Встреча в Брюсселе 5 апреля: Тофиг Зульфугаров отвечает на сложные вопросы Vesti - ИНТЕРВЬЮ

Тофиг Зульфугаров

Тофиг Зульфугаров

3 апреля 2024
# 20:00

Генеральный секретарь Совбеза Армении Армен Григорян заявил о том, что 5 апреля в Брюсселе ожидается встреча госсекретаря США Энтони Блинкена, премьер-министра Армении Никола Пашиняна и председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен.

Обсуждать, по его словам, будут «пути трехстороннего сотрудничества, способствующего развитию Армении». Значатся ли в повестке дня переговоров вопросы военного сотрудничества и гарантии безопасности для Армении, он не уточнил.

По сведениям многих источников, также готовится и расширенная встреча с участием не только госсекретаря США Блинкена и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, но и генсека НАТО Йенса Столтенберга, который недавно в ходе своего турне по Южному Кавказу посетил Ереван, где встречался с премьер-министром Пашиняном.

Сейчас же на фоне этих недавних и анонсированных событий наблюдается серьезная активность вооруженных сил Армении на условной азербайджано-армянской границе. А 1 апреля, начиная с 22:00 до 22:20, подразделения ВС Армении с позиций в направлении населенных пунктов Араздейен района Дэвэли и Сайбалы района Гаракильсе с перерывами подвергали обстрелу из стрелкового оружия позиции азербайджанской армии в направлении населенных пунктов Гейдарабад Садаракского района и Биченек Шахбузского района Нахчыванской Автономной Республики.

По поводу вышесказанного, о влиянии России, Турции и Запада в регионе, а также о многих других геополитических вопросах Vesti.az побеседовал с бывшим министром иностранных дел Азербайджана Тофигом Зульфугаровым.

- Тофиг муаллим, в Брюсселе 5 апреля состоится трехсторонняя встреча ЕС – США – Армения, на которой ожидается подписание ряда документов. Что вы можете сказать на это счет?

- Эта встреча представляет собой один из этапов процесса, который состоит в том, что после распада Советского Союза в течение долгого периода времени Запад соглашался с тем, что Россия якобы управляет на постсоветском пространстве. Во всяком случае, ее частью, потому что страны Балтии из этого списка были исключены. И мы были свидетелями того, что и Россия, и Запад придерживались этого правила. Да, делались разного рода заявления, однако де факто России была дана возможность управлять многими процессами на постсоветском пространстве.

Теперь наступает новый этап, когда моделирование России заменяется либо вовсе отсутствием у этих стран моделирования, либо переходом моделирования к западной части. Собственно, смысл событий в Украине и во многих постсоветских странах связан именно с этим. Такая же судьба уготована и для Армении. Здесь мы не можем говорить о количестве жителей, экономической значимости и так далее, то есть происходит управленческая, геополитическая перестройка независимых государств.

Поэтому, данный процесс будет происходить поэтапно. Обратите внимание, что несмотря на разговоры о том, что Армения якобы хочет уйти из-под «зонтика безопасности» России, Запад такой расклад событий не устраивает. Поэтому, в реальности этот «зонтик» по-прежнему остается. Вместе с тем какие-то компоненты контроля за Арменией, как они говорят -  «экономические», но я уверен,  что не только они, будут передаваться Западу.

Тут, конечно, основная роль будет отведена Турции. Мы всегда говорили и должны понимать хотя бы с позиции логики: если Армения выберет западное направление, то она просто обязана действовать через Турцию, другого ей не дано.

Очевидно, именно этот процесс и будет там происходить. По этой причине единого и фундаментального решения я там не вижу. Не будет такого: до свидания Россия, go west!

Однако, какие-то элементы, которые определяют, например, возможность стать кандидатом в члены Евросоюза, подключения Армении к каким-либо программам поддержки со стороны США, как некая экономическая помощь, безусловно, будут осуществляться.

Турция будет давать новые сигналы по нормализации отношений, в том числе и с Арменией. Ничего в этом нового нет, такого рода призывы звучали и во время подписания Шушинской декларации, да и вообще подобные формы регионального сотрудничества будут в «тренде». Судя по всему, этот вопрос согласован с Западом, а театральный характер заявлений рассчитан, скорее, на налогоплательщиков, которым эти бюрократы должны объяснить, почему они берут Армению на содержание.

К слову, Россия не горит желанием продолжать всестороннее обеспечение Армении, и происходящие в настоящее время процессы свидетельствуют как раз о предстоящих изменениях в этом направлении.

- В регионе наблюдаются серьезные изменения: и мы, и армяне перебрасываем подразделения и оружие к условной азербайджано-армянской границе. По утверждению Пашиняна и его окружения, те самые 4 села являются армянскими, а как в таких обстоятельствах вернуть их без войны… Почему Азербайджан, Армения и еще кто-либо не идут на диалог и дальнейшие переговоры?

- Процесс, о котором мы с вами говорим, обрастает различными идеологическими штампами. И чтобы взять Армению на содержание, надо для начала создать ей образ жертвы. Чьей? России и Азербайджана. Об этом и идет речь. И Пашинян самолично участвует в создании жертвенного имиджа своей страны.  Потому-то все его выражения касательно ситуации с селами, по типу «Азербайджан нападет» и прочее, только подтверждают его намерения.  

Ну а общественность самой Армении постепенно должна привыкать к мысли о том, что защитником Армении отныне будет не Россия, а кто-то другой.

- Но ведь это опасно для нас…

- Мы должны понимать одну простую вещь. Да, карабахский конфликт завершился, но не закончился армяно-азербайджанский конфликт. Более того, нам не дают его завершить по одной простой причине – необходим источник для управления, для чего нужно создать какую-то тематику для конфронтации. Чтобы сохранить конфликт некоторые внешние игроки используют тему «статуса Карабаха», те же Россия, Франция и США. Когда они увидели, что это не получилось, то принялись формировать модель конфликта уже на границе, чтобы дальше продолжать управлять регионом, как они делали это ранее. Поэтому я и говорю, что армяно-азербайджанский конфликт нам не дадут закончить, особенно в преддверие таких важных геополитических процессов, как укрепление и формирование единства тюркских государств, намерения Китая, нацеленные на укрепление возможностей Срединного Коридора, или Каспийского, как называет его наш президент. Эти процессы продолжаются, поэтому они понимают, что управлять лучше всего с помощью конфликтов.

- Они — это кто, Россия? Ведь это российский метод управления.

- Почему российский? Конфликт-менеджмент – это всемирная тактика, ее создателем является Британская Империя в период ее распада.

- Но сейчас этим методом пользуются другие…  

- Кто вам это сказал? А Тайвань кто использует, а Кашмир? Кто использует ближневосточный конфликт? А кто использовал Северную Ирландию против Великобритании?

- Тайвань — это слабость и неумение Китая вернуть свои территории.

- Ну, хорошо, Тайвань закончится, придумают что-то другое. Какая разница?  Вы должны понимать, что все эти системы управления используются по всему миру. А что такое, по-вашему, украинско-российский конфликт? Это разве не система конфликтного управления? А конфликты в Грузии?

- А что мы не можем до сих пор поделить с Арменией?

- Какая разница, что мы не можем поделить… Вы не понимаете одного, все это только повод. Границы мы не можем поделить.

- Границы – это действительно сложная тема.

- Мы не может поделить не только границы, но и ответственность за агрессию. Привлечение к ответственности зачинателей этой агрессии тоже не можем поделить, да и тут много нюансов. На словах они все говорят – мы хотим мира, но в действительности его никто не хочет. Вы разве верите в обратное?

У нас мнения разделились на две категории. Одни во всем винят Россию, другие - Запад. Но ни те, ни другие не могут понять сути.

Присмотритесь повнимательнее и вы заметите, как американцы начнут кормить Армению для того, чтобы они с нами не помирились. Вы думаете, зачем они хотят вернуть границы 1991 года? Чтобы потом продолжить тему Карабаха.

- Но армяне собираются провести референдум по поводу изменений в Конституции!

- Подождите, вы должны внимательнее следить за процессом. Смысл не в том, чтобы зафиксировать границы 1991 года и решить проблему, а в том, чтобы вытащить на повестку дня основной вопрос – это Карабах. Вот, о чем идет речь. Мы же наоборот хотим, чтобы конфликтное поле переместилось на границу. Если дадите нам решить вопрос, то мы и будем держать его на границе, а не впускать внутрь страны

- В своей последней публикации в Facebook вы высказали интересную фразу. Несмотря на то, что Армения идет в сторону Запада, существует множество моментов, и все это происходит не без разрешения…

- Армения не идет в сторону Запада.

- А что тогда происходит?

- Послушайте, полуторамиллионную Армению надо содержать. Россия считает, что она ей не нужна.

- А что стоит Западу содержать Армению? Одного миллиарда в год вполне хватит.

- Ну и правильно, поэтому они и изображают, что они поссорились, а Запад говорит: «Нет! Безопасность обеспечивай ты, а деньгами - мы». Сейчас все так и происходит.

- Но сейчас Россия не способна обеспечить безопасность Армении.

- А разве то, что я перечислил, этого не подтверждает?

 - Россия, как страна и геополитический актор, не способна защищать Армению, и даже если Азербайджан нападет на Армению…

 - Почему вы используете пропагандистско-армянскую риторику? «Азербайджан нападет» … Азербайджан не собирается нападать. Азербайджан хочет дальнейшего обсуждения темы границ, а это не нападение.  

— Это означает «почти напасть».

- Нет, это позиция Армении в вопросах своих границ и территориальной целостности. И все.

- Хорошо, а какие границы мы готовы признать за Арменией, к примеру, 29,7?

- Нет, почему это мы должны признать 29,7, если Армения отказалась? У Армении никогда не было международных границ до 1991 года! А в 1989 году они придумали себе новую границу, с Карабахом включительно. Поэтому, такого понятия, как «границы 1991 года», не существует, а то, что говорит Пашинян, скорее, из области его желаний. Вот и все. А почему он хочет границы 1991 года? Потому что ему достанется «больший кусок».

- Ожидаете ли вы, что весь это процесс…

- Мне кажется, что вы до конца не все поняли.

- Нет, просто хотел задать вопрос.

- Ну, задавайте.

- При условии, что Армения все же движется в сторону Запада, каковы могут быть итоги?

-  Она никуда сейчас не движется, потому что Запад пока не готов ее принять. И, тем более, давать ей «зонтик безопасности». Инструментом Запада в этом политическом регионе является Турция, но ее «зонтик» не приемлем для Армении. И армяне добиваются хотя бы удовлетворения своих экономических потребностей. А русские, мол, пускай продолжают показывать свои «фокусы». США 30 лет терпели, что безопасность обеспечивали русские. И теперь они говорят: продолжайте.

- Ожидаете ли вы, что в нашем регионе вновь может начаться война, или повысится риск эскалации?

- Эскалация? Я не предполагаю ничего подобного, но будут «горячие» дискуссии о том, что станет основой для будущей границы между Арменией и Азербайджаном. Какой именно формат будет принят? Принцип распада СССР не приемлем, и, возможно, будет принят какой-то серединный вариант, что-то между 1991-м и 1920-м годами. Эта дискуссия и есть самое важное, а не обсуждение гарантий безопасного возвращения армянского населения в Карабах.

# 11535
avatar

Ниджат Гаджиев

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#