Валерий Димов: Любые уступки России будут восприняты в США как поражение – МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Валерий Димов: Любые уступки России будут восприняты в США как поражение – МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
15 августа 2025
# 17:00

В преддверии ожидаемой встречи президента США Дональда Трампа и российского лидера Владимира Путина внимание международных наблюдателей сосредоточено на том, какие условия и уступки могут стать предметом переговоров, а также на составе делегаций, сопровождающих лидеров.

С Дональдом Трампом на Аляску едут госсекретарь Марко Рубио, министры торговли Говард Лутник и финансов Скотт Бессент, а также директор ЦРУ Джон Рэтклифф. Ранее анонсировался другой состав - с Вэнсом и Уиткоффом вместо Лутника и Рэтклиффа. Со стороны России участие подтвердили глава МИД Сергей Лавров, помощник президента Юрий Ушаков, министр обороны Андрей Белоусов, министр финансов Антон Силуанов и глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

Аналитики отмечают, что состав обеих делегаций отражает серьезность переговорного процесса и стремление сторон объединить как политические, так и экономические инструменты влияния.

Присутствие ключевых экономических и финансовых представителей с обеих сторон указывает на то, что обсуждение будет идти не только в формате прекращения огня или военных уступок, но и в рамках стратегических экономических интересов. Для Москвы и Вашингтона важно продемонстрировать готовность к конструктивному диалогу, однако равновесие сил и интересов делает возможным только осторожный, поэтапный прогресс. Получится ли?

Украинский политолог Валерий Димов в своем комментарии для Vesti.az заявил, что логика переговоров изначально предполагала, что условия должен выдвигать именно Вашингтон.

«Украина на встрече в Джидде согласилась на американский план безусловного прекращения войны, пусть и на ограниченный срок — порядка 30 дней. «Безусловное» в данном случае означает отсутствие встречных требований. Однако в дальнейшем Россия, обсуждая этот план с посредниками, начала формулировать свои условия. Эти условия были переданы Трампу, и он согласился их обсуждать. В результате оказалось непонятно, кто именно выдвигает условия», — пояснил эксперт.

Он подчеркнул, что сам факт проведения встречи уже выводит Россию из состояния международной изоляции.

«Запад и лидер западного мира — президент Трамп — идут навстречу Путину. Это принципиальный разворот по сравнению с прошлой позицией, когда Вашингтон и европейские столицы фактически предъявляли Кремлю ультиматумы», — сказал аналитик.

В качестве примера он напомнил о ситуации мая прошлого года, когда лидеры ЕС и США выдвинули России жесткое требование согласиться на американский план, пригрозив «жесточайшими санкциями».

«12 мая Макрон звонил Трампу, и тот поддержал ультиматум. Это была часть его стратегического замысла. Но сейчас мы видим, что и позиция Трампа, и его подход к условиям переговоров куда более подвижны», — отметил Димов.

По его оценке, для Кремля минимальной задачей станет недопущение новых санкций, а максимальной — их смягчение или снятие, включая меры против третьих стран, которые являются косвенными бенефициарами российской агрессии.

«В российскую делегацию входят ключевые экономические фигуры. Это указывает на то, что Москва попытается перевести дискуссию в экономическую плоскость, говоря о стратегическом партнерстве с США и обесценивая украинский вопрос как второстепенный», — считает эксперт.

Отвечая на вопрос, может ли Трамп пойти на жесткие действия в случае неприемлемости российских условий, эксперт выразил сомнение в таком сценарии. По его мнению, Путин, несмотря на собственную категоричную риторику, готов к контакту.

«Путин исходит из парадигмы, что мир боится сильных и непредсказуемых игроков. Он рассчитывает, что страх работает в его пользу. Однако с Трампом он будет осторожен. Этот лидер тоже непредсказуем, и провоцировать его рискованно. Играть в подобные игры можно было с Байденом или Кеннеди, но не с Трампом», — подчеркнул он.

Димов пояснил, что Трамп не рассматривает отношения с Россией в формате «выиграл-выиграл». Москва ведет переговоры, исходя из логики нулевой суммы.

«Трамп считает, что дискредитированные международные институты можно заменить личным политическим весом. Он видит себя своеобразной «мировой институцией», которая не потерпит обмана. Но он избегает жестких обязательств — и в отношении России, и в других направлениях, таких как Индия или Китай», — добавил эксперт.

Димов отметил, что санкции в представлении Трампа — инструмент проблемный и политически затратный.

«Жесткие санкции затрагивают не только Россию, но и крупных партнеров США. Например, Индию, с которой сейчас обсуждаются стратегические сделки, или Китай, который получает выгоду от нынешней ситуации, но при этом осторожно просчитывает риски», — пояснил аналитик.

По мнению эксперта, даже если бы Путин резко вышел из переговоров, Трамп вряд ли допустил бы, чтобы это выглядело как его личное поражение.

«Трамп считает себя политической фигурой масштаба Линкольна, Вашингтона, Никсона или Рейгана. Он не позволит себе проиграть в прямом сравнении. Любые уступки России будут восприняты в США как поражение, и он это понимает», — сказал он.

Политолог добавил, что в нынешних условиях Кремль избегает крупных провокаций: раньше это могли быть серьезные военные инциденты по типу Гляйвицкого или Майнильского, чтобы оправдать эскалацию, сейчас же Россия ограничивается локальными диверсиями — вроде подрыва газораспределительных объектов на украинской территории.

«Все это связано с нежеланием раздражать Трампа и с тем, что непредсказуемость американского лидера сама по себе является фактором сдерживания», — отметил он.

Аналитик обратил внимание, что в военном плане Россия несет ощутимые потери, в том числе от точечных ударов украинских сил по нефтеперерабатывающим заводам.

«Эти действия оказываются куда эффективнее западных санкций, которые больше похожи на решето. Именно поэтому Путин мог бы предложить Трампу временное «воздушное перемирие» и подать это как уступку. В свою очередь, Трамп мог бы представить это своим избирателям как дипломатическую победу», — сказал эксперт.

По мнению собеседника, итог встречи будет зависеть от того, как стороны сумеют совместить реальные уступки с необходимостью сохранить политическое лицо.

«Американское общество не готово к уступкам России, а Трамп вынужден учитывать это в своей риторике. Поэтому любые договоренности будут обставлены как победа американской дипломатии — даже если они представляют собой компромисс», — подытожил Валерий Димов.

 

# 879
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА