После заявления Пашиняна пропал сам смысл карабахских переговоров – МОСКВА НА ПРОВОДЕ
Пандемия коронавируса в мире оказала сильнейшее влияние не только на мировую экономику, торгово-экономические связи между странами, быт и трудовую деятельность людей, но и на глобальную политику. В условиях совместной борьбы с коронавирусом внутри и внешнеполитические акценты ряда стран мир сместились на вопросы здравоохранения, безопасности людей и социальное их обеспечение. Даже конфликты, которые протекали в той или иной фазе, отошли на второй план. Но рано или поздно, пандемия спадет и страны вновь вернутся к неурегулированным спорам и конфликтам, которые необходимо в той или иной форме решать.
Уже сейчас очевидно, что мировая экономика пытается перестроиться в условиях предстоящей глобальной рецессии, а в таких условиях урегулирование конфликтов для развития региона, в котором они полыхают, в целом вновь актуализируется. В мире до сих пор идут незатухающие и затяжные конфликты, к коим и относится армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт в регионе Южного Кавказа.
Вот в таких условиях недавно прозвучало заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, в котором он переподтвердил российскую позицию о территориальной целостности Азербайджана в контексте карабахского конфликта, призвав к переговорам. Он указал, что уже сейчас устоялся формат переговоров Баку-Ереван при посредниках в лице тройки сопредседателей Минской группы ОБСЕ и личного представителя действующего председателя ОБСЕ
В своем выступлении глава российского внешнеполитического ведомства напомнил о существовании Мадридских принципах, так называемых Казанских принципах, о документах, в подготовке которых принимали участие и российская стороны.
«Эти документы предполагают продвижение к урегулированию на основе поэтапного подхода, предполагая на первом этапе решение наиболее актуальных проблем, освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических, и прочих коммуникаций. Так, что я убежден, что, когда мы придем к решению о подписании этих документов - это будет важнейших шаг в выполнении резолюций Совбеза ООН, которые требовали прекратить войну и начать договариваться», - сказал российский министр.
Позже с неожиданным парированием своему российскому коллеге выступил глава МИД Армении Зограб Мнацаканян, который прямо заявил, что ни о какой передаче оккупированных азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха не может быть и речи, сославшись на вопрос безопасности населения режима в Карабахе.
«Мы говорим о наших подходах, где приоритетом является фактор безопасности. Территории, о которых идет речь в заявлении Лаврова, кроме прочего, являются зоной безопасности и линией обороны (7 оккупированных районах Азербайджана: Агдаме, Кельбаджаре, Физули, Зангилане, Губадлы, Лачине – ред.). Никто не может предположить, что это может быть пересмотрено и может быть поставлена под сомнение безопасность народа Карабаха, никто не может предположить, что кто-то может пойти на уступки и поставить под угрозу безопасность», - указал министр.
Отметим также, что выступление С.Лаврова прозвучало на фоне встречи в формате видеоконференции глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и упомянутого Зограба Мнацаканяна в рамках урегулирования нагорно-карабахского конфликта, представителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также личного представителя действующего председателя ОБСЕ.
По итогам встречи МИД Азербайджана в своем коммюнике отметило, что стороны пришли к согласию, что в условиях нынешнего глобального кризиса в области здравоохранения важно придерживаться режима прекращения огня и воздерживаться от любых провокаций на линии соприкосновения огня.
Внешнеполитическое ведомств Азербайджана вновь переподтвердило свою позицию, указав, что она основана на урегулировании конфликта на основе норм и принципов международного права и реализации соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, как это отражено в Уставе ООН и Хельсинкском Заключительном акте ОБСЕ.
В свою очередь сопредседатели МГ ОБСЕ в своем заявлении указали, что из-за пандемии коронавируса визит в регион, согласованный в Женеве, и личные встречи с министрами были отложены.
В связи с сложившейся ситуацией в регионе, заявлением главы МИД России и ходом переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Vesti.az обратился к российским экспертам.
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников заявил, что министр иностранных дел Российской Федерации в своем заявлении, говоря о том, что переговоры между МИД Азербайджана и Армении идут на основании каких-то известных документов, не упоминает содержание этих документов и не говорит, что в этих документах обозначена и поэтапность разрешения конфликта никак не соотносится с планом Левона Тер-Петросяна (президент Армении в 1991-1998 годах – ред.), о котором потом заявляет армянская сторона.
«Интерпретация слов Лаврова лежит на совести тех политологов, комментаторов, которые с армянской стороны хотят придать словам главы МИД России большее значение и включить в них больший смысл, негативный для армянской стороны, негативный для министра иностранных дел Армении, чего на самом деле в словах содержится. Происходит такая подковерная игра», - подчеркнул Д.Солонников.
По его словам, периодически в армянской политике происходит ситуация, когда негативный сценарий, с точки зрения армянской стороны, переговоров пытаются вложить в уста тех или иных субъектов международной политики – то внутри Армении, то из международных структур, - в настоящий момент со стороны России.
«Ничего больше того, что переговоры ведутся на основании документов, ничего больше того, что решать конфликт нужно поэтапно, Сергей Лавров не говорил и в виду не имел. Поэтому относить его заявление к каким-то домыслам, которые хотела бы или, наоборот, боялась бы услышать в них армянская сторона, не стоит», - отметил директор российского института.
Говоря о переговорах между главами МИД Азербайджана и Армении политолог указал, что они идут по вполне понятному направлению.
«Сейчас задача с двух сторон создать более или менее спокойную, комплиментарную к переговорщикам обстановку. Нет никаких иллюзий, что сейчас получится договориться о чем-то. Те провокации, которые мы слышим с армянской стороны от ряда политологов, об этом говорят. Любой серьезный сдвиг позиции переговорной группы со стороны Армении вызовет серьезнейший всплеск в обществе, на это никто не пойдет и, естественно, не руководство МИД Армении, не Никол Пашинян сейчас не возьмут на себя ответственность за радикальные изменения позиции официального Еревана», - сказал Д.Солонников.
По его мнению, первоочередная задача в переговорах – это спокойная нормализация технических вопросов, в том числе и совместная борьба с коронавирусом и принятие каких-то взаимных эпидемиологических мер, к примеру, помощь друг другу в части карантинных мероприятий в качестве снабжения медикаментами.
«Если на земле это будет происходить, если сейчас об этом будут говорить и это станет состоянием и наполнением новостных лент, это изменит настроение в обществе. После можно говорить о каких-то серьезных шагах, после этого можно будет говорить, что переговоры станут действительно более содержательными. Пока что настаивать на субстантивных переговорах трудно. У армянской стороны действительно практически связаны руки, чтобы они не хотели сделать, на самом деле. Принять решение о разводе войск, о реальной деэскалации пока в Армении невозможно, поэтому сначала нужно изменить настроения в обществе, сначала нужно изменить повестку дня, сначала нужно изменить картину восприятия в медиа, потом добиваться всего остального. Сейчас идет работа над этой первой фазой», - отметил он.
Российский эксперт также выразил сомнение о существовании каких-либо серьезных проблем в отношениях между Ереваном и Москвой.
«Это частные попытки отдельных политологов требовать отставки главы МИД Армении, призывать к ответу Никола Пашиняна, пытаться показать, что Россия действует за спиной Армении и какие-то свои подковерные игры ведет. Это попытка отдельных лиц, официальный Ереван подобные действия применять не будет, это ни в чьих интересах абсолютно», - сказал Д.Солонников.
Он добавил, что высказывание Сергея Лаврова не может изменить состояние дел в конфликте, который длится уже более чем четверть века, что все прекрасно понимают.
«Нет необходимости приписывать какие-то чрезвычайные возможности не стоит, ни для кого пользы это не принесет», - подчеркнул российский политолог, указав что, вместе с тем переговоры сложные и на попытки отдельных лиц интерпретировать слова российского министра не стоит обращать внимания.
Другой российский эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук считает, что нет необходимости искать в словах Сергея Лаврова какую-либо сенсацию.
«Министр иностранных дел РФ всегда об этом говорил: что все документы об урегулировании конфликта давно лежат на столе, и ими, в частности, предусмотрен поэтапный процесс. При этом Никол Пашинян может заявлять всё что угодно, – что он и делает, начиная с момента своего прихода к власти. Задача всех заявлений Пашиняна – подтолкнуть Азербайджан к войне. Вся проблема в том, что Пашинян резко изменил линию армяно-азербайджанских переговоров, но при этом его ещё никто не привёл «в чувство», начиная с сопредседателей МГ ОБСЕ. Именно здесь лежит главная проблема, а не в заявлениях Сергея Лаврова, которые не меняются в своей сути никогда», - заявил Г.Трофимчук.
По его словам, азербайджано-армянские встречи на уровне министров иностранных дел уже давно вошли в формальный режим и поэтому также не предполагают никаких сенсаций.
«Никакой Мнацаканян при этом никаких тайных переговоров вести не уполномочен, как и «передавать» Азербайджану земли тоже. Это было бы просто смешно, хотя именно такого рода претензии выдвигаются армянскими активистами в адрес министра. При этом Мнацаканян в любой момент может стать «мешком с песком», чтобы сбросить его с армянского «воздушного шара» и сделать виновником чего угодно, – и премьер Пашинян этот ход всегда держит в запасе», - подчеркнул российский эксперт.
По его мнению, требование Баку о проведении субстантивных переговоров вполне закономерно и естественно, так как «разговоры ради разговоров ему не нужны».
«При этом субстантивность, естественно, не подразумевает военных решений, так что в этом смысле у Азербайджана и МГ ОБСЕ, настаивающей на переговорах мирных, нет никаких противоречий», - сказал Г.Трофимчук.
Комментируя заявление главы МИД Армении Зограба Мнацаканяна о неприемлемости вопроса рассмотрения возврата оккупированных армянской стороной районов вокруг Нагорного Карабаха российский эксперт указал, что министр лишь повторяет то, что говорит сам армянский премьер Никол Пашинян, который вообще не готов говорить с Азербайджаном на предмет передачи Карабаха, включая всю прилегающую зону, так как «мир на территории» он «не меняет».
«Поэтому для Еревана нет никакой разницы в разделении статуса Карабаха и прилегающих территорий, как и «этапов» их передачи. То есть, после заявления премьера Армении пропал сам смысл переговоров, длящихся уже четверть века», - резюмировал Г.Трофимчук.
Джафар Агададашев
Российский самолет загорелся в аэропорту Турции-ВИДЕО-ОБНОВЛЕНО
Итоги COP29: Мировое сообщество в очередной раз стало свидетелем успешного лидерства Азербайджана - АНАЛИТИКА
Президент: Бакинское заседание COP войдет в историю как одна из величайших конференций COP
Глава МИД Великобритании: Соглашение, достигнутое на СОР29, стало важным шагом
Президент Алиев: COP29 — поворотный момент в климатической дипломатии
СОР29 стал триумфом Азербайджана – официальный Баку внес важный вклад в борьбу с глобальным изменением климата