Пятое колесо в телеге: как прогадал Париж от тактики прессинга на Баку
Положение по окончательному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта на сей момент видится патовым, и радости от этого мало, если о ней можно говорить. Москва опрометчиво инкорпорировала в среду армян Карабаха российского дельца Рубена Варданяна, а французский глава Эмманюэль Макрон проявил склонность к биполярности, поэтому говорить о скорых позитивных переменах не приходится.
Баку остался верен себе и своим принципам, не стал экспериментировать, как это сделали Иреван, Париж и Москва, а сохранил строгую приверженность к ранее заявленным целям.
Но вакуумное состояние долго сохраняться не может. Грань между войной и миром практически стирается по вине сепаратистов и их лоббистов. Горячие головы и реваншисты анонсируют очередную эскалацию, веря в чудо.
Странные заявления так называемого госминистра Варданяна, кстати, не вписывающиеся в орбиту мирных ожиданий, тоже напрягают обстановку. Если ему любо ломать копья упертости об азербайджанскую твердыню рационализма, пусть и дальше чудит.
Но больше всех прогадал французский лидер Эмманюэль Макрон. Он банально осрамился, оказав медвежью услугу не только армянам, но и себе. Его обещания прозвучали громко, да так, что сепаратисты воспряли, понадеявшись на коренной перелом.
Однако время летит, и вербальный аванс французов не только не трансформируется в нечто материальное, но постепенно оборачивается горькими разочарованиями для всех, кто верил в дееспособность Парижа.
В разгар политической горячки, спровоцированной Макроном после его скандальных выступлений по теме и провального соло на саммите Франкофонии в Тунисе, в Баку и Париже приступили к работе чрезвычайные и полномочные послы двух стран.
Обоюдную ставку на дипломатов-женщин следует рассматривать в качестве смягчающего обстоятельства. Ведь политика есть учение о возможностях, и в определенных моментах женский фактор играет далеко не последнюю роль в купировании кризисных точек. Но это не про французских женщин, о которых речь пойдет дальше.
Приступившая к исполнению обязанностей в Баку Анн Бойон стартовыми действиями продемонстрировала подкупающую гибкость. Посетив деоккупированные территории и воочию увидев кошмар, оставленный армянами на азербайджанских землях, она, конечно же, сделала надлежащие выводы. В армянской среде волевой шаг дипломата не осудили разве только спящие.
Госпожа Бойон нацелена на снятие напряжения с азербайджано-французских отношений, в обрушении которых вины Баку нет. Это Макрон, наплевав на политкорректность и отвергнув такие важные принципы, как беспристрастность и объективность, загнал себя в угол.
В политике случается, когда первые лица непростительно косячат, а окружение, дипломаты отдуваются за лидеров, выправляя положение точными ходами. Госпожа Бойон не пошла путем серого предшественника, который боялся ступить на деоккупированные земли.
Если бы его нерешительность принесла хоть малюсенький дивиденд, то полбеды. Он тем и отличился, что отвесил ритуальные реверансы армянам и бесславно завершил каденцию.
Но другое дело его преемница. Она понимает, что пространство не терпит вакуума, и надо разобрать завалы на пути взаимодействия. Отсутствие нормальных отношений никак не может восприниматься в качестве приемлемой нормы.
Ну а что же французский истеблишмент, где по-прежнему бьют в барабаны войны доморощенные политики-подстрекатели наподобие Валери Пекресс, Валери Буайе, Анн Идальго и прочих? Они заглохли. А может выдерживают паузу, чтобы сделать новый заход в ту же реку, в которой с хилой сноровкой равновесия не сохранить.
Французская пресса несколько сдержанно комментирует положение, но подчеркивает, что дело дальше вербальной поддержки не пошло. Париж стремительно ворвался в игру, понадавав обещаний, а потом тихо ушел в кусты, воздержавшись от действий.
Жесткий выпад Франции с истеричным осуждением Баку, принятием антиазербайджанской резолюции на уровне Сената привел лишь к тому, что Макрон вместе с единомышленниками подорвал Брюссельский формат, на который очень надеялись в Иреване.
В поствоенных реалиях переговоры не только нужны, но и обязательны. Должна же быть платформа для обсуждения мирной повестки. Рано или поздно Баку и Иреван сблизят позиции, чтобы сойтись на компромиссных нотах.
Макрон обнулил свой актив. Другое дело - пассив. Если бы 7-го декабря состоялась встреча на уровне четверки, тогда он смог бы оказаться на высоте. Но этому не дал случиться президент Ильхам Алиев, открыто обвинивший французского президента в деструктивности.
Единственно, чего добился Макрон, так это самоотвода от переговорного процесса. Он по собственной вине оказался пятым колесом телеги, что позитивных нюансов его имиджу не принесло. Скорее, наоборот. Он пережил моральные издержки.
А что же по этому поводу думают в Армении, где не так давно эпатаж Макрона вызвал чуть ли не всенародное ликование?! Эйфория спала, и пришло горькое осознание нерадостной реальности.
Трезвомыслящие эксперты горюют по поводу утраты Францией ее посреднической роли. Париж мог бы оказать больше пользы Иревану за столом переговоров, нежели тем, что сам себя поставил вне игры.
Макрон переоценил свои возможности, предположив, что жестким прессингом сможет заставить Баку играть по своим правилам. Не получилось. А Иреван остался наедине со своими эмоциями, не заполучив помощи.
Прозападники Армении все еще лелеют мечту, мол, что не сегодня-завтра Париж предоставит Иревану оружие, технологии и прочие средства для ведения реваншистской кампании. Если даже это произойдет, Франция станет страной, толкающей Армению в лоно катастрофы.
Наиболее прагматично рассуждающие эксперты говорят, что более сдержанная позиция Макрона могла бы быть гораздо полезней, нежели осуждающие Баку вопли. С этим трудно не согласиться.
В сложной игре каждый пытается воспользоваться ошибками конкурентов. Если они случаются, практичные игроки не упускают шанс и пополняют собственный баланс.
Такое произошло в ходе последнего дипломатического семестра, когда Париж в провальной тактике повел за собой Иреван, наделав большого шуму, но, не заимев ничего. В выигрыше остался Баку, который, как и прежде, готов обсуждать проблематику региона со своей ясной позицией, лишь бы участники были беспристрастны.
Очки, которые намеревались приобрести на пару Париж и Иреван, перетекли на счета Азербайджана, который еще и пополнил свой имиджевый багаж.
Тофиг Аббасов
Российский самолет загорелся в аэропорту Турции-ВИДЕО-ОБНОВЛЕНО
Итоги COP29: Мировое сообщество в очередной раз стало свидетелем успешного лидерства Азербайджана - АНАЛИТИКА
Президент: Бакинское заседание COP войдет в историю как одна из величайших конференций COP
Глава МИД Великобритании: Соглашение, достигнутое на СОР29, стало важным шагом
Президент Алиев: COP29 — поворотный момент в климатической дипломатии
СОР29 стал триумфом Азербайджана – официальный Баку внес важный вклад в борьбу с глобальным изменением климата