с полной уверенностью можно отнести к разряду очередных армянских мифов. Как говорится, мечтать не вредно…
В.Гасанов
Россия, Азербайджан и Иран проведут трехстороннюю встречу в сфере транспорта
Расим Мусабеков: Вступление Армении в ЕС невозможно - КОММЕНТАРИЙ
Владельцы специальных паспортов освобождены от виз между Азербайджаном и Мальдивами
В Азербайджане муниципальные выборы пройдут на 5846 участках
Завершился рабочий визит Президента Азербайджана в ОАЭ
Лавров призвал урегулировать два оставшихся вопроса в соглашении Баку и Еревана